Судья Непопалов Г.Г. дело № 21-2792/2017
Р Е Ш Е Н И Е
г. Самара 26 декабря 2017 года
Судья Самарского областного суда Тукмаков П.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Администрации г.о. Сызрань Мишуниной И.Н. на решение судьи Сызранского городского суда Самарской области от 27 ноября 2017 года, которым оставлено без изменения постановление заместителя начальника Отдела судебных приставов № 1 г. Сызрани и Сызранского района Самарской области ФИО1 № 107 от 23.09.2017 года о привлечении юридического лица - Администрации г.о. Сызрань к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя начальника отдела судебных приставов № 1 г. Сызрани и Сызранского района Самарской области ФИО1 № 107 от 23.09.2017 года юридическое лицо - Администрация г.о. Сызрань привлечено к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с постановлением административного органа, защитник Калинина Е.А.(по доверенности) в интересах Администрация г.о. Сызрань обратилась в Сызранский городской суд Самарской области с жалобой.
Судьей Сызранского городского суда Самарской области 27 ноября 2017 года вынесено указанное выше решение.
В настоящей жалобе, поступившей на рассмотрение в Самарский областной суд, защитник Мишунина И.Н (по доверенности) в интересах Администрация г.о. Сызрань ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу постановления административного органа и решения судьи, ссылаясь на отсутствие в действиях юридического лица состава административного правонарушения, мотивируя тем, что со стороны Администрации г.о. Сызрань были приняты все возможные мероприятия для исполнения исполнительного документа. 15 декабря 2014 года Комитетом по строительству и архитектуре Администрации г.о. Сызрань был заключен муниципальный контракт на разработку документации по планировке территории в составе проекта планировки и проекта межевания территории для строительства объекта за счет средств бюджета. Постановлением Администрации г.о.Сызрань от 26 июня 2015 года № 1728 утверждена документация по планировке территории (проект планировки территории и проект межевания территории) для строительства объекта. Постановлением Администрации г.о.Сызрань от 11 февраля 2016 года № 343 утверждены изменения в документацию по планировке территории (проект планировки территории и проект межевания территории) для строительства объекта, утвержденную Постановлением Администрации г.о.Сызрань от 26 июня 2015 года № 1728. Комитетом имущественных отношений Администрации г.о.Сызрань проведены работы по постановке на кадастровый учет земельного участка и оформлению правоустанавливающих документов на земельный участок под строительство объекта. Постановлением Администрации г.о. Сызрань от 18 июля 2016 года № 2129 земельный участок предоставлен Комитету в постоянное (бессрочное) пользование. Регистрация постоянного (бессрочного) пользования за Комитетом произведена 2 августа 2016 года. Администрацией г.о. Сызрань 10 октября 2016 года для включения работ по строительству объекта в государственную программу Самарской области «Развитие коммунальной инфраструктуры и совершенствование системы обращения с отходами в Самарской области на 2014-2020 годы» в Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области направлен необходимый пакет документов. На строительство объекта в перерасчете на цены 4-го квартала 2016 года необходимо 29 945 950 рублей. До настоящего времени денежные средства из областного бюджета не выделены. Кроме того, согласно информации, предоставленной Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, в связи с ограниченными возможностями областного бюджета, средства на реализацию большинства переходящих объектов государственной программы Самарской области «Развитие коммунальной инфраструктуры и совершенствование системы обращения с отходами в Самарской области на 2014-2020 года» на плановый период 2017-2018 годы не предусмотрены, включение в перечень реализуемых мероприятий новых расходных обязательств возможно только на 2020 год. Вины Администрации г.о.Сызрань в том, что она не уложилась в установленный судебным приставом-исполнителем срок, не имеется, поскольку исполнить решение суда каким-либо другим образом невозможно.
Проверив материалы дела с учетом доводов жалобы, заслушав в поддержании доводов жалобы, полагаю, что решение суда и постановление административного органа являются законными и обоснованными по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (часть 1 ст. 2.1 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
В силу частей 1, 2 статьи 6 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" установлено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве", судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Согласно статье 105 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.
Статьей 113 названного Федерального закона предусмотрено, что в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указанная норма направлена на своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Частью 1 статьей 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения могут выступать общественные отношения, возникающие в результате реализации судебными приставами-исполнителями полномочий по организации принудительного исполнения актов неимущественного характера судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, предусмотренных законодательством РФ об исполнительном производстве. Субъектами могут быть физические, юридические и должностные лица. Субъективная сторона: вина как в форме умысла, так и неосторожности.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Как следует из представленных материалов дела и установлено судом первой инстанции, Администрация г.о. Сызрань, являясь должником по исполнительному производству, в период с 2 декабря 2016 года по 19 октября 2017 года не исполнила требования неимущественного характера, содержащегося в исполнительном листе, выданном Сызранским городским судом по гражданскому делу № 2-3940/13, об обязании Администрации г.о. Сызрань произвести строительство дождевой канализации (водоотвода) в пос. Сормовский г.Сызрани в целях предотвращения подтопления талыми и дождевыми водами земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: <адрес>, принадлежащих ФИО6, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Поскольку в установленный срок требования исполнительного листа должником исполнены не были, 19.10.2017 года в отношении Администрации г.о. Сызрань составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Постановлением заместителя начальника отдела судебных приставов № 1 г. Сызрани и Сызранского района № 107 от 23.10.2017 года Администрация городского округа Сызрань Самарского района признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
При рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ).
Состав административного правонарушения - это совокупность предусмотренных законом объективных и субъективных признаков, характеризующих общественно опасное деяние как правонарушение; событие административного правонарушения - это факт совершения лицом действия, предусмотренного законом, за которое установлена административная ответственность.
Факт совершения административного правонарушения и виновность Администрации г.о. Сызрань в допущении выявленного нарушения подтверждены протоколом об административном правонарушении, постановлением по делу об административном правонарушении, предупреждением (требованием), постановлением о взыскании исполнительского сбора, постановлением о возбуждении исполнительного производства, исполнительным листом и иными материалами дела.
Таким образом, вывод судьи городского суда о наличии в действиях Администрации г.о. Сызрань состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, является правильным. Достоверность и допустимость перечисленных доказательств сомнений не вызывает.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности исполнения Администрацией г.о. Сызрань содержащихся в исполнительном документе требований и каких-либо иных обстоятельств, исключающих вину в совершении правонарушения, судом не установлено.
В данном случае, решение Сызранского городского суда Самарской области по делу № 2-3940/2013, вступило в законную силу 23.12.2013 года, однако, доказательств того, что Администрацией г.о. Сызрань предпринимались какие-либо реальные, действенные, исчерпывающие меры, направленные на исполнение решения суда по материалам дела не установлено.
Доводы, которыми аргументирована жалоба заявителя, о невиновности юридического лица в совершении вмененного правонарушения, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, выполненной судом в соответствии с положениями ст.26.11 КоАП РФ.
В целом доводы апелляционной жалобы, аналогичные доводам, приводимым в суде первой инстанции, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана основанная на материалах дела надлежащая правовая оценка, оснований для пересмотра которой у апелляционного суда не имеется.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Утверждение защитника об отсутствии денежных средств не является основанием для освобождения Администрации г.о. Сызрань от административной ответственности. Согласно материалам дела, исполнительное производство было возбуждено 02.12.2016 года, с указанного времени юридическим лицом каких-либо достаточных и реальных мер к исполнению требований исполнительного документа не принималось.
Поскольку совершенное правонарушение с учетом статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, положений Федерального закона "Об исполнительном производстве" посягает на институт судебной власти, принципы обеспечения эффективности судебного решения, реального и своевременного восстановления нарушенных прав граждан, создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в виде пренебрежительного отношения должника к исполнению своих публично-правовых обязанностей, доводы жалобы не могут служить основанием для отмены принятых по делу постановления должностного лица и решения судьи.
Таким образом, обоснованность привлечения Администрации г.о. Сызрань к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сомнений не вызывает.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).
При таких обстоятельствах, полагаю, что назначенное Администрации г.о. Сызрань наказание в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ч. 1 ст. 17.15 КоАП является справедливым и минимальным, в связи с чем, оснований для отмены или изменения состоявшихся постановления о назначении административного наказания и судебного решения не имеется.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемых по делу постановления должностного лица и решения судьи, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление заместителя начальника Отдела судебных приставов № 1 г. Сызрани и Сызранского района Самарской области ФИО1 № 107 от 23.09.2017 года о привлечении юридического лица - Администрации г.о. Сызрань к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей и решение судьи Сызранского городского суда Самарской области от 27 ноября 2017 года оставить без изменения.
Жалобу представителя Администрации г.о. Сызрань Мишуниной И.Н. –без удовлетворения.
Судья Самарского областного суда П.А.Тукмаков