ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-275/2022 от 08.08.2022 Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики (Кабардино-Балкарская Республика)

Судья Шомахов А.В. Дело

Р Е Ш Е Н И Е

08 августа 2022 года г. Нальчик

Судья Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики Бабугоева Л.М., при секретаре Тогировой Д.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 ФИО7 на постановление инспектора отдельного взвода дорожно-патрульной службы Отдела Министерства внутренних дел России по Терскому району Кабардино-Балкарской Республики ФИО9 от 07 февраля 2022 года и решение судьи Терского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 28 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 ФИО8,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением инспектора отдельного взвода дорожно-патрульной службы Отдела Министерства внутренних дел России по Терскому району Кабардино-Балкарской Республики (далее ДПС ОМВД России по Терскому району КБР) ФИО5 от 07 февраля 2022 года , вынесенным в порядке части 1 статьи 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставленным без изменения решением судьи Терского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 28 апреля 2022 года, ФИО1 ФИО10 привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа 500 рублей (л.д.9).

Указанным постановлением ФИО1 признан виновным в том, что 07 февраля 2022 года в <адрес> управлял транспортным средством <данные изъяты> c регистрационным знаком , не зарегистрированным на территории Российской Федерации в установленном порядке.

В связи с тем, что ФИО1 оспаривал наличие события административного правонарушения и назначенное административное наказание, инспектором ДПС ОМВД России по Терскому району КБР ФИО5 в этот же день 07 февраля 2022 года в <данные изъяты> в отношении него был составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в котором также описано вышеуказанное событие административного правонарушения.

Решением судьи Терского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 28 апреля 2022 года постановление инспектора ДПС ОМВД России по Терскому району КБР ФИО5 от 07 февраля 2022 года оставлено без изменения, а жалоба ФИО1 - без удовлетворения.

Копия указанного решения судьи от 28 апреля 2022 года была получена ФИО1 29 июня 2022 года (л.д.33).

08 июля 2022 года ФИО1 через отделение почтовой связи и Терский районный суд Кабардино-Балкарской Республики обратился в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики с жалобой, в которой просит отменить постановление инспектора ДПС ОМВД России по Терскому району КБР ФИО5 от 07 февраля 2022 года , решение судьи Терского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 28 апреля 2022 года и прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Как указано в жалобе, разрешая спор по делу и делая вывод о его виновности в управлении транспортным средством, не зарегистрированным в Российской Федерации в установленном порядке, должностное лицо административного органа и суд первой инстанции разрешили вопросы, связанные с таможенным регулированием, перемещением товаров через таможенную границу, которые не подлежали разрешению в рамках производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом ни инспектором дорожно-патрульной службы, ни судом не был установлен статус транспортного средства под его управлением, не были установлены даты его ввоза в Армению, ввоза в Российскую Федерацию или принадлежность транспортного средства.

В жалобе также указано, что судом первой инстанции не дана надлежащая правовая оценка допущенным инспектором дорожно-патрульной службы нарушениям его процессуальных прав, тому, что инспектор при вынесении обжалуемого постановления не разъяснил ему права и обязанности, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и положения статьи 51 Конституции Российской Федерации; не удовлетворил его ходатайства о передаче дела для рассмотрения по месту его жительства, о допуске к участию в деле защитника, не исполнил требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о полноте и всесторонности исследования обстоятельств дела и не установил когда, кем, где приобретен автомобиль <данные изъяты> c регистрационным знаком , с какого времени находится указанное транспортное средство на территории Российской Федерации.

ФИО1 и должностное лицо административного органа, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении – инспектор ДПС ОМВД России по Терскому району КБР ФИО5, будучи извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились, о причине неявки не сообщили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили, в связи с чем на основании пункта 4 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нахожу возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы ФИО1 прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до восьмисот рублей.

В силу пункта 1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 "О Правилах дорожного движения" (далее - Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации), механические транспортные средства (кроме мопедов) и прицепы должны быть зарегистрированы в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органах, определяемых Правительством Российской Федерации, в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или 10 суток после их приобретения или таможенного оформления.

Правила государственной регистрации самоходных машин и других видов техники, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 года N 1507 (далее Правила государственной регистрации самоходных машин), определяют порядок государственной регистрации самоходных машин (тракторов, самоходных дорожно-строительных машин, коммунальных, сельскохозяйственных машин, внедорожных автомототранспортных средств и других наземных безрельсовых механических транспортных средств, имеющих двигатель внутреннего сгорания объемом свыше 50 куб. сантиметров или электродвигатель максимальной мощностью более 4 киловатт.

В соответствии с пунктом 3 указанных Правил, государственная регистрация техники осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный надзор в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, аттракционов (далее - органы гостехнадзора), за собственником техники (за исключением лица, не достигшего возраста 16 лет либо признанного недееспособным), или лицом, владеющим техникой на праве хозяйственного ведения, на праве оперативного управления либо на основании договора лизинга, или одним из родителей, усыновителем либо опекуном (попечителем) лица, не достигшего возраста 16 лет, являющегося собственником техники, или опекуном недееспособного гражданина, являющегося собственником техники (далее - владелец техники).

Владелец техники обязан зарегистрировать ее или изменить регистрационные данные в органах гостехнадзора в течение 10 календарных дней со дня приобретения прав владельца техники ( пункт 5 Правил государственной регистрации самоходных машин).

Как следует из материалов дела, постановлением инспектора ДПС ОМВД России по Терскому району КБР ФИО5 от 07 февраля 2022 года ФИО1 признан виновным в том, что 07 февраля 2022 года в <адрес> управлял транспортным средством <данные изъяты> c регистрационным знаком , не зарегистрированным на территории Российской Федерации в установленном порядке.

Суд первой инстанции отклонил жалобу ФИО1 на указанное постановление , признав постановление должностного лица административного органа о его привлечении к административной ответственности законным и обоснованным.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений ( статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 30.6 названного Кодекса при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Частью 3 статьи 30.6 указанного Кодекса установлено, что судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Требования приведенных норм о всестороннем и полном рассмотрении дела должностным лицом административного органа и судьей районного суда не выполнены.

Судьей первой инстанции при рассмотрении дела и проверке законности постановления должностного лица не проверены и не учтены доводы жалобы заявителя о неполноте и всесторонности исследования обстоятельств по делу должностным лицом административного органа при вынесении постановления о привлечении к административной ответственности и о нарушении его прав на защиту.

Суд первой инстанции признал правильной квалификацию действий ФИО1 по части 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мотивируя тем, что материалами дела подтверждается факт его управления 07 февраля 2022 года в <адрес> транспортным средством <данные изъяты> с номерным знаком , подтверждающим регистрацию транспортного средства в Республике Армения, не зарегистрированным в установленном законом порядке в Российской Федерации.

Однако сам по себе факт управления транспортным средством, не зарегистрированным в Российской Федерации, не образует состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из разъяснений пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 25 июня 2019 г. N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" следует, что административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 12.1 данного Кодекса, выражается в управлении транспортным средством, в отношении которого не выполнена предусмотренная законом обязанность по его регистрации (постановке на государственный учет) или по внесению изменений в регистрационные данные транспортного средства в случаях, установленных законом, в том числе, когда транспортное средство было снято с регистрационного учета, и при этом не реализована обязанность по его регистрации в установленный законом срок, либо регистрация транспортного средства прекращена (аннулирована).

Пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете, его государственный учет не прекращен и оно соответствует основным положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством Российской Федерации. Требования, касающиеся государственного учета, не распространяются на транспортные средства, участвующие в международном движении или ввозимые на территорию Российской Федерации на срок не более одного года.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 8 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" владелец транспортного средства обязан обратиться с заявлением в регистрационное подразделение для постановки транспортного средства на государственный учет в течение десяти дней со дня ввоза на территорию Российской Федерации на срок более одного года либо со дня приобретения прав владельца транспортного средства, ранее не состоявшего на государственном учете в Российской Федерации.

Согласно статье 1 Конвенции о дорожном движении (заключена в г. Вене 8 ноября 1968 г.) транспортное средство считается находящимся в международном движении по территории какого-либо государства, если оно: принадлежит лицу, имеющему обычное местожительство вне этого государства; не зарегистрировано в этом государстве; временно ввезено в него.

При этом временный ввоз транспортных средств для личного пользования урегулирован статьей 264 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. Исходя из положений пункта 1 этой статьи, для физических лиц государств-членов временным ввозом признается ввоз такими физическими лицами на таможенную территорию Евразийского экономического союза на срок не более одного года транспортных средств для личного пользования, которые зарегистрированы в государстве, не являющемся членом Евразийского экономического союза. Следовательно, в силу указанной нормы транспортные средства, состоящие на регистрационном учете в государствах-членах, при ввозе на территорию Российской Федерации не являются временно ввозимыми.

Положения законодательства в отношении транспортных средств, временно ввозимых из Республики Армения на территорию других государств-членов, касаются только лиц, постоянно проживающих в Республике Армения.

Так, в силу пункта 35 Приложения N 3 (Условия и переходные положения) к Договору о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (подписан в г. Минске 10 октября 2014года) автомобили, указанные в пунктах 30 и 31 названного Приложения, зарегистрированные на территории Республики Армения, могут временно ввозиться на территории других государств-членов только лицами, постоянно проживающими в Республике Армения, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Ввоз и использование на территориях других государств-членов таких автомобилей иными лицами, а также их отчуждение, передача в пользование, распоряжение на территориях таких других государств-членов допускаются только при условии их таможенного декларирования в таможенных органах этих других государств и уплаты таможенных пошлин, налогов с учетом пункта 31 названного Приложения.

Согласно пункту 3 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 г. N 1764, государственному учету в регистрационных подразделениях подлежат транспортные средства (за исключением временно ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза на срок не более одного года, либо являющихся товаром, реализуемым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими торговую деятельность), а также базовые транспортные средства и шасси транспортных средств, перегоняемые к конечным производителям или в связи с вывозом за пределы территории Российской Федерации, транспортные средства, являющиеся опытными (испытательными) образцами.

Из анализа приведенных норм следует, что транспортное средство, зарегистрированное в другом государстве-члене за гражданином Российской Федерации, имеющим постоянное место жительства только в Российской Федерации, должно быть зарегистрировано в подразделении Госавтоинспекции МВД России. Владелец такого транспортного средства обязан обратиться с соответствующим заявлением в регистрационное подразделение в течение десяти дней со дня ввоза транспортного средства на территорию Российской Федерации.

Установленные названными выше нормами требования не распространяются только на транспортные средства, которые участвуют в международном движении или ввезены на территорию Российской Федерации на срок не более одного года.

Согласно пункта 4 Правил государственной регистрации самоходных машин, не подлежат регистрации в органах гостехнадзора только:

транспортные средства и техника, собранные индивидуально из запасных частей и агрегатов;

техника, временно ввезенная на таможенную территорию Евразийского экономического союза на срок не более 6 месяцев либо являющаяся товаром, реализуемым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими торговую деятельность;

временно ввезенная на таможенную территорию Евразийского экономического союза на срок не более 6 месяцев техника, которая в целом или в качестве основных компонентов в виде кузова, рамы или шасси используется для создания другой техники, перегоняется к конечным производителям или вывозится из Российской Федерации, либо техника, являющаяся товаром, реализуемым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими торговую деятельность;

техника, являющаяся опытным (испытательным) образцом, предназначенным для прохождения испытаний, не связанных с движением по автомобильным дорогам общего пользования.

ФИО1 является гражданином Российской Федерации, проживает в <адрес>, Кабардино-Балкарская Республика, а транспортное средство, которым он управлял 07 февраля 2022 года - <данные изъяты> c регистрационным знаком , зарегистрировано в Республике Армения, он мог управлять транспортным средством, не зарегистрированном в Российской Федерации, только в течение 10 дней со дня въезда на территорию Российской Федерации, однако ни административный орган, ни суд первой инстанции не выяснили, кому и на каком основании принадлежит указанное транспортное средство, когда оно въехало на территорию Российской Федерации и находилось ли оно к 07 февраля 2022 года на территории Российской Федерации более 10 дней.

В деле нет никаких документов, характеризующих правовой режим транспортного средства «<данные изъяты>» c регистрационным знаком , нет копии его технического паспорта или иного документа, подтверждающего не только его принадлежность, дату въезда в Российскую Федерацию, но и сам факт существования данного транспортного средства.

Таким образом, административный орган и суд первой инстанции рассмотрели дело без полного установления и исследования обстоятельств, имеющих правовое значение для решения вопроса о виновности или невиновности ФИО1.

В соответствии с частью 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно пунктов 1 и 5 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении: объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности; лицам, участвующим в рассмотрении дела, разъясняются их права и обязанности.

Согласно пунктам 156, 158, 166 Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, утвержденного Приказом МВД России от 23 августа 2017 года N 664 (далее Административный регламент), при назначении сотрудником физическому лицу непосредственно на месте совершения административного правонарушения административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа выносится административное постановление, оформляемое в соответствии с положениями статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при этом лицам, участвующим в рассмотрении дела об административном правонарушении, сотрудником разъясняются их права и обязанности.

В силу положений приведенных нормативных правовых актов постановление о привлечении к административной ответственности должно содержать сведения о разъяснении прав лицу, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении.

Судьей районного суда при рассмотрении жалобы ФИО1 не проверены исполнение должностным лицом административного органа указанных требований закона, а судебный акт не содержит ответа на довод жалобы о том, что заявитель привлечен к административной ответственности без разъяснения ему процессуальных прав лица, привлекаемого к ответственности и без создания необходимых условий для их реализации.

Так, представленная ФИО1 в суд первой инстанции вместе с жалобой копия постановления от 07 февраля 2022 года и, истребованный судом первой инстанции, подлинник данного постановления идентичны по своему содержанию и исполнены на одном листе. Оборотная страница копии и подлинника постановления не содержат никакого текста, а имеющийся на лицевой стороне постановления текст не содержит графу разъяснения лицу, привлекаемому к административной ответственности, его процессуальных прав, предусмотренных частью 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление по делу об административном правонарушении составлено с нарушением типового образца, рекомендованного пунктом 166 Административного регламента (Приложение №6 Регламента), предусматривающего размещение справочной информации, в том числе обязательной распечатки текста статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на оборотной стороне копии постановления по делу об административном правонарушении.

На оборотной стороне постановления от 07 февраля 2022 года (как копии, так и подлинника) не размещена рекомендованная в Приложении №6 Административного регламента справочная информация, в том числе не приведен текст статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Положениями статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, каждому гарантировано право на справедливое судебное разбирательство.

Также частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определены задачи производства по делам об административных правонарушениях, которыми являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела об административном правонарушении лицам, участвующим в рассмотрении дела, разъясняются их права и обязанности.

По настоящему делу нет доказательств, подтверждающих факт разъяснения должностным лицом административного органа ФИО1 положений статьи 51 Конституции Российской Федерации, и статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении в отношении него дела об административном правонарушении.

Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом административного органа не были созданы необходимые условия для обеспечения процессуальных гарантий прав участников производства по делу об административном правонарушении, что повлекло нарушение права привлекаемого к административной ответственности ФИО1 на защиту, и чем допущено существенное нарушение процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Суд первой инстанции оставил данное обстоятельство без проверки и оценки.

При таких обстоятельствах обжалуемые по делу акты нельзя признать законными и обоснованными, они подлежит отмене.

Вместе с тем, частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрен двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, если дело рассматривал судья - 3 месяца, в настоящее время истек срок давности привлечения к административной ответственности.

В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.

С учетом того, что на момент рассмотрения в Верховном Суде Кабардино-Балкарской Республики настоящей жалобы срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, истек и возможность направления дела на новое рассмотрение утрачена, производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики,

Р Е Ш И Л:

жалобу ФИО1 ФИО11 удовлетворить частично.

Постановление инспектора отдельного взвода дорожно-патрульной службы Отдела Министерства внутренних дел России по Терскому району Кабардино-Балкарской Республики ФИО5 от 07 февраля 2022 года и решение судьи Терского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 28 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 ФИО12, отменить.

Производство по делу прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Судья Л.М. Бабугоева