Дело № 21-274/2020
Р Е Ш Е Н И Е
17 марта 2020 года гор. Симферополь
Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ПАО «Керченское АТП 14313» ФИО1 на решение Керченского городского суда Республики Крым от 30.01.2020 № 12-30/2020, постановление должностного лица от 29.10.2019 года и решение должностного лица от 15.11.2019 года,
у с т а н о в и л :
постановлением заместителя начальника управления экологического надзора Керченского региона – заведующего отделом экологического надзора г. Керчи – старшим государственным инспектором Республики Крым ФИО2 от 29.10.2019 № 013618-0606/08.1-21/65/2019, публичное акционерное общество «Керченское автотранспортное предприятие 14313» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Решением заместителя министра экологии и природных ресурсов Республики Крым ФИО3 от 15.11.2019 жалоба генерального директора ПАО «Керченское АТП 14313» ФИО1 оставлена без удовлетворения, постановление должностного лица от 29 октября 2019 года № 013618-0606/08.1-21/65/2019 – без изменения.
Решением судьи Керченского городского суда Республики Крым от 30 января 2020 года № 12-30/2020 жалоба генерального директора ПАО «Керченское АТП 14313» ФИО1 удовлетворена частично, постановление заместителя начальника управления экологического надзора Керченского региона – заведующего отделом экологического надзора г. Керчи – старшего государственного инспектора Республики Крым ФИО2 от 29.10.2019 № 013618-0606/08.1-21/65/2019, решение по жалобе по делу об административном правонарушении от 15.11.2019, вынесенное заместителем министра экологии и природных ресурсов Республики Крым, изменены, снижен размер административного штрафа с 200000 рублей до 70000 рублей. В остальной части постановление и решение должностного лица, оставлены без изменений.
Не согласившись с принятыми постановлением должностного лица от 29.10.2019 года, решением должностного лица от 15.11.2019 года, решением судьи городского суда от 30.01.2020 года, генеральный директор ПАО «Керченское АТП 14313» ФИО1 подал жалобу в Верховный Суд Республики Крым, в которой просит вышеуказанные акты отменить, производство по делу об административном правонарушении, в отношении ПАО «Керченское автотранспортное предприятие 14313» прекратить.
Жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции необъективно и не всесторонне исследовал обстоятельства дела, не учел то обстоятельство, что общество требования законодательства об отходах не нарушало, надлежащая проверка Министерством экологии и природных ресурсов не проводилась.
Изучив материалы дела, проверив изложенные в жалобе доводы, заслушав пояснения защитника ПАО «Керченское АТП 14313» ФИО4, представителя Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым ФИО5, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст.ст. 26.1, 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
Объектом указанного правонарушения, являются общественные отношения в области охраны окружающей среды от негативных антропогенных воздействий в результате обращения с опасной группой веществ, соединений, материалов, а также в области обеспечения экологической безопасности населения и территорий. Предметом выступают отходы производства и потребления, а также иные опасные вещества - бактериологические (биологические), химические, токсичные вещества.
Субъектом данного правонарушения, может быть лицо, которое не соблюдает экологические и санитарно-эпидемиологические требования при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду установлены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ).
Статьей 1 Федерального закона № 89-ФЗ установлены следующие основные понятия: отходы производства и потребления (далее отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, в том числе, соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона № 89-ФЗ, индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу частей 3, 4 статьи 14 Федерального закона № 89-ФЗ на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений. При обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности должны соблюдаться требования, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
Частью 8 статьи 18 Федерального закона № 89-ФЗ предусмотрено, что субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
В силу части 1 статьи 19 Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что в ходе проведения должностными лицами Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым в период времени с 17.09.2019 года по 07.10.2019 года плановой документарной выездной проверки, установлено, что в результате деятельности ПАО «Керченское АТП 14313» образуются отходы, а именно: «фильтры очистки масла автотранспортных средств отработанные»; «обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами».
При этом, документы и материалы, отнесения указанных отходов к конкретному классу опасности, материалы по паспортизации отходов у ПАО «Керченское АТП 14313» отсутствуют.
В связи с выявленными нарушениями требований статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Порядка отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности, утвержденного Приказом Минприроды России от 05.12.2014 № 541, Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 года № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности», 15 октября 2019 года старшим государственным инспектором Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении № 013618 в отношении ПАО «Керченское АТП 14313» по ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ.
В последствии, этим же должностным лицом вынесено постановление от 29.10.2019 № 013618-0606/08.1-21/65/2019, которым ПАО «Керченское АТП 14313» привлечено к административной ответственности по ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ.
Факт допущенного правонарушения и виновность ПАО «Керченское АТП 14313» в совершении административного правонарушения подтверждены: приказом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым о проведении плановой документарной и выездной проверки от 09.09.2019 № 1498; актом проверки от 07.10.2019 № 14/08.1.1-17 с фототаблицей к нему; протоколом об административном правонарушении от 15.10.2019 № 013618, подписанным генеральным директором общества ФИО1 без замечаний; договором на оказание услуг от 26.08.2019 года; спецификацией к договору от 26.08.2019 года; приказом по АТП об определении места складирования отходов и другими материалами дела об административном правонарушении.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция соглашается с выводом суда первой инстанции о соответствии фактическим обстоятельствам дела выводов должностного лица о виновности ПАО «Керченское АТП 14313» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основанных на содержащихся в материалах дела доказательствах, которым судом дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Судьей городского суда, с учетом приведенных законоположений, исследованы все имеющиеся по делу доказательства, которые являются последовательными, не противоречивыми, достаточными и допустимыми, а поэтому обоснованно положены судьей в основу вынесенного решения.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 года № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности» утверждены Правила проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, а также типовая форма паспорта отходов I - IV классов опасности.
Положениями указанного постановления Правительства Российской Федерации упрощена процедура паспортизации отходов:
на отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, хозяйствующие субъекты составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной данным постановлением Правительства Российской Федерации;
на отходы, не включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны подтвердить отнесение таких отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, для их включения в федеральный классификационный каталог отходов.
Согласно п. 7 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, на отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 № 712.
Вопреки доводам жалобы, включение сведений об отходах в федеральный классификационный каталог отходов, не освобождает общество от обязанности по подтверждению отнесения указанных отходов к конкретному классу опасности.
Судом первой инстанции обоснованно учтено, что выявленные нарушения создают существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, посягают на государственный порядок правоотношений в сфере охраны окружающей среды, направленный на создание благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности населения и территорий.
При таких условиях совершенное заявителем правонарушение правомерно не оценено в качестве малозначительного.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для иной оценки установленных по делу обстоятельств и применения положений статьи 2.9 Кодекса в данном деле.
Доказательств, подтверждающих принятие юридическим лицом всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, в материалы дела не представлено.
Порядок и срок привлечения ПАО «Керченское АТП 14313» к административной ответственности соблюдены.
Принцип презумпции невиновности должностным лицом, судьей городского суда не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые могли быть истолкованы в пользу ПАО «Керченское АТП 14313», не усматривается.
Согласно ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В силу ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Исходя из положений п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, возможно изменение постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
В виду указанного, оснований для отмены либо изменений судебного решения от 30.01.2020 года, постановления должностного лица от 29.10.2019 года и решения должностного лица от 15.11.2019 года не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым,
р е ш и л:
жалобу генерального директора ПАО «Керченское АТП 14313»ФИО1 на решение Керченского городского суда Республики Крым от 30.01.2020 № 12-30/2020, постановление должностного лица от 29.10.2019 года и решение должностного лица от 15.11.2019 года – оставить без удовлетворения.
Решение Керченского городского суда Республики Крым от 30 января 2020 года № 12-30/2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ПАО «Керченское АТП 14313» – оставить без изменения.
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья <данные изъяты> Е.Г. Тимошенко
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>