ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-273/2016 от 15.06.2016 Тюменского областного суда (Тюменская область)

Дело № 21-273/2016

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Тюмень

15 июня 2016 года

Судья Тюменского областного суда Глушко А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу акционерного общества «Транснефть-Сибирь», поданную защитником Асеевым Л.Л. на решение судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 20 апреля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - акционерное общество «Транснефть-Сибирь»,

установил:

Постановлением старшего государственного инспектор ХМАО-Югры в области окружающей среды Сургутского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры a2 № 03-1451/2015 от 18 декабря 2015 года юридическое лицо - акционерное общество «Транснефть-Сибирь» (далее по тексту также – АО «Транснефть-Сибирь») привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 20 апреля 2016 года постановление должностного лица по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставлено без изменения, жалоба АО «Транснефть-Сибирь», поданная защитником Асеев Л.Л., оставлена без удовлетворения.

С данным решением не согласно АО «Транснефть-Сибирь», которое в жалобе, поданной в вышестоящий суд защитником Асеевым Л.Л., просит решение судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 20 апреля 2016 года отменить, указывая, что 28.11.2015 года Общество письмом № ТСИБ-120-31-453 сообщило о произошедшем 27.11.2015 года разливе нефти ХМАО, Сургутский район, в 10 км. от п. Солнечный ближайший водный объект, р. Черная 13 км. в 500 метрах а/д Сургут-Лянтор проходит параллельно МН ФИО1. Отмечает, что Обществом были незамедлительно предприняты меры к прекращению утечки нефти, был остановлен нефтепровод, проведены сварочно-монтажные работы по установке ремонтной конструкции, проведен визуальный контроль сварных швов. Утверждает, что организация и технология работ по ликвидации разлива нефти на линейной части магистрального нефтепровода УБНВ 229 км. (основная нитка), проводились в соответствии с установленным 18.10.2012 года в установленном порядке Планом по предупреждению и ликвидации разливов нефти на ЛЧМН Сургутского УМН АО «Транснефть-Сибирь», все мероприятия по ликвидации последствий разлива нефти выполнены АО «Транснефть-Сибирь» в рамках нормативов, установленных данным Планом ЛАРН. Также указывает, что Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 03.03.2003 года № 156, постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 года № 240, постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 года № 613, не предусмотрена обязанность АО «Транснефть-Сибирь» предоставлять информацию долготы и широты места аварии в системе координат Пулково 1942 года, градусы, минуты, секунды. Полагает неправильным вывод судьи районного суда о приоритете постановления Правительства ХМАО-Югры от 14.01.2011 года № 5-п по отношению к приказу Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 03.03.2003 года № 156, поскольку Постановление 5-п обязывает АО «Транснефть-Сибирь» предоставлять дополнительную информацию, не предусмотренную указанными нормативными актами, что, по мнению заявителя жалобы, противоречит приказу Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 03.03.2003 года № 156.

На жалобу АО «Транснефть-Сибирь» поступили возражения Сургутского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в лице представителя ФИО2, в которых он полагает решение судьи районного суда законным и обоснованным, а доводы жалобы удовлетворению не подлежащими.

Проверив в соответствии с частью 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела в полном объёме, изучив доводы жалобы в вышестоящий суд, заслушав защитника АО «Транснефть-Сибирь» Асеева Л.Л., просившего об удовлетворении жалобы, нахожу постановление должностного лица по делу об административном правонарушении от 18 декабря 2015 года и решение судьи районного суда от 20 апреля 2016 года отмене либо изменению не подлежащими по следующим основаниям.

Статьёй 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.

Из материалов дела следует, что 29.11.2015 года Сургутским управлением Природнадзора Югры на основании распоряжения начальника Сургутского управления Природнадзора Югры на № 03-536/2015 от 27.11.20-15 года проводилось мероприятие по контролю (патрулированию) территории лесного фонда в квартале 378 выделах 13, 154 Сургутского участкового лесничества ТО - Сургутское лесничества на предмет соблюдения природоохранного законодательства. В 500 метрах от поворота на ПСОК Победит-2 автодороги Сургут-Лянтор (координаты GPSmap в системе WGS 84 N 61° 19" 52,2", E 73° 03" 37,7") выявлен нефтезагрязенный участок.

Сургутским управлением Природнадзора Югры на основании информации, поступившей по запросу из ТО – Сургутское лесничество, установлено, что земельный участок, на котором произошел инцидент, расположенный в квартале 378, выдел 154 Сургутского участкового лесничества ТО – Сургутское лесничество, относится к эксплуатационным лесам.

Государственным инспектором ХМАО-Югры в области охраны окружающей среды 07 декабря 2015 года в отношении юридического лица - АО «Транснефть-Сибирь» был составлен протокол № 03-1451/2015 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, из которого, в частности, следует, что юридическое лицо АО «Транснефть-Сибирь» в нарушение п. 3 Постановления Правительства ХМАО-Югры от 14.01.2011 года № 5-п «О требованиях к разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» в сообщении о разливе нефти на магистральном нефтепроводе «ФИО1» - 293 км Сургутского УМН АО «Транснефть-Сибирь» от 28.11.2015 года предоставило неполную информацию о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, не указав GPS-координаты в системе координат Пулково 1942 г., градусы, минуты, секунды (широта и долгота места инцидента).

Оставляя без изменения вынесенное в отношении АО «Транснефть-Сибирь» постановление о привлечении к административной ответственности по ст.8.5 КоАП РФ, судья районного суда обоснованно исходил из доказанности несвоевременного сообщения полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы.

Так, частью 1 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» предусмотрено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в частности, своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте.

Согласно п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 года № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов» разливы нефти и нефтепродуктов классифицируются как чрезвычайные ситуации и ликвидируются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Данной нормой предусмотрены категории чрезвычайных ситуаций в зависимости от объема и площади разлива нефти и нефтепродуктов на местности, во внутренних пресноводных водоемах (чрезвычайные ситуации локального, муниципального, территориального, регионального или федерального значения).

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2002 года № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» предусмотрено, что в организациях, имеющих опасные производственные объекты, для осуществления мероприятий должен быть план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, разработанный и согласованный в установленном порядке в соответствии с предъявляемыми требованиями к разработке и согласованию планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации. При этом согласно п. 4 названного постановления организации обязаны немедленно оповещать в установленном порядке соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о фактах разливов нефти и нефтепродуктов и организовывать работу по их локализации и ликвидации.

Кроме того пунктом 3 Указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации, утверждённых приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 03 марта 2003 года № 156 в соответствии с названным выше постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 года № 613, предусмотрено, что организации, осуществляющие разведку месторождений, добычу нефти, переработку, транспортировку, хранение и реализацию нефти и нефтепродуктов, а также иные организации, имеющие опасные производственные объекты и обязанные в соответствии с законодательством разрабатывать и согласовывать в установленном порядке планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, в случаях аварийных разливов информируют соответствующие территориальные органы или специализированные морские инспекции МПР России по установленному образцу (приложение 1).

В соответствии с типовой формой оперативного сообщения об аварии (инциденте), утверждённой действующим постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14 января 2011 года № 5-п «О требованиях к разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», предприятием должно направляться оперативное сообщение с указанием в графе «место аварии» долготы и широты места аварии (инцидента) в системе координат Пулково 1942 года, градусов, минут, секунд.

Поскольку указанное постановление является нормативным правовым актом, предусматривающим определённые обязанности для организаций, осуществляющих разведку месторождений, добычу нефти, переработку, транспортировку, хранение и реализацию нефти и нефтепродуктов на территории ХМАО - Югры, а также иных организаций, имеющие опасные производственные объекты на указанной территории, следовательно АО «Транснефть-Сибирь», осуществляющая указанные виды деятельности на территории ХМАО – Югры, обязано соблюдать названные данным постановлением предписания, а их невыполнение влечёт административную ответственность.

Поскольку требования об указании долготы и широты места аварии (инцидента) в системе координат Пулково 1942 года, градусов, минут, секунд не были выполнены, что прямо следует из сообщения о разливе нефти от 28.11.2015 года, то должностным лицом был сделан правильный вывод о предоставлении обществом неполной информации о состоянии окружающей среды.

При таких обстоятельствах, учитывая, что обстоятельств, влекущих прекращение производства по делу, не установлено, нахожу, что существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и влекущих отмену вынесенного по делу судьёй районного суда решения не допущено, имеющиеся в деле доказательства судьёй районного суда оценены с соблюдением правил, предусмотренных ст. 26.11 указанного Кодекса, в результате которой судьёй районного суда сделан правильный вывод об отсутствии оснований для отмены постановления о привлечении АО «Транснефть-Сибирь» к административной ответственности, наказание лицу, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, назначено в соответствии с установленной статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях санкцией с учётом требований части 2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вследствие чего оснований к удовлетворению жалобы в вышестоящий суд защитника ОА «Транснефть-Сибирь» Асеева Л.Л. и отмене оспариваемого решения судьи районного суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

Постановление старшего государственного инспектор ХМАО-Югры в области окружающей среды Сургутского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры от 18 декабря 2015 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 20 апреля 2016 года в отношении юридического лица - акционерного общества «Транснефть-Сибирь» оставить без изменения, жалобу акционерного общества «Транснефть-Сибирь», поданную защитником Асеевым Л.Л., оставить без удовлетворения.

Судья Тюменского областного суда

А.Р. Глушко