Судья Соловьев А.Н. Дело № 21-6/2021
Р Е Ш Е Н И Е
г. Петропавловск-Камчатский 13 января 2021 года
Судья Камчатского краевого суда Венин А.Н. при секретаре Шинкееве М.Ю., рассмотрев жалобу защитника ООО «Камчатнедра» Каныгина А.А. на решение судьи Елизовского районного суда Камчатского края от 7 декабря 2020года, которым постановлено:
«Постановление старшего государственного инспектора отдела контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Елизовскому и Усть-Большерецкому районам Северо-Восточного территориального управления Федерального агентства по рыболовству ФИО3 от 19 октября 2020 года, которым юридическое лицо – общество с ограниченной ответственностью «Камчатнедра» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.48 Кодекса РФ об административных правонарушениях, изменить, снизив назначенное ООО «Камчатнедра» наказание в виде административного штрафа с 150000 рублей до 75000 рублей, в остальной части постановление оставить без изменения.
Жалобу защитника ООО «Камчатнедра» Григорьева Д.В. – удовлетворить частично»,
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора отдела контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Елизовскому и Усть-Большерецкому районам Северо-Восточного территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 19 октября 2020 года № общество с ограниченной ответственностью «Камчатнедра» (далее также – ООО «Камчатнедра», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Основанием привлечения к административной ответственности послужило осуществление Обществом деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, в отсутствие мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотренных законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в Елизовский районный суд Камчатского края с жалобой, в которой просило постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить. Указывало на нарушения требований закона при оформлении рейдового задания и на нарушения порядка проведения внеплановой проверки, в том числе на незаконность привлечения к участию в проверке специалиста ФИО1 Так рейдовое задание № выдано с нарушением подп. «а», «б», «в» п. 65, п. 66, подп. 1 п. 83 Административного регламента, утвержденного приказом Минсельхоза России от 18февраля 2015 года № 58, так как оформлено не на бланке Росрыболовства, не содержит сведений о дате его выдачи и подписано начальником отдела контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Елизовскому и Усть-Большерецкому районам ФИО2 который в состав группы проверяющих, без законных на то оснований, включил самого себя. Также в рейдовом задании не отражена необходимость привлечения к мероприятиям по контролю специалиста, в связи с чем участие сотрудника ФГБНУ «КамчатНИРО» ФИО1 в проверке незаконно и доказательства, полученные с его участием, являются недопустимыми. Административным органом проведен плановый (рейдовый) осмотр в отношении конкретного юридического лица, что фактически является внеплановой проверкой, проведенной в нарушение части 3 статьи 13.2 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и пункта 72 вышеуказанного Административного регламента.
Также Общество указало в жалобе на отсутствие в определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования сведений о разъяснении прав и обязанностей лица, привлекаемого к административной ответственности, что нарушило его права на защиту. Обратило внимание на отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих разработку программы исследований в соответствии с требованиями ГОСТ 31861-2012, и свидетельств о поверке технических средств, использованных для исследования физико-химических параметров воды, на использование для фотоосъемки квадрокоптера без разрешительной документации на полеты. Кроме того, оспаривало результаты исследования проб воды из ручья <данные изъяты>, поскольку не выносилось определение о назначении экспертизы и не составлялся протокол отбора этих проб. Полагало, что нарушения требований законодательства при производстве по делу об административном правонарушении являются существенными, отсутствуют надлежащие доказательства совершения Обществом вменяемого ему в вину правонарушения.
Рассмотрев жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, судья районного суда постановил указанное решение.
В жалобе, поданной в Камчатский краевой суд, защитник Общества К., полностью повторяя доводы, изложенные в жалобе, поданной в районный суд, просит постановление должностного лица и решение судьи районного суда отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Выслушав защитника Общества ФИО4, поддержавшего доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Административная ответственность по части 1 статьи 8.48 КоАП РФ наступает за осуществление деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотренных законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов.
Согласно статье 22 Федерального закона от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире» (далее также – Федеральный закон № 52-ФЗ) любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. При проведении геолого-разведочных работ, добыче полезных ископаемых и осуществлении других видов хозяйственной деятельности должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, а также по обеспечению неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий.
С учетом требований пункта 7 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации (далее также – ВК РФ) в границах водоохранных зон запрещается сброс сточных, в том числе дренажных, вод.
В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (часть 16 статьи 65).
ООО «Камчатнедра» вменяется в вину осуществление деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотренных законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов.
В соответствии со статьей 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 года №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее также – Федеральный закон № 166-ФЗ) при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
Деятельность, указанная в части 1 настоящей статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 2).
Положением о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденном постановлением Правительства РФ от 29 апреля 2013года № 380 определены меры применяемые, в том числе при осуществлении деятельности (далее - планируемая деятельность), оказывающей прямое или косвенное воздействие на биоресурсы и среду их обитания (далее - меры по сохранению биоресурсов и среды их обитания), а также порядок их осуществления.
В заключении от 5 октября 2018 года о согласовании деятельности юридического лица Северо-Восточного территориального управления Росрыболовства (далее – СВТУ Росрыболовства) согласованы меры по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотренных законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов. Так СВТУ Росрыболовства согласилось с проектными мероприятиями ООО «Камчатнедра» по промышленной разработке месторождения рассыпного золота, согласно которым в пределах месторождения планировалось использовать после дополнительного углубления гидротехнические сооружения – искусственные водоёмы, образовавшиеся в результате предыдущих эксплуатационных работ, как иллоотстойники и для забора воды на технологические нужды. Пруд отстойник предназначен для отстоя и осветления поверхностных и карьерных вод от твердых примесей крупностью от 0,02 до 2 мм и нефтяной пленки до норм ПДК, которые должны поступать из карьера самотеком через сеть дренажных канав. В заключении указано, что проектной документацией Общества не предусмотрен сброс сточных бытовых вод в поверхностные водоисточники, а также на рельеф.
Таким образом, Обществу была разрешена разработка месторождения золота при условии соблюдения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, направленных на исключение попадания сточных вод с разрабатываемой производственной территории в воды ручья Каменистый, имеющего рыбохозяйственное значение.
Согласно акту натурного осмотра водных объектов и их водоохранных зон в бассейне ручья Каменистый (площадь лицензионного участка недр ООО «Камчатнедра») в период с 12 по 13 июня 2020 года на основании рейдового задания № от 05.06.2020 года проведены контрольно-надзорные мероприятия за соблюдением природоохранного законодательства в части охраны водных биоресурсов и среды их обитания на ручье <адрес>
12 июня 2020 года в 13 часов 00 минут обследован карьер, из которого мутные сточные воды в результате снеготаяния самотеком через отвалы размываемых грунтов и площадку стоянки промприбора попадают в ручей <данные изъяты>, установлено следующее. Установлено, что в 640 м выше по течению от полевого (базового) лагеря ООО «Камчатнедра», на левом берегу в <данные изъяты> находится действующий карьер, в котором происходит вскрытие древнего погребенного тальвега ручья <данные изъяты> На момент обследования отвалы вскрышных пород из карьера и вышерасположенной полки бессистемно сброшены на рельеф - в водоохранную зону ручья Каменистого. Отвалы состоят из легкоразмываемых грунтов вскрышных пород. Левый борт долины, берег и частично русло ручья <данные изъяты> погребены под слоем размываемого минерального грунта. В связи с активным снеготаянием и половодьем происходит интенсивный плоскостной и линейный размыв отвалов. Кроме того, происходит активный водоприток в карьер талых грунтовых и поверхностных вод и интенсивный вынос продуктов эрозии из карьера в русло ручья <данные изъяты>. При этом сильно замутненные карьерные сточные воды стекают по техногенному рельефу вначале по днищу карьера, затем площадки отвала, затем площадки промприбора, и без очистки сбрасываются в русловую сеть. В пределах площадки промприбора карьерные сточные воды протекают через временный склад ГСМ, при этом вода обтекает стальные 200-литровые бочки и под ними, в 30 м ниже протекает в 2 м от промприбора, а в 30 м ниже от промприбора впадает в ручей <данные изъяты>. Ниже склада ГСМ сточные воды не только сильно замутнены, но и приобретают стойкий запах ГСМ (дизельного топлива). Установлено отсутствие илоотстойников карьерных вод и каскадов дополнительных технологических отстойников, предусмотренных проектом и заключением с СВТУ ТУ Росрыболовство от 5 октября 2018 года №.
Рассмотрев дело об административном правонарушении, судья на основании совокупности исследованных доказательств, приведенных в решении от 7 декабря 2020 года, правильно установил, что 12 июня 2020 года на участке рассыпного золота в водоохраной зоне бассейна ручья <данные изъяты> ООО «Камчатнедра» осуществляло деятельность, связанную с золотодобычей, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотренных законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, и наличии в его деяниях состава административного правонарушения, предусмотренного часть 1 статьи 8.48 КоАП РФ.
На основании приведенных норм действующего законодательства, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что ведение в водоохранной зоне деятельности, которая оказывает влияние на состояние водных биологических ресурсов и среды их обитания, должна осуществляться только при наличии применяемых мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания.
Этот вывод в решении является мотивированным, соответствует фактическим обстоятельствам дела, требованиям закона. Определение круга доказательств, их анализ и оценка произведены судьей в соответствии с требованиями статей 26.1, 26.7, 26.11 КоАП РФ.
Обстоятельства дела установлены судьей на основании совокупности исследованных доказательств и в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ, согласно которой задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела.
Осуществление 12июня 2020 года своей деятельности, связанной с работами по добыче золота, на указанном участке водоохраной зоны бассейна ручья <данные изъяты> в отсутствие искусственных водоемов (илоотстойников карьерных вод) и дренажных канав, предусмотренных проектом и заключением СВТУ ТУ Росрыболовство о согласовании деятельности для забора воды, не оспаривалось Обществом ни в районном суде, ни в жалобе, поданной в Камчатский краевой суд.
Довод жалобы относительно нарушения порядка проведения внеплановой проверки был предметом исследования судьей при рассмотрении дела в суде первой инстанции, где получил надлежащую правовую оценку и мотивированно отклонен со ссылкой на статью 13.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Участие в рейдовом осмотре начальника отдела контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Елизовскому и Усть-Большерецкому районам ФИО2 подписавшего рейдовое задание, не привело к нарушению порядка проведения рейдового мероприятия, а также прав и законных интересов Общества, поскольку последний каких-либо процессуальных решений в рамках настоящего дела об административном правонарушении не принимал.
Оформление рейдового задания не на официальном бланке Федерального агентства по рыболовству и без указания даты не ставит под сомнение законность его выдачи и не является существенным нарушением, влекущим незаконность результатов проверочных рейдовых мероприятий.
Результаты исследования воды, в том числе результаты натурных инструментальных экспресс-измерений физико-химических параметров и оценки органолептических свойств воды ручья <данные изъяты> с использованием мультипараметрического зонда «Horiba U-52G» и турбидиметра «HACH 2100P Turbidimeter», не влияют на квалификацию вмененного ООО «Камчатнедра» административного правонарушения. В связи с чем доводы жалобы о необоснованности привлечения к проведению мероприятий по контролю сотрудника «КамчатНИРО» ФИО1., о нарушении условий поверки измерительных устройств, а также об иных нарушениях при отборе проб воды, правового значения для настоящего дела не имеют и подлежат отклонению.
Как видно из материалов дела об административном правонарушении, Общество направляло своего представителя для изучения материалов настоящего дела, было надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и вынесения постановления о назначении административного наказания, своего представителя в административный орган для участия в рассмотрении дела не направило. Копия протокола об административном правонарушении с разъяснением прав, предусмотренных статьей 25.1 КоАП РФ, направлена в адрес юридического лица. При таких обстоятельствах отсутствуют основания для категоричного вывода о существенном нарушении прав на защиту ООО «Камчатнедра», выразившемся в отсутствии в определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования сведений о разъяснении лицу, привлекаемому к административной ответственности, его прав и обязанностей.
Фотографические материалы, сделанные с помощью квадрокоптера, согласуются со сведениями, отраженными в акте натурного осмотра, в связи с чем довод жалобы о недопустимости доказательств, полученных в результате использования этого беспилотного летательного аппарата с нарушением правил пользования воздушным пространством, подлежит отклонению.
Иные приведенные в жалобе доводы не подтверждают нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, по существу, выражают несогласие с выводами судьи по фактическим обстоятельствам спора и основаны на ином применении к ним положений законодательства, что не может служить основанием для отмены законного судебного решения.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Камчатского краевого суда
РЕШИЛ:
постановление старшего государственного инспектора отдела контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Елизовскому и Усть-Большерецкому районам Северо-Восточного территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 19 октября 2020 года № и решение судьи Елизовского районного суда Камчатского края от 7декабря 2020 года оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Судья А.Н. Венин