ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-27/2017 от 01.02.2017 Тюменского областного суда (Тюменская область)

Дело № 21-27/2017

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Тюмень

01 февраля 2017 года

Судья Тюменского областного суда Глушко А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью «РеТИз», поданную защитником Матвеевым А.А., на решение судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 22 ноября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица -общества с ограниченной ответственностью «РеТИз»,

установил:

Постановлением № ТюО 002019/72 старшего государственного инспектора МУГАДН по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу Федерльной службы по надзору в сфере транспорта a2 от 20 октября 2016 года юридическое лицо - общество с ограниченной ответственностью «РеТИз» (далее по тексту также ООО «РеТИз») привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту также КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 22 ноября 2016 года постановление должностного лица по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставлено без изменения, жалоба лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении в лице представителя ФИО1 оставлена без удовлетворения.

С данным решением не согласно ООО «РеТИз», которое в жалобе, поданной в вышестоящий суд защитником Матвеевым А.А., просит постановление должностного лица от 20 октября 2016 года отменить и прекратить производство по делу об административном правонарушении, указывая, что в соответствии с договором № 06д/23-16 от 28.10.2015 г., заключенным между ООО «РеТИз» и ООО «Курганавтотранс», ООО «РеТИз» выделяет «Курганавтотранс» автобусы для перевозок пассажиров и багажа по международным (межрегиональным) маршрутам, за плату, во временное пользование, а также оказывает «Курганавтотранс» своими силами услуги по управлению транспортом. Утверждает, что в соответствии с ч. 4 ст. 39 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее также - ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа»), карты маршрутов оформляются только на те маршруты, в расписании которых все остановочные пункты зарегистрированы в реестре, в то время как обязанность по включению остановочных пунктов в реестр остановочных пунктов возложена на ФБУ «Росавтотранс» и Минтранс России. Указывает, что во время проверки ООО «РеТИз» на предмет наличия маршрутной карты, государственное бюджетное учреждение Тюменской области «Объединение автовокзалов и автостанций» не было зарегистрировано в реестре остановочных пунктов по причинам, не зависящим от ООО «РеТИз», в связи с чем, по мнению заявителя жалобы, ФБУ «Росавтотранс» не имело правовых оснований для выдачи карты маршрута не только ООО «РеТИз», но и перевозчикам, осуществляющим перевозки пассажиров через остановочный пункт ГБУ ТО «Объединение автовокзалов и автостанций». Отмечает, что согласно информационного письма Министерства транспорта Российской Федерации совместно с ФБУ «Агентство автомобильного транспорта» № 03-07/2518 от 21.07.2016 года, направленного участникам, осуществляющим перевозки пассажиров по межрегиональным маршрутам, на дату направления указанного письма на большинство межрегиональных маршрутов свидетельства об осуществлении регулярных перевозок и карты маршрута, предусмотренные ч. 4 ст. 39 Федерального закона, не могут быть оформлены по причине отсутствия полного перечня остановочных пунктов в том числе на территории автовокзала и автостанций на этих маршрутах в реестре. Обращает внимание, что 20.06.2016 г. ООО «РеТИз» обращалось в Министерство транспорта Российской Федерации с заявлением об установлении или изменении межрегионального маршрута регулярных перевозок «Тюмень-Курган», а 15.03.2016 года ООО «РеТИз» обращалось в ФБУ «Агентство автомобильного транспорта» с заявлением о включении ООО «РеТИз» в реестр межрегиональных маршрутов регулярных перевозок, выдаче свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок. Утверждает, что в реестр межрегиональных маршрутов регулярных перевозок ООО «РеТИз» было включено только в октябре 2016 года, что стало возможным только после включения в реестр остановочных пунктов, в частности, ГБУ ТО «Объединение автовокзалов и автостанций», который, в свою очередь, является остановочным пунктом маршрута № 501 «Тюмень-Курган». Считает, что поскольку ООО «РеТИз» относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, привлечено к административной ответственности впервые, при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, то назначенное наказание в соответствии со ст. 3.4 КоАП РФ подлежит замене на предупреждение.

Проверив в соответствии с частью 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела в полном объёме, изучив доводы жалобы в вышестоящий суд, заслушав защитника ООО «РеТИз» Матвеева А.А., просившего об удовлетворении жалобы, заслушав представителя Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Тюменской области, ХМАО и ЯНАО ФИО2, старшего государственного инспектора МУГАДН по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу Федерльной службы по надзору в сфере транспорта ФИО3, просивших в удовлетворении жалобы отказать, нахожу постановление должностного лица по делу об административном правонарушении от 20 октября 2016 года и решение судьи районного суда от 22 ноября 2016 года подлежащими изменению по следующим основаниям.

Согласно части 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях использование для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса, трамвая или троллейбуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок в случае, если наличие такой карты является обязательным, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере трехсот тысяч рублей.

Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическими транспортом, в том числе, отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, регулируются ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа».

В соответствии с положениями части 3 статьи 35 ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа», вступившими в силу с 14 июля 2016 г., водитель транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, обязан иметь при себе и предоставлять для проверки должностным лицам органа государственного транспортного контроля карту маршрута регулярных перевозок.

Статья 28 ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа» содержит требования, предъявляемые к оформлению (переоформлению) карт маршрута регулярных перевозок. Согласно пунктам 4, 5 части 4 указанной статьи в карте маршрута регулярных перевозок указываются следующие сведения: порядковый номер маршрута регулярных перевозок, который присваивается установившими данный маршрут уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления; наименование маршрута регулярных перевозок в виде наименований начального остановочного пункта и конечного остановочного пункта по маршруту регулярных перевозок или в виде наименований поселений, в границах которых расположены начальный остановочный пункт и конечный остановочный пункт по данному маршруту.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 35 ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа» к полномочиям Российской Федерации относится осуществление государственного контроля (надзора) в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта при организации регулярных перевозок, в том числе, проведение проверок наличия у водителя транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, карты маршрута регулярных перевозок и соответствия технических характеристик такого транспортного средства сведениям, указанным в карте маршрута регулярных перевозок.

Как следует из материалов дела и правильно установлено судьей районного суда, приказом Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Тюменской области, ХМАО и ЯНАО от 23 августа 2016 г. № 5/0433 в соответствии со ст. 13.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и части 6 статьи 3.1 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» утверждено плановое рейдовое задание о проведении осмотра, обследования транспортных средств в процессе их эксплуатации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Согласно акту планового (рейдового) осмотра, обследования транспортного средства № 112-Р от 24 августа 2016 г. при проверке автобуса Форд 224321, государственный регистрационный знак <.......>, осуществляющего перевозку пассажиров по маршруту № 510 «Тюмень-Курган» выявлено, что при осуществлении перевозки отсутствовала карта маршрута регулярных перевозок, что является нарушением положений статьи 28 ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа».

По данному факту определением о возбуждении дела об административном правонарушении и назначении административного расследования от 25 августа 2016 г. в отношении юридического лица – ООО «РеТИз» возбужденно административное производство об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ.

Привлекая ООО «РеТИз» к административной ответственности по части 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо, а в дальнейшем судья районного суда, при оставлении постановления должностного лица административного органа без изменения, исходили из факта осуществления ООО «РеТИз» перевозки пассажиров по регулярному маршруту при отсутствии карты маршрута.

ООО «РеТИз» является перевозчиком, осуществлявшим движение по регулярному маршруту № 501 «Тюмень-Курган», данный маршрут является межрегиональным маршрутом регулярных перевозок

В соответствии с нормами ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа», картой маршрута регулярных перевозок признаётся документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту (пункт 20 ст. 3). В течение семи дней со дня включения межрегионального маршрута регулярных перевозок в реестр межрегиональных маршрутов регулярных перевозок уполномоченный федеральный орган исполнительной власти выдает юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, уполномоченному участнику договора простого товарищества, которые обратились с заявлением об установлении межрегионального маршрута регулярных перевозок, свидетельство об осуществлении перевозок по данному маршруту регулярных перевозок и карты данного маршрута регулярных перевозок (часть 10 ст. 4). Государственный или муниципальный заказчик выдает на срок действия государственного или муниципального контракта карты маршрута регулярных перевозок в соответствии с максимальным количеством транспортных средств, необходимых для исполнения соответствующего контракта (часть 8 ст. 14). Карта муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту. Количество таких карт должно соответствовать максимальному количеству транспортных средств, указанному в соответствующем реестре маршрутов регулярных перевозок в отношении этого маршрута (часть 3 ст. 17). 6. Без проведения открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок выдаются один раз на срок, который не может превышать сто восемьдесят дней, в день наступления обстоятельств, которые явились основанием для их выдачи (часть 4 ст. 19).

Порядок оформления, переоформления карты маршрута регулярных перевозок определён нормами ст. 28 ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа», порядок проведения проверок, осуществляемых органами государственного транспортного контроля, - нормами его статьи 35, в соответствии с частью 3 которой водитель транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, обязан иметь при себе и предоставлять для проверки должностным лицам органа государственного транспортного контроля карту маршрута регулярных перевозок.

Из изложенного следует, что поскольку при проведении вышеуказанной проверки было установлено, что принадлежащий ООО «РеТИз» автобус Форд 224321, государственный регистрационный знак <.......>, осуществлял перевозку пассажиров по маршруту № 510 «Тюмень-Курган» в нарушение требований ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа», в том числе части 3 его ст. 28 при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок, что в ходе рассмотрения дела не оспаривалось, должностное лицо административного органа и впоследствии судья районного суда пришли к правомерному выводу о наличии в действиях указанного лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 ст. 11.33 КоАП РФ.

При этом нахожу, что обстоятельства, связанные, в том числе, с положениями ст. 39 ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа», предусматривающей обязанность уполномоченного федерального органа исполнительной власти, уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по выдаче юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют регулярные перевозки, карт данных маршрутов. не свидетельствуют о наличии права перевозчика по осуществлению регулярных перевозок пассажиров и багажа при отсутствии карты соответствующего маршрута.

Согласно статье 4.1 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" № 209-ФЗ от 24.07.2004 г. сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 настоящего Федерального закона, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с указанной статьей.

Из материалов дела, в частности из сведений из Государственного реестра субъектов малого предпринимательства, следует и административным органом не оспаривается, что ООО «РеТИз» является субъектом малого предпринимательства.

Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ. Вместе с тем, из рассматриваемого случая не следует, что имеются условия, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ в части такого обстоятельства как совершение ООО «РеТИз» административного правонарушения впервые, поскольку постановлением старшего государственного инспектора МУГАДН по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу – Юрге и Ямало-Ненецкому автономному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 30.09.2015 г., оставленном без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 12 мая 2016 г. и решением Тюменского областного суда от 20 июня 2016 г., указанное общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 ст. 11.31 КоАП РФ, вследствие чего оснований к замене назначенного ООО «РеТИз» административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение не имеется..

В соответствии с нормами ст. 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей (часть 3.2). При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 3.3).

Исходя из вышеизложенного, учитывая наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, в том числе возможными последствиями прекращения ООО «РеТИз» выполнения межрегиональных перевозок по маршруту № 510 «Тюмень-Курган» вследствие неисполнения органами власти возложенных на них Законом обязанностей в установленный срок, а также того, что указанное общество является субъектом малого предпринимательства, нахожу возможным снижение назначенного ООО «РеТИз» административного наказания с назначением указанному обществу административного наказания в виде административного штрафа к размере 150 000 рублей. В остальной части оспариваемые постановление должностного лица административного органа и решение судьи районного суда надлежит оставить без изменения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

Постановление № ТюО 002019/72 старшего государственного инспектора МУГАДН по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу Федерльной службы по надзору в сфере транспорта a2 от 20 октября 2016 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 22 ноября 2016 года в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «РеТИз», изменить, назначив обществу с ограниченной ответственностью «РеТИз» административное наказание в виде штрафа в размере 150 000 рублей.

Судья Тюменского областного суда

А.Р. Глушко