ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-275АК-2017Г от 09.11.2017 Курского областного суда (Курская область)

Судья Токмакова Е.В. Дело № 21-275АК-2017 г.

КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУДР Е Ш Е Н И Е

09 ноября 2017 года г. Курск

Судья Курского областного суда Ягерь Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора МУП «Курскводоканал» Цуканова Н.А. на постановление старшего государственного инспектора по Курской области Управления Росприроднадзора по Курской области Дмитриева Н.И. от 13 июля 2017 года №193/1-Н, решение судьи Ленинского районного суда г. Курска от 11 сентября 2017 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, в отношении директора МУП «Курскводоканал» Цуканова Н.А.,

У С Т А Н О В И Л А:

постановлением старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Курской области Дмитриева Н.И. от 13 июля 2017 года №193/1-Н директор МУП «Курскводоканал» Цуканов Н.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.7.3 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Курска от 11 сентября 2017 года постановление старшего государственного инспектора по Курской области Управления Росприроднадзора по Курской области ФИО1 от 13 июля 2017 года №193/1-Н оставлено без изменений.

В жалобе директор МУП «Курскводоканал» ФИО2 просит решение судьи и постановление должностного лица отменить.

Директор МУП «Курскводоканал» ФИО2 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в связи с чем, учитывая надлежащее извещение о времени и месте судебного заседания, руководствуясь пунктом 4 части 2 статьи 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела и доводы жалобы, выслушав объяснения защитника директора МУП «Курскводоканал» ФИО2 – ФИО3, поддержавшей доводы жалобы, пояснения представителя Управления Росприроднадзора по Курской области – ФИО4, возражавшей против удовлетворения жалобы, прихожу к следующему.

Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рапу лиманов и озер, регулируются в частности Федеральным законом от 21 февраля 1992 года № 2395-1 "О недрах".

Согласно статье 11 указанного Закона предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

В силу положений пункта 10 части 2 статьи 22 Закона "О недрах" пользователи недр обязаны обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

Согласно статье 23.2 Закона о недрах разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами. Технические проекты и вносимые в них изменения до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители органов государственного горного надзора и органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.

Технический проект на добычу подземных вод разрабатывается, согласовывается и утверждается в установленном порядке в соответствии с Положением о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 № 118 (далее - Положение).

В силу пункта 3 Положения подготовка проектной документации осуществляется пользователем недр или организацией, привлекаемой пользователем недр для подготовки проектной документации, на основании технического задания на проектирование, разработанного и утвержденного пользователем недр, и имеющейся геологической и иной информации о недрах. Проектная документация, подготовленная проектной организацией, подписывается уполномоченным лицом проектной организации, заверяется печатью этой организации и передается пользователю недр для согласования и утверждения в установленном порядке (пункт 4 Положения). Согласно пункту 5 Положения проектная документация до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию или его соответствующим территориальным органом. Организационное обеспечение деятельности комиссии возлагается на Федеральное агентство по недропользованию или его соответствующий территориальный орган.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 03 марта 2010 года № 118 «Об утверждении Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами» подготовка проектной документации заключается в разработке обоснованных технических и технологических решений, обеспечивающих выполнение условий пользования участком недр, рациональное комплексное использование и охрану недр, а также выполнение требований законодательства Российской Федерации о недрах.

Согласно п.п. «в» п. 9 указанного Положения комиссия осуществляет согласование проектной документации в отношении следующих видов полезных ископаемых:

подземные воды, за исключением подземных вод, указанных в пункте 10 настоящего Положения:

при пользовании недрами для добычи питьевых и технических подземных вод - проект водозабора.

Таким образом, понятия «технический проект водозабора» и «проект водозабора» аналогичны.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В судебном заседании установлено, что 12.09.2012 года МУП «Курскводоканал» выдана лицензия серии КРС 00146 ВЭ на добычу питьевых подземных вод водозабором «Сосновый бор» для хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения населения и предприятий г.Курска, со сроком окончания ее действия 31.08.2017 года.

Согласно п. 15.4 ст. 15 приложения 1 «Условия пользования недрами» МУП «Курскводоканал» обязано в срок до 01.06.2016 года разработать проект водозабора «Сосновый бор» и согласовать его в установленном законом порядке.

Таким образом, МУП «Курскводоканал» на основании вышеуказанных нормативных документов могло осуществлять лицензионную деятельность без проекта водозабора до 01.06.2016 года, а начиная с 01.06.2016 года, оно могло осуществлять лицензионную деятельность при наличии проекта водозабора «Сосновый бор».

Приказом № 04-02/91Л от 13.10.1997 г. ФИО2 назначен начальником муниципального предприятия «Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства».

Приказом № 04-02/264Л от 29.08.2003 г. должность ФИО2 переименована, считать с 01.09.2003 г. ФИО2 – директором.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что 06.07.2017 года в 10 час. 30 мин. выявлен факт нарушения п. 10 ч.2 ст.22 Закона РФ от 21.02.1992 года № 2395-1 «О недрах», в соответствии с которым пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией. Директором МУП «Курскводоканал» ФИО2 не подготовлен для согласования и утверждения проект водозабора «Сосновый бор» в соответствии с действующим законодательством.

Поскольку директор МУП «Курскводоканал» ФИО2 не принял достаточных мер к недопущению нарушения условий недропользования, он обоснованно был признан виновным в совершении правонарушения, а его действия правильно квалифицированы по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.

Вопреки доводам жалобы из постановления должностного лица следует, что директор МУП «Курскводоканал» ФИО2 имел возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых законом предусмотрена административная ответственность, однако ими не были приняты все зависящие от них меры по их соблюдению.

Лицо, осуществляющее лицензионную деятельность с нарушением лицензионного соглашения, может быть привлечено к административной ответственности в течение всего периода, пока деятельность не прекращена или нарушение не устранено.

Рассматривая дело, судья обоснованно признал доказанным наличие в действиях директора МУП «Курскводоканал» ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку оно продолжило осуществлять свою деятельность без проекта водозабора «Сосновый бор», не предпринимая должных мер к его составлению, что, в свою очередь, приводит к бесконтрольному пользованию недрами при добыче питьевых и технических подземных вод представляет существенную угрозу общественным интересам.

Установленные органом Росприроднадзора и судьей районного суда обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 Кодекса.

Действия директора МУП «Курскводоканал» ФИО2 квалифицированы по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами закона.

Порядок привлечения директора МУП «Курскводоканал» ФИО2 к административной ответственности соблюден.

При рассмотрении жалобы на постановление по делу, судья районного суда пришел к правильному выводу о том, что совершенное директором МУП «Курскводоканал» ФИО2 правонарушение является длящимся, а потому срок давности его привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для данной категории дел соблюден. Данные выводы согласуются с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в абзаце 3 пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

По существу доводы, изложенные в жалобе заявителя, сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств и доказательств, были предметом исследования при рассмотрении дела судьей районного суда обоснованно отклонены по основаниям, приведенным в соответствующих судебных постановлениях, не согласиться с которыми оснований не имеется.

Существенных нарушений процессуальных требований, влекущих отмену оспариваемых постановлений, допущено не было.

Каких-либо иных доводов, исключающих наличие в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, состава вменяемого правонарушения, жалоба не содержит.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

решилА:

постановление старшего государственного инспектора по Курской области Управления Росприроднадзора по Курской области ФИО1 от 13 июля 2017 года №193/1-Н, решение судьи Ленинского районного суда г. Курска от 11 сентября 2017 года, по делу об административном правонарушении - оставить без изменения, жалобу должностного лица - без удовлетворения.

Судья Курского областного суда Е.А. Ягерь