Судья Образцова О.Ю. | Дело № 21-277/2021 |
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Камчатского краевого суда Чаднов О.В. при секретаре Шинкееве М.Ю., рассмотрев 27 октября 2021 года в г. Петропавловске-Камчатском жалобу защитника ФИО1 - Пляскина В.В., поданную на решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 13 сентября 2021 года, которым постановлено:
«Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 23 июня 2021 года № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении генерального директора акционерного общества «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» ФИО1 изменить, исключить указание на невыполнение расчета нормативов допустимых сбросов.
В остальной части постановление оставить без изменения, а жалобу защитника Пляскина В.В., без удовлетворения»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю (далее – должностное лицо) № от 23 июня 2021 года генеральный директор акционерного общества «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» (далее – АО «ПКМТП, Общество) ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.
Основанием для привлечения генерального директора АО «ПКМТП» ФИО1 к административной ответственности послужили выявленные в ходе плановой выездной проверки нарушения части 2 статьи 22, части 4 статьи 31.2, статьи 34, части 1 статьи 73 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», части 3 статьи 19 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», пунктов 2, 5, 19 Приказа Минприроды России от 28 ноября 2019 года № 811 «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий», выразившиеся в отсутствии у руководителя организации подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, отсутствии разработанных мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при неблагоприятных метеорологических условиях, согласованных с уполномоченным органом регионального государственного экологического надзора, отсутствии расчета нормативов допустимых сбросов.
Решением судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 13 сентября 2021 года постановление должностного лица административного органа от 23 июня 2021 года изменено путем исключения указания на невыполнение расчета нормативов допустимых сбросов.
В жалобе, поданной в Камчатский краевой суд, защитник генерального директора Общества ФИО1 – Пляскин В.В. просит отменить постановление должностного лица и решение судьи и заменить административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение. Указывает, что в материалах дела отсутствуют доказательства направления в адрес АО «ПКМТП» прогнозов о неблагоприятных метеорологических условиях, на дату рассмотрения протокола об административном правонарушении генеральный директор АО «ПКМТП» заканчивал прохождение обучения в области охраны окружающей среды.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения защитника генерального директора АО «ПКМТП» ФИО1 Пляскина В.В., поддержавшего доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Административная ответственность по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 год № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Пунктом 1 статьи 73 Федерального закона № 7-ФЗ установлено, что руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 19 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Федеральный закон № 96-ФЗ) при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора).
В силу пункта 2 приказа Минприроды России от 28 ноября 2019 года № 811 «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий» мероприятия по уменьшению выбросов в периоды НМУ разрабатываются и реализуются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Разработка мероприятий при НМУ осуществляется для всех источников выбросов на ОНВ I, II и III категорий, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды (пункт 5 приказа Минприроды России от 28 ноября 2019 года № 811).
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что приказом исполняющего обязанности руководителя Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора № от 15 апреля 2021 года назначено проведение плановой выездной проверки в отношении АО «ПКМТП» по месту фактического осуществления деятельности в <адрес>, морской торговый порт, II-я категория негативного воздействия на окружающую среду (л.д. 15-20).
По результатам плановой выездной проверки составлен акт проверки № от 3 июня 2021 года в соответствии с которым АО «ПКМТП», осуществляя хозяйственную деятельности на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду II категории «Морской торговый порт», не представило в территориальное управление Росприроднадзора декларацию о воздействии на окружающую среду с расчетами нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов. Генеральный директор АО «ПКМТП» ФИО1, ответственный за принятие решений при осуществлении хозяйственной деятельности на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду II категории «Морской торговый порт», не имеет подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. Общество, имея источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не разработало мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (л.д. 43-52).
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении генерального директора АО «ПКМТП» ФИО1 протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и его привлечения к административной ответственности на основании постановления старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю № от 23 июня 2021 года.
Установив, что ФИО1, как руководитель АО «ПКМТП» не имеет подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, а также то, что в АО «ПКМТП» отсутствуют разработанные мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при неблагоприятных метеорологических условиях, должностное лицо административного органа и судья городского суда обоснованно признали в действиях генерального директора АО «ПКМТП» ФИО1 нарушение требований статьи 34, пункта 1 статьи 73 Федерального закона № 7-ФЗ, пункта 3 статьи 19 Федерального закона № 96-ФЗ, пунктов 2, 5, 19 приказа Минприроды России от 28 ноября 2019 года № и наличие состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выводы о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основаны на исследованных и приведенных в постановлении доказательствах, которые в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оценены на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
В силу ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Генеральный директор Общества, который согласно пунктам 16.1, 16.3 Устава АО «ПКМТП» является единоличным исполнительным органом Общества, к компетенции которого относятся все вопросы руководства текущей деятельностью (за исключением отнесенных к компетенции Общего собрания акционеров, Совета директоров), обязан был принять меры к соблюдению требований природоохранного законодательства при эксплуатации морского торгового порта и обеспечить разработку мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при неблагоприятных метеорологических условиях, пройти подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, однако достаточных мер к этому не принял, в связи с чем выводы о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона.
Доводы жалобы о том, что генеральный директор АО «ПКМТП» заканчивал прохождение обучения в области охраны окружающей среды, а также то, что в АО «ПКМТП» утверждена должностная инструкция ведущего инженера по охране окружающей среды, не могут повлечь отмену состоявшихся по делу решения, поскольку, исходя из смысла статьи 73 Федерального закона № 7-ФЗ, требование о наличии у руководителей организаций и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, является безальтернативным условием и распространяется как на руководителей организации так и на ее соответствующих специалистов, не подменяя указанных лиц друг другом.
Вопреки доводам жалобы, тот факт, что в адрес Общества не направлялись прогнозы о неблагоприятных метеорологических условиях, не снимает с АО «ПКМТП» обязанности заранее разработать мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и согласовать их с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора).
Наказание ФИО1 назначено с учётом характера и обстоятельств совершённого административного правонарушения, с учетом положений статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в размере, предусмотренном санкцией статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса. В рассматриваемом случае из материалов дела указанную совокупность обстоятельств судья городского суда не усмотрел, поскольку, как правильно установлено судьей Петропавловск-Камчатского городского суда, административное правонарушение, предусмотренное статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, посягает на правоотношения в области охраны окружающей среды и природопользования, что указывает на высокую степень общественной опасности.
При проверке дела в полном объёме не выявлено нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые повлекли бы за собой отмену решения судьи, в связи с чем жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 13 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора акционерного общества «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» ФИО1 оставить без изменения, а жалобу защитника Пляскина В.В. – без удовлетворения.
Судья Камчатского
краевого суда О.В. Чаднов