ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-27/19 от 30.01.2019 Смоленского областного суда (Смоленская область)

Судья Малиновская И.Э. Дело № 21-27/2019

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

Судья Смоленского областного суда Туникене М.В., рассмотрев жалобу Соваренко Владимира Александровича на постановление начальника Департамента Смоленской области по осуществлению контроля и взаимодействию с административными органами от 16 ноября 2018 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Смоленска от 19 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ,

установил:

постановлением начальника Департамента Смоленской области по осуществлению контроля и взаимодействию с административными органами (далее – Департамент) № 25-2/18 от 16.11.2018 г. <данные изъяты> Соваренко В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Смоленска от 19.12.2018 г. вышеуказанное постановление изменено в части назначенного административного наказания, административный штраф снижен до 20000 рублей.

В жалобе Соваренко В.А. просит отменить состоявшиеся по делу акты, поскольку доказательств нецелевого использования им бюджетных средств не представлено.

В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности – Соваренко В.А., поскольку о месте и времени рассмотрения дела он извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявил, явку защитника в судебное заседание не обеспечил.

Исследовав письменные материалы дела, проверив доводы жалобы, а также законность и обоснованность постановления должностного лица и решения судьи, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со ст.15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

Согласно ч. 1 ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Статьей 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В силу ст. 152 БК РФ к участникам бюджетного процесса относятся, в том числе, главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, получатели бюджетных средств.

Согласно ст. 6 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено БК РФ; получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено БК РФ.

Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением (ч. 3 ст. 219 БК РФ).

В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением Администрации Смоленской области от 20.03.2017 г. № 153 утверждено Положение о целях и условиях предоставления и расходования субсидии для софинансирования расходов бюджетов муниципальных образований Смоленской области в рамках реализации областной государственной программы «Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Смоленской области» на 2014-2020 годы на поддержку мероприятий по благоустройству дворовых территорий, расположенных на территориях муниципальных образований Смоленской области, критериях отбора муниципальных образований Смоленской области для предоставления указанных субсидий (далее – Положение).

31.03.2017 г. между Департаментом Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству («Главный распорядитель») и Администрацией города Смоленска («Муниципальное образование») заключено соглашение от №63/2017-ДвТер (далее – Соглашение), предметом которого в соответствии с п. 1.1. является предоставление в 2017 году субсидии из областного бюджета бюджету города Смоленска для софинансирования расходов бюджета города Смоленска на благоустройство дворовых территорий. Пунктом 12 Положения установлено, что субсидии носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

Согласно пункту 8 Положения Департамент Смоленской области по строительству и жилищно-коммунального хозяйству, с учетом представленных документов, указанных в пункте 7.1 Положения, осуществляет перечисление субсидии бюджету муниципального образования в соответствии с заключенным с уполномоченным органом Соглашением.

На основании пункта 3.3 Соглашения перечисление субсидии из областного бюджета в бюджет города Смоленска осуществляется на счет территориального органа Федерального казначейства, открытый для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке на единые счета местных бюджетов, открытые в территориальных органах Федерального казначейства.

06.09.2017 г. между Управлением жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Смоленска («Заказчик») и ООО СК «Основа» («Подрядчик») заключен муниципальный контракт на общую сумму 1202805,82 рублей, оплата осуществляется при наличии и в пределах, доведенных до заказчика лимитов бюджетных обязательств, в том числе, за счет федерального бюджета-973896,58 руб., средств бюджета Смоленской области-228444,88 рублей, бюджета города Смоленска-120,25 рублей, внебюджетных источников- 344,11 рублей).

Платежным поручением от 21.12.2017 г. Департамент Смоленской области по строительству и ЖКХ перечислил субсидию бюджету города Смоленска в сумме 16225913,67 рублей. Работы по обустройству мест дворовых территорий оплачены подрядчику за счет: -денежных средств бюджета города Смоленска-платежным поручением от 18.12.2017г. на сумму 1622,75 руб.;-денежных средств, полученных в качестве субсидии по Соглашению, на общую сумму 16225913,67 руб.-платежными поручениями от 25.12.2017г в сумме 13142990,07 рублей (федеральный бюджет); -денежных средств областного бюджета-платежным поручением в сумме 3082923,60 руб.; -внебюджетных денежных средств-платежным поручением от 18.12.2017г. на сумму 4643,88 руб.

09.07.2018 г. Департаментом Смоленской области по осуществлению контроля и взаимодействию с административными органами в отношении Администрации города Смоленска, Управления ЖКХ Администрации города Смоленска проведена внеплановая выездная проверка соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий из бюджета Смоленской области для софинансирования расходов бюджета города Смоленска на обустройство мест массового посещения граждан и благоустройство дворовых территорий в рамках вышеуказанной областной государственной программы.

По итогам проверки составлен промежуточный акт от 30.07.2018 г., согласно которому выявлено расхождение между объемами фактически выполненных работ и объемами работ, указанными в акте о приемке выполненных работ (форма КС-2) от 10.12.2017 г., форма КС-3 от 10.12.2017г. на общую сумму 1202805,82 руб.

Таким образом, проверкой установлено нецелевое использование предоставленной Администрации города Смоленска субсидии.

09.11.2018 г. должностным лицом Департамента за допущенное правонарушение, выразившееся в направлении средств в общей сумме 1202341,46 рублей (из них федеральный бюджет – 973896,58 рублей, областной бюджет – 228444,88 рублей), полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным Соглашением от 31.03.2017 г., являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, в отношении <данные изъяты> Соваренко В.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, и постановлением начальника Департамента от 16.11.2018 г. Соваренко В.А. признан виновным в совершении указанного правонарушения с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

Данные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 09.11.2018 г., соглашением от 31.03.2017 г. № №63/2017, платежным поручением от 21.12.2017 г. , муниципальным контрактом от 06.09.2017 г., платежными поручениями от 25.12.2017 г. № , от 25.12.2017 г. и от 18.12.2017г. , актами о приемке выполненных работ (форма КС-2) от 10.12.2017 г. и справками о стоимости выполненных работ (форма КС-3), актом внеплановой выездной проверки от 30.08.2018 г. №06-02/18 и иными материалами дела, которые получили оценку судьей на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ. Решением судьи Ленинского районного суда г.Смоленска от 19.12.2018г. оспариваемое постановление правомерно изменено в части размера назначенного административного штрафа, который снижен с 50000 руб. до 20000 руб.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения (включая место его совершения), лицо, нарушившее требования законодательства, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Довод заявителя об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, поскольку отсутствуют доказательства направления им денежных средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ на цели, не соответствующие целям Соглашения, отвергаются, как несостоятельные, поскольку по существу сводятся к переоценке установленных обстоятельств. В данном случае вина должностного лица Соваренко В.А. заключается в ненадлежащей организации работы по соблюдению Администрацией г.Смоленска использования предоставленной субсидии.

Доводы жалобы об искусственном создании Департаментом в отношении Соваренко В.А. совокупности дел об административных правонарушениях отклоняются, поскольку вменяемые должностному лицу правонарушения образованы разными фактическими обстоятельствами и не вытекают из одного действия (бездействия), содержащего составы разных правонарушений. В данном случае имели место действия, которые образуют составы нескольких аналогичных административных правонарушений.

При таких обстоятельствах состоявшиеся постановление и решение сомнений в своей законности не вызывают, оснований для их отмены или изменения не усматривается. Постановление о привлечении должностного лица Соваренко В.А. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено должностному лицу Соваренко В.А. в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 15.14 КоАП РФ. Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 статьи 30.7 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено. Руководствуясь ст.ст. 30.2-30.8 КоАП РФ, судья

решил:

постановление начальника Департамента Смоленской области по осуществлению контроля и взаимодействию с административными органами от 16 ноября 2018 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Смоленска от 19 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении Главы города Смоленска Соваренко Владимира Александровича оставить без изменения, его жалобу - без удовлетворения.

Судья М.В.Туникене