ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-277/18 от 31.10.2018 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

Судья Парамонов Р.Ю.

№ 21-277/2018

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

31.10.2018

г. Петрозаводск

Судья Верховного Суда Республики Карелия Щепалов С.В., рассмотрев жалобу защитника Егорова С. В., действующего в интересах Министерства социальной защиты Республики Карелия, на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Карелия от 26.07.2018, решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 05.09.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении Министерства социальной защиты Республики Карелия,

установил:

постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Карелия от 26.07.2018, оставленным без изменения решением судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 05.09.2018, Министерство социальной защиты Республики Карелия (далее - Министерство) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 15698,08 руб.

С такими постановлением должностного лица и решением судьи не согласен защитник Егоров С.В., в поданной жалобе просит их отменить. Указывает, что само по себе доведение Министерством до подведомственных учреждений лимитов бюджетных обязательств (далее - ЛБО) по КБК 824 10 03 03 1 01 R4620 240 не предопределяет использование средств именно для оплаты почтовых расходов. Направление ЛБО каждому из указанных в постановлении учреждению социальной защиты является самостоятельным событием, которое не является длящимся правонарушением. Срок привлечения к административной ответственности за некоторые указанные в постановления события истек. Кроме того, все операции по расходованию бюджетных средств, квалифицированные как нецелевое их использование, фактически исполнены учреждениями соцзащиты и санкционированы органами федерального казначейства, в связи с чем соответствуют законодательству.

Заслушав подателя жалобы, поддержавшего ее доводы, представителя административного органа (...) возражавшую против удовлетворения жалобы, допросив специалиста - начальника правового отдела Министерства финансов Республики Карелия (...) проверив дело, прихожу к следующему.

В силу ст. 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы РФ и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, использованных не по целевому назначению.

Статья 38 БК РФ устанавливает принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и ЛБО доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Согласно подп. 3 п. 1 ст. 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

В соответствии с п. 2 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на софинансирование расходных обязательств субъектов РФ на компенсацию отдельным категориям граждан оплаты взноса на капитальных ремонт общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.01.2017 № 92, действовавших в период совершения вменяемого правонарушения (далее - Правила), субсидии предоставляются исключительно на софинансирование расходов субъектов РФ на компенсацию оплаты взноса на капитальный ремонт, обусловленных принятием ими на основании ч. 2.1 ст. 169 ЖК РФ в соответствии с законами субъектов РФ соответствующих расходных обязательств.

17.02.2017 между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ и Министерством социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия заключено Соглашение о предоставлении в 2017 г. субсидии из федерального бюджета бюджету РК на софинансирование расходных обязательств субъекта РФ на компенсацию отдельным категориям граждан оплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (далее - Соглашение). В соответствии с данным Соглашением бюджету Республики Карелия предоставлена субсидия на компенсацию соответствующих расходов (далее - Субсидия) в размере (...) (код цели 17-А39 - субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, предоставляемые из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ).

В соответствии с распоряжением Правительства Республики Карелия от 13.03.2017 № 133р-П Министерство социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия являлось органом, уполномоченным на выполнение условий Соглашения.

Постановлением Правительства Республики Карелия от 26.09.2017 № 326-П указанные полномочия переданы Министерству.

Согласно п. 9 Положения о Министерстве социальной защиты Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 25.10.2017 № 374-П, Министерство обеспечивает предоставление компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт гражданам в соответствии с Законом Республики Карелия от 20 декабря 2013 года N 1758-ЗРК; осуществляет функции главного администратора доходов бюджета, администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного распорядителя и получателя средств бюджета Республики Карелия.

Основанием привлечения Министерства к административной ответственности послужили выявленные УФК по Республике Карелия 27.04.2018 по результатам выездной проверки, проведенной на основании приказа (...) те обстоятельства, что Министерство, осуществляющее свою деятельность по адресу: <...>, в течение 2017 г. в нарушение ст.ст. 38, 162 БК РФ, п. 2 Правил и п. 1.1 Соглашения допустило нецелевое использование перечисленных из федерального бюджета средств Субсидии в сумме (...) руб., путем их направления их подведомственным учреждениям социальной защиты на оплату почтовых расходов. В то же время оплата за счет перечисляемых из федерального бюджета средств Субсидии почтового сбора по доставке компенсации ее получателям не предусмотрена Правилами и Соглашением.

Указанные обстоятельства и вина Министерства в совершении административного правонарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении; актом проверки изданным на основании постановления Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092 приказом о проведении проверки; уведомлением руководителя Казначейства России от 21.06.2018 о применении бюджетных мер принуждения; приказом министра финансов России от 19.07.2018 № 1662 о бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета в связи с выявлением факта нецелевого их использования; Соглашением и приложениями к нему; письмом Министерства социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия о внесении изменений в сводную бюджетную роспись; показателями сводной бюджетной росписи; расходными расписаниями; иными материалами дела; объяснениями специалиста и представителя административного органа.

Из приведенных доказательств следует, что Соглашением предусмотрено предоставление из федерального бюджета в 2017 г. бюджету РК средств Субсидии в размере (...) руб. (93 % от общего объема требуемых ассигнований) на условиях софинансирования из бюджета РК в размере 7 %. Пунктом 1.1 Соглашения и п. 2 Правил предусмотрено направление предоставляемых из федерального бюджета средств Субсидии исключительно на выплату компенсации расходов на оплату капитального ремонта льготным категориям граждан.

На основании Соглашения Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ направило Министерству финансов Республики Карелия средства Субсидии в указанной сумме расходным расписанием от 14.02.2017 № 069/123. В соответствии с изменениями показателей сводной бюджетной росписи, инициированными Министерством социальной защиты, труда и занятости РК письмом от 13.02.2017, Министерство финансов Республики Карелия перечислило данному органу, уполномоченному на выполнение условий Соглашения, поступившие из федерального бюджета средства субсидии расходными расписаниями № 824/01/066 от 17.02.2017 и № 824/01/078 от 01.03.2017. Министерство в период с 01.03.2017 по 30.12.2017 путем направления ряда расходных расписаний довело перечисленные из федерального бюджета средства субсидии до получателей (подведомственных государственных казенных учреждений социальной защиты). Вместе с тем, часть средств была доведена по КБК 824100303101R4620244. Данный код в соответствии с указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н, предусматривает направление средств не на выплату субсидии гражданам, а на прочие закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, в т.ч. на оплату услуг почтовой связи, что повлекло нецелевой кассовый расход средств Субсидии на сумму (...) руб.

Доказательств принятия Министерством мер по недопущению данного нарушения, в том числе путем своевременного внесения изменений в бюджетную роспись либо при необходимости инициирования изменений в сводную бюджетную роспись, в дело не представлено.

При таких обстоятельствах в действиях Министерства обоснованно усмотрен состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ.

Назначенное по делу административное наказание соответствует минимальной санкции статьи, в связи с чем полагать о его излишней строгости не усматривается.

Нарушений процессуальных требований КоАП РФ в ходе производства по делу, влекущих отмену или изменение обжалуемых постановления должностного лица или решения судьи, не допущено.

Вопреки доводам жалобы, доведение Министерством до подведомственных Учреждений ЛБО по вышеуказанному КБК, несмотря на указание в нем направления расходов R4620, исключает возможность использования средств непосредственно на выплату субсидии, поскольку в данных целях применяется подгруппа кодов 310, согласно разделу III приказа Минфина России от 01.07.2013 № 65н. Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства составляет два года со дня совершения правонарушения, и не истек ко дню вынесения обжалуемого постановления. Иные доводы жалобы также основаны на ошибочном толковании законодательства, не опровергают вину Министерства как органа, уполномоченного на выполнение условий Соглашения, в совершении вменяемого ему правонарушения и не свидетельствуют о необоснованности назначенного наказания.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения поданной жалобы, в том числе по изложенным в ней доводам, не имеется.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Карелия от 26.07.2018, решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 05.09.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении Министерства социальной защиты Республики Карелия оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Судья

С.В. Щепалов