ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-280 от 15.12.2017 Тульского областного суда (Тульская область)

дело №21-280 судья Петренко Р.Е.

РЕШЕНИЕ

15 декабря 2017 года <...>

Судья Тульского областного суда Башкиров А.А.,

при секретаре Карловой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Центрального районного суда г.Тулы от 30 октября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ,

у с т а н о в и л :

постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ заместитель директора государственного казенного учреждения Тульской области «***» - начальник отдела аналитической и протокольной работы ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением ФИО1 обратился в Центральный районный суд г.Тулы с жалобой, в которой просил постановление о назначении административного наказания, вынесенное должностным лицом УФАС по Тульской области ДД.ММ.ГГГГ, отменить, производство по делу прекратить ввиду отсутствия состава административного правонарушения.

Решением судьи Центрального районного суда г.Тулы от 30 октября 2017 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба ФИО1 – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Тульский областной суд, ФИО1 просит об отмене, вынесенных в отношении него постановления и решения, и о прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения ФИО1, обсудив доводы жалобы, судья приходит к следующему.

В силу ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.

Отношения в сфере закупок, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В соответствии с ч.1 ст.26 Федерального закона от 5 апреля 2013 года №44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» уполномоченные органы, уполномоченные учреждения осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, установленные решениями о создании таких уполномоченных органов, уполномоченных учреждений или о наделении их указанными полномочиями. Не допускается возлагать на такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения полномочия на обоснование закупок, определение условий контракта, в том числе на определение начальной (максимальной) цены контракта, и подписание контракта. Контракты подписываются заказчиками, для которых были определены поставщики (подрядчики, исполнители).

Постановлением Правительства Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ «О централизации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Тульской области» на государственное казенное учреждение Тульской области «***» (далее - ГКУ ТО «***») возложены полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для: государственных заказчиков, государственных бюджетных учреждений, государственных унитарных предприятий; муниципальных заказчиков, муниципальных бюджетных учреждений, муниципальных унитарных предприятий и (или) уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, действующих от имени муниципальных заказчиков, соответствующих бюджетных учреждений, муниципальных унитарных предприятий и (или) уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, полномочия которых определены решениями органов местного самоуправления, при условии предоставления из бюджета Тульской области межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществляется за счет указанных межбюджетных трансфертов; автономных учреждений, осуществляющих закупки за счет субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности Тульской области (в том числе приобретение недвижимого имущества в государственную собственность Тульской области); бюджетных, автономных учреждений, унитарных предприятий, осуществляющих закупки в пределах переданных им государственными заказчиками полномочий в порядке, предусмотренном ч.6 ст.15 Федерального закона от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Указанным постановлением Правительства Тульской области утверждено положение о порядке взаимодействия заказчиков, а также уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, полномочия которых определены решениями органов местного самоуправления, с ГКУ ТО «***» (далее положение).

Согласно п.2.2 Положения Уполномоченное учреждение в целях исполнения полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, в том числе принимает и рассматривает заявки заказчиков на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), направленные в соответствие с п.4.3 настоящего положения; на основе представленных заказчиками заявок разрабатывает и утверждает необходимые для проведения процедур по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей документы, а также возвращает заказчиком заявки па определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случае их неполноты или несоответствия законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг.

Согласно п.1 ч.1 ст.33 Федерального закона от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В силу п.2 ч.1 ст.33 Федерального закона от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно ч.2 ст.33 указанного выше Федерального закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Из анализа указанных положений следует, что требования к документации об электронном аукционе к товару, с учетом целей и принципов контрактной системы, должны носить объективный характер, быть направленными на обеспечение обоснованной потребности заказчика, не выходить за рамки стандартных требований для таких товаров, не допускать ограничения круга участников закупки, в том числе по причине невозможности подтверждения их соответствия требованиям документации об электронном аукционе и действующим государственным стандартам.

В соответствии с п.«б» п.3 ч.3 ст.66 Федерального закона в п.23 «Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе» части I «Сведения о проводимом аукционе в электронной форме» к документации об электронном аукционе установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать: согласие участника аукциона па выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным п.16 части II «Техническое задание» документации об аукционе, и указание на товарный знак (ею словесное обозначение) (при его наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Как следует из материалов дела, установлено должностным лицом и судьей районного суда, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тульской области проведена внеплановая проверка по вопросу соблюдения администрацией муниципального образования Арсеньевский район, ГКУ ТО «***» требований Федерального закона от 5 апреля 2013 года №44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по объекту «<данные изъяты>» (закупка ).

Приказом ГКУ ТО «» от ДД.ММ.ГГГГ объявлен электронный аукцион на право заключения контракта на выполнение работ по объекту «<данные изъяты>» (закупка ); создана аукционная комиссия по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ГКУ ТО «***», определен ее состав.

Документация об электронном аукционе утверждена заместителем директора - начальником отдела аналитической и протокольной работы ГКУ ТО «***» ФИО1

Извещение и документация об электронном аукционе размещены ДД.ММ.ГГГГ в единой информационной системе в сфере закупок.

Извещения о внесении изменений в документацию о проведении электронного аукциона опубликованы в единой информационной системе в сфере закупок ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.

Начальная (максимальная) цена контракта - рублей.

Пункт 16 части II «Техническое задание» документации об электронном аукционе содержит технические требования к используемым материалам, а также перечень ГОСТ.

В базе данных Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (РОССТАНДАРТ) отсутствуют следующие ГОСТ, установленные в документации об электроном аукционе : ГОСТ Р 53761-2010, ГОСТ 8501-3, ГОСТ 26633-209, ГОСТ 114-203, ГОСТ 12511-2001, ГОСТ Р53101-2010.

Данный факт свидетельствует о несоответствии документации об электронном аукционе п.1,2 ч.1 ст.33, п.1 ч.1 ст.64 Федерального закона от 5 апреля 2013 года №44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В п.16 «Функциональные и технические характеристики используемых материалов» ч. II «Техническое задание» документации об электронном аукционе установлены следующие показатели для товара (материала) «Арматура стальная горячекатаная»:

Класс АН Соответствие

Номинальный диаметр стержня, мм 2

Площадь поперечного сечения, см2 1,304

Однако, в ГОСТ 5781-82 «Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия» для стали арматурной номинальный показатель «диаметр стержня, мм» со значением «2» отсутствует.

Кроме этого в п.16 «Функциональные и -технические характеристики используемых материалов» части II «Техническое задание» документации об электронном аукционе установлены следующие показатели для товара (материала) «Арматура стальная горячекатаная»:

Класс AI Соответствие

Номинальный диаметр стрежня, мм 6

Площадь поперечного сечения, см2 0,1426

В ГОСТ 5781-82 «Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия» для стали арматурной с номинальным диаметром стержня 6 мм установлен следующий показатель для характеристики «Площадь поперечного сечения, см2» - «0,283». Следовательно, в пп. 12.2.3 п.16 «Функциональные и технические характеристики используемых материалов» части II «Техническое задание» документации об электронном аукционе установлен не соответствующий ГОСТ показатель - «0,1426».

Таким образом, в вышеуказанных позициях документации об электронном аукционе установлены не соответствующие ГОСТ показатели материала «Арматура стальная горячекатаная».

В п.16 «Функциональные и технические характеристики используемых материалов» части II «Техническое задание» документации об электронном аукционе установлены следующие показатели для товара (материала):

13. Эмаль

ГОСТ 6465-76 Соответствие

Минимальная укрывистость высушенной пленки, г/м 30

Максимальная укрывистость высушенной пленки, г/м 20

Согласно ГОСТ 6465-76 «Эмали ПФ-115. Технические условия» для показателя «Укрывистость высушенной пленки» единицей измерения показателя является «г/м2».

В то же время, в документации об электронном аукционе указана не предусмотренная ГОСТ единица измерения упомянутого выше показателя «г/м».

В связи с тем, что установленные в документации об электронном аукционе показатели в соответствии с указанными ГОСТ, не являются стандартными показателями, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других, установленных показателей, требований, обозначений и терминологии, нарушены требования п.2 ч.1 ст.33 Федерального закона от 5 апреля 2013 года №44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В документации об электронном аукционе отсутствует обоснование необходимости использования Заказчиком описания объекта закупки других показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, отличных от установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации.

Указанное, свидетельствует о несоответствии документации об электронном аукционе требованиям п.п.1,2 ч.1, п.1 ч.1ст.64 Федерального закона от 5 апреля 2013 года №44 – ФЗ.

В п.16 «Функциональные и технические характеристики используемых материалов» части II «Техническое задание» документации об электронном аукционе для товара «Эмаль» установлены характеристики «Минимальная укрывистость высушенной пленки, г/м» со значением показателя «30» и «Максимальная укрывистость высушенной пленки, г/м» со значением «20». Установление требований к материалам подобным образом вводит участников закупки в заблуждение относительно потребности Заказчика в характеристиках приобретаемого материала и не позволяет указать достоверные сведения о минимальном и максимальном значении показателя укрывистости высушенной пленки, что свидетельствует о нарушении п.1 ч.1 ст.33, ч.2 ст.33, п.1 ч.1. ст.33 Федерального закона от 5 апреля 2013 года №44 – ФЗ.

Таким образом, документация об электронном аукционе, утвержденная ФИО1 не соответствует вышеперечисленным требованиям Федерального закона от 5 апреля 2013 года №44 - ФЗ.

Приказом ГКУ ТО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 назначен на должность заместителя директора - начальника отдела аналитической и протокольной работы.

Приказом ГКУ ТО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на заместителя директора ГКУ ТО «» ФИО1 возложено право подписи на всех организационно-распорядительных, финансовых и иных документах, в том числе право утверждения документации на размещение.

Документация об электронном аукционе утверждена заместителем директора - начальником отдела аналитической и протокольной работы ГКУ ТО «» ФИО1

Перечисленные нарушения Федерального закона от 5 апреля 2013 года №44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении в отношении заместителя директора ГКУ ТО «***» ФИО1

Установленные обстоятельства подтверждаются доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; объяснениями ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ; приказом от ДД.ММ.ГГГГ; документацией о проведении электронного аукциона, утвержденной заместителей директора - начальником отдела аналитической ГКУ ТО «***» ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ; приказом ГКУ ТО «***» от ДД.ММ.ГГГГ о временном возложении обязанностей; определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ДД.ММ.ГГГГ; решением по делу УФАС России по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ.

Оценив собранные по делу доказательства на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, должностное лицо и судья обоснованно пришли к выводу о наличии в действиях заместителя директора ГГКУ ТО «***» - начальника отдела аналитической и протокольной работы ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.

Довод жалобы о том, что ФИО1 не является субъектом данного административного правонарушения не основан на законе.

Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ заключается в утверждении конкурсной документации, документации об аукционе, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов.

Субъектом данного административного правонарушения являются как должностное лицо заказчика, так и должностное лицо органа исполнительной власти, органа местного самоуправления, уполномоченных на осуществление функций по размещению заказов.

Поскольку документация об электронном аукционе утверждена заместителем директора - начальником отдела аналитической и протокольной работы ГКУ ТО «***» ФИО1, то он является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.

Иные доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных по делу обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущей судебной инстанции, они обоснованно отвергнуты по мотивам, приведенным в соответствующем судебном акте, в связи с чем, не ставят под сомнение его законность и обоснованность.

Административное наказание ФИО1 назначено в пределах санкции ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.

Нарушений норм материального и процессуального закона при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.

Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.

При таких обстоятельствах состоявшиеся акты по делу об административном правонарушении сомнений в своей законности не вызывают, являются правильными и оснований для их отмены или изменения не усматривается.

Руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Центрального районного суда г.Тулы от 30 октября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Судья