ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-272/2016 от 15.06.2016 Тюменского областного суда (Тюменская область)

Дело № 21-272/2016

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

город Тюмень 15 июня 2016 года

Судья Тюменского областного суда Колоскова С.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу акционерного общества «Транснефть-Сибирь» на решение судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 20 апреля 2016 года,

у с т а н о в и л:

Постановлением и.о. начальника Сургутского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений (далее также Сургутское управление Природнадзора Югры) ФИО1 от 15 декабря 2015 года акционерное общество «Транснефть-Сибирь» (далее также – АО «Транснефть-Сибирь») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также – КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

АО «Транснефть-Сибирь» в лице представителя по доверенности от 01 февраля 2016 года (л.д. 38) ФИО2 подана жалоба на указанное постановление с просьбой о признании постановления незаконным и подлежащим отмене. В жалобе указывает, что постановление административного органа вынесено незаконно, необоснованно и в отсутствие полномочий на составление вышеуказанного постановления. Обществом были незамедлительно предприняты меры к прекращению утечки нефти, а именно - остановка нефтепровода 11 февраля 2015 года в 23 часа 23 минуты, что составило 18 минут между обнаружением и остановкой нефтепровода. К 05 часам 00 минутам 12 февраля 2015 года произведена локализация нефти, к 09 часам 00 минутам - дегазация места проведения работ, к 10 часам 00 минутам - проведены земляные работы, к 12 часам 00 минутам - зачистка рабочего котлована, к 13 часам 00 минутам - разметка и подгонка ремонтной конструкции П9 к месту монтажа, к 18 часам 00 минутам проведены сварочно-монтажные работы и в 18 часов 30 минут проведен визуальный контроль сварных швов. Таким образом, организация и технология работ по ликвидации разлива нефти на линейной части магистрального нефтепровода УБНВ 229 км проводились в соответствии с утвержденным в установленном порядке Планом по предупреждению ликвидации разливов нефти на ЛЧМН Сургутского УМН АО «Транснефть-Сибирь». Все мероприятия по ликвидации последствий разлива нефти выполнены в рамках нормативов, установленных данным планом. Заявитель считает, что у АО «Транснефть-Сибирь» отсутствует обязанность в сообщении об инциденте в территориальные органы информацию о долготе и широте места аварии в системе координат Пулково 1942 года, градусы, минуты, секунды.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 20 апреля 2016 года постановлено:

«Постановление Сургутского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры <.......> о назначении административного наказания от 15.12.2015 года в отношении Акционерного общества «Транснефть-Сибирь» оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения».

Не соглашаясь с данным решением, АО «Транснефть-Сибирь» в лице представителя ФИО2, в жалобе в вышестоящий суд, приводя те же доводы, что и в жалобе в районный суд, просит решение судьи отменить, принять по делу новое решение о признании постановления <.......> от 15 декабря 2015 года незаконным. Считает неправильным вывод суда о приоритете Постановления №5-п «О Требованиях к разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» по отношению к Приказу Минприроды Российской Федерации №156 от 03 марта 2003 года «Об утверждении Указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения к аварийной ситуации». Также указывает, что судом не дана надлежащая оценка представленным заявителем доказательствам, а именно, документам об отсутствии у Сургутского управления Природнадзора Югры полномочий по осуществлению государственного лесного надзора, применительно к инциденту, произошедшему на землях запаса. Также не согласен с указанной в Постановлении общей площадью нефтезагрязненного участка 10,53 га, из них категория земель – земли «запаса» составляют 9,83 га, категория земель – земли лесного фонда» 0,85 га квартал 511 выделы 26, 116, 162, 164, Сургутского участкового лесничества Территориального отдела – Сургутское лесничество. Указывает, что инцидент произошел на землях запаса, общая площадь загрязнения составляет 4,768 га. Поскольку у Сургутского управления Природнадзора Югры отсутствовали полномочия по осуществлению государственного лесного надзора на землях запаса, то привлечение АО «Транснефть-Сибирь» к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ является необоснованным.

В возражениях на жалобу Сургутское управление Природнадзора Югры, полагая решение судьи районного суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, жалобу АО «Транснефть-Сибирь» без удовлетворения.

Проверив в порядке ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, материалы дела по жалобе, изучив доводы жалобы, заслушав в судебном заседании объяснения представителя АО «Транснефть-Сибирь» ФИО2, полагаю, что оснований для отмены решения судьи районного суда не имеется.

Статьёй 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.

Как следует из материалов дела, 11 февраля 2015 года в 23 часа 05 минут в 3,5 км от п.Сайгатино (магистральный нефтепровод «Усть-Балык-Нижневартовск» - 229 км Сургутского УМН АО «Транснефть-Сибирь») произошёл разлив нефти.

12 февраля 2015 года в адрес Сургутского управления Природнадзора Югры из Сургутского управления магистральных нефтепроводов АО «Транснефть-Сибирь» поступило сообщение о данном факте.

Оставляя без изменения вынесенное в отношении АО «Транснефть-Сибирь» постановление о привлечении к административной ответственности по ст.8.5 КоАП РФ, судья районного суда обоснованно исходил из доказанности несвоевременного сообщения полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы.

Так, частью 1 ст.9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» предусмотрено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в частности, своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте.

Согласно п.3 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 года № 613 (ред. от 14.11.2014) «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов» разливы нефти и нефтепродуктов классифицируются как чрезвычайные ситуации и ликвидируются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Данной нормой предусмотрены категории чрезвычайных ситуаций в зависимости от объема и площади разлива нефти и нефтепродуктов на местности, во внутренних пресноводных водоемах (чрезвычайные ситуации локального, муниципального, территориального, регионального или федерального значения).

Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2002 года № 240 (ред. от 14.11.2014) «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» предусмотрено, что в организациях, имеющих опасные производственные объекты, для осуществления мероприятий должен быть план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, разработанный и согласованный в установленном порядке в соответствии с предъявляемыми требованиями к разработке и согласованию планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации. При этом согласно п.4 названного постановления организации обязаны немедленно оповещать в установленном порядке соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о фактах разливов нефти и нефтепродуктов и организовывать работу по их локализации и ликвидации.

Также пунктом 3 Указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации, разработанных Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 03 марта 2003 года № 156 в соответствии с названным выше Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 года № 613, предусмотрено, что организации, осуществляющие разведку месторождений, добычу нефти, переработку, транспортировку, хранение и реализацию нефти и нефтепродуктов, а также иные организации, имеющие опасные производственные объекты и обязанные в соответствии с законодательством разрабатывать и согласовывать в установленном порядке планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, в случаях аварийных разливов информируют соответствующие территориальные органы или специализированные морские инспекции МПР России по установленному образцу (приложение 1).

В соответствии с типовой формой оперативного сообщения об аварии (инциденте), являющейся приложением к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14 января 2011 года № 5-п «О требованиях к разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», предприятием должно направляться оперативное сообщение с указанием в графе «место аварии» долготы и широты места аварии (инцидента) в системе координат Пулково 1942 года, градусов, минут, секунд.

Учитывая, что указанное постановление является нормативным правовым актом, предусматривающим определённые обязанности для организаций, осуществляющих разведку месторождений, добычу нефти, переработку, транспортировку, хранение и реализацию нефти и нефтепродуктов на территории ХМАО - Югры, а также иных организаций, имеющие опасные производственные объекты на указанной территории, то АО «Транснефть-Сибирь», осуществляющая указанные виды деятельности на территории ХМАО – Югры, обязано соблюдать названные данным постановлением предписания, а их невыполнение влечёт административную ответственность.

Поскольку требования об указании долготы и широты места аварии (инцидента) в системе координат Пулково 1942 года, градусов, минут, секунд не были выполнены, что прямо следует из сообщения о разливе нефти от 12 февраля 2015 года, то должностным лицом был сделан правильный вывод о предоставлении обществом неполной информации о состоянии окружающей среды.

Довод жалобы об отсутствии у Сургутского управления Природнадзора Югры Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО – Югры полномочий по вынесению постановления обоснованно признан несостоятельным, поскольку согласно п.1 Положения о Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО – Югры, названная Служба является органом государственной власти ХМАО – Югры, осуществляющим полномочия, в том числе, и по федеральному государственному надзору в сфере лесных отношений на территории указанного автономного округа.

Поскольку разлив нефти произошёл в том числе, и на землях лесного фонда, что подтверждается не только самим сообщением о разливе нефти, в котором указано, что в загрязнённую территорию попали земли лесного фонда, но и полученными по запросу Сургутского управления Природнадзора Югры таксационными описаниями Сургутского участкового лесничества территориального управления – Сургутского лесничества, выпиской из государственного лесного реестра ХМАО – Югры.

При этом представленная представителем АО «Транснефть-Сибирь» копия решения Сургутского городского суда ХМАО – Югры от 01 октября 2015 года не может служить доказательством того, что разлив нефти 11 февраля 2015 года произошёл исключительно на землях запаса, не затронув земли лесного фонда, поскольку предметом рассмотрения данного дела являлись исковые требования Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора о возложении на АО «Транснефть-Сибирь» обязанности рекультивировать загрязнённый участок площадью 4,768 га, вопросы о том, на землях каких категорий, какой площадью, произошёл разлив нефти, и был ли разлив нефти на землях лесного фонда, судом не обсуждались и не рассматривались.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, судьёй районного суда сделан правильный вывод об отсутствии оснований для отмены постановления о привлечении АО «Транснефть-Сибирь» к административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.1, 30.6, п.1 ч.1 ст.30.7, ст.30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

Решение судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 20 апреля 2016 года оставить без изменения, жалобу акционерного общества «Транснефть-Сибирь» оставить без удовлетворения.

Судья Тюменского областного суда (подпись) С.Е. Колоскова

Копия верна:

Судья Тюменского областного суда С.Е. Колоскова