ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-280/18 от 21.11.2018 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 21-280/2018 судья Калько И.Н.

Р Е Ш Е Н И Е

г. Тверь 21 ноября 2018 года

Судья Тверского областного суда Каширская Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ФГКУ комбинат «Озерный» Управления федерального агентства по государственным резервам по Центральному федеральному округу ФИО3 на решение судьи Бологовского городского суда Тверской области от 24 августа 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в отношении ФГКУ комбинат «Озерный» Управления федерального агентства по государственным резервам по Центральному федеральному округу,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением главного государственного инспектора отдела общего промышленного надзора по Тверской области Центрального Управления Ростехнадзора от 02 июля 2018 года юридическое лицо - ФГКУ комбинат «Озерный» Управления федерального агентства по государственным резервам по Центральному федеральному округу признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

Решением судьи Бологовского городского суда Тверской области от 24 августа 2018 года постановление должностного лица оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Тверской областной суд, директор ФГКУ комбинат «Озерный» Управления федерального агентства по государственным резервам по Центральному федеральному округу ФИО3 просит постановленные по делу решения отменить, вынести по делу новое решение. Указывает, что собственных финансовых средств комбинат не имеет. Поясняет, что выявленные в ходе проверки нарушения возникли не в процессе эксплуатации, а связаны с изменениями в законодательстве. Доводит до сведения, что комбинат неоднократно направлял письма в вышестоящую организацию о необходимости включить комбинат в Федеральную адресную инвестиционную программу для выполнения реконструкции. Работы по устранению замечаний включены в техническое задание на проведение комплексной реконструкции, документы рассматриваются и согласовываются, однако до настоящего времени проектирование не начато, финансирование не выделено. Кроме того, комбинатом для проведения реконструкции принят ряд технических решений по обеспечению безопасности, также проводится ежедневное измерение концентрации загазованности, концентрация ни разу не превышала предельно допустимых значений. Считает, что предписание может вменять в обязанность совершение только тех действий, возможность совершения которых предусмотрена законом либо допустима с точки зрения законодательства и не должно возлагать обязательств, приводящих к нарушению закона. Полагает, что им как директором предприняты своевременно и в полном объеме меры к устранению выявленных нарушений, однако по объективным причинам в силу особенностей производственно-хозяйственной деятельности в отведенные сроки устранить нарушения промышленной безопасности не представилось возможным.

В возражениях на жалобу представитель Центрального управления Ростехнадзора ФИО2 критикует доводы жалобы, считая постановленные решения законными и обоснованными.

Проверив материалы дела, оценив обоснованность доводов жалобы, выслушав защитника Кондратьеву А.Г., поддержавшую доводы жалобы, оснований для отмены или изменения оспариваемых решений не нахожу.

Согласно ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Вопросы регулирования в области обеспечения промышленной безопасности опасных производственных объектов, отношения между учреждениями, организациями, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Федеральном законе от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность (ст. 3 настоящего Закона).

В силу ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 116-ФЗ техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервация и ликвидация опасного производственного объекта осуществляются на основании документации, разработанной в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом законодательства о градостроительной деятельности. Если техническое перевооружение опасного производственного объекта осуществляется одновременно с его реконструкцией, документация на техническое перевооружение такого объекта входит в состав соответствующей проектной документации. Документация на консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности. Документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Не допускаются техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта без положительного заключения экспертизы промышленной безопасности, которое в установленном порядке внесено в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, либо, если документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта входит в состав проектной документации такого объекта, без положительного заключения экспертизы проектной документации такого объекта.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения ЦУ Ростехнадзора от 04 мая 2018 года в период с 06 июня 2018 года по 20 июня 2018 года проведена плановая выездная проверка ФГКУ комбинат «Озерный» Росрезерва в целях выполнения Плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2018 год.

По результатам проверки составлен акт проверки от 20 июня 2018 года, а также вынесено предписание об устранении выявленных нарушений от 20 июня 2018 года.

Согласно акта проверки выявлены нарушения обязательных требований промышленной безопасности при эксплуатации юридическим лицом – ФГКУ комбинат «Озерный» Росрезерва опасного производственного объекта, зарегистрированного в государственном реестре опасных производственных объектов (свидетельство о регистрации от 06 ноября 2014 года) – площадка нефтебазы по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов ():

1. Наружная площадка резервуарного парка хранения нефтепродуктов не оснащена средствами автоматического контроля и обнаружения утечек нефтепродуктов и (или) их паров в обваловании резервуаров с выводом показаний в помещение управления операторной;

2. Резервуарный парк хранения нефтепродуктов не оснащен узлами дублирующих задвижек на технологических нефтепроводах вне обвалования;

3. Сливоналивная железнодорожная эстакада нефтебазы не оборудована автоматическими устройствами, прекращающими налив при достижении предельного уровня заполнения железнодорожной цистерны;

4. Отсутствуют датчики загазованности с сигнализацией, срабатывающей при достижении предельно допустимых величин, на сливоналивной железнодорожной эстакаде нефтебазы;

5. Сливоналивная железнодорожная эстакада в зоне слива-налива нефтепродуктов не имеет ограждения по периметру бортиком высотой не менее 0,2 м;

6. Без внесения изменений в проектную и техническую документацию, согласованную с разработчиком проектной документации или с организацией, специализирующейся на проектировании аналогичных объектов, и в отсутствие положительного заключения экспертизы промышленной безопасности разработанной документации внесены изменения в технологическую схему опасного производственного объекта «Площадка нефтебазы по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов», : с 2012 года выведена из эксплуатации площадка автоналива (представлен приказ о выводе из эксплуатации от ДД.ММ.ГГГГ);

7. Без продления срока службы осуществляется эксплуатация резервуаров по истечении назначенного срока службы (до мая 2018 года), установленного специализированной организацией <данные изъяты> (представленные заключения экспертизы промышленной безопасности выполненные <данные изъяты> не внесены в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности в установленном порядке).

Таким образом, ФГКУ комбинат «Озерный» нарушило требования промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, установленные Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ и иными нормативными правовыми актами в области промышленной безопасности.

Усмотрев в деянии юридического лица наличие признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, 20 июня 2018 года уполномоченным должностным лицом составлен протокол об административном правонарушении в отношении ФГКУ комбинат «Озерный» Росрезерва.

Постановлением государственного инспектора отдела общего промышленного надзора по Тверской области Центрального управления Ростехнадзора ФИО1 от 02 июля 2018 года ФГКУ комбинат «Озерный» Росрезерва признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.

Судья городского суда, проверяя законность и обоснованность оспариваемого Комбинатом постановления должностного лица, не усмотрел оснований к его отмене.

Оснований не согласиться с постановленными решениями о привлечении ФГКУ комбинат «Озерный» Росрезерва к административной ответственности не имеется.

Фактические обстоятельства дела и виновность ФГКУ комбинат «Озерный» Росрезерва в совершении вмененного административного правонарушения подтверждаются совокупностью доказательств, представленных в материалы дела: уставом ФГКУ комбинат «Озерный» Росрезерва; свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц; свидетельством о постановке на учёт российской организации в налоговом органе; распоряжением Центрального управления Ростехнадзора от 04 мая 2018 года о проведении плановой выездной проверки; актом проверки от 20 июня 2018 года; предписанием об устранении выявленных нарушений от 20 июня 2018 года; протоколом об административном правонарушении от 20 июня 2018 года; а также иными материалами дела, которым дана надлежащая правовая оценка, основанная на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Приведенные доказательства последовательны, непротиворечивы, согласуются между собой и с другими доказательствами, получены с соблюдением процессуальных требований и обоснованно признаны судьей городского суда достоверными относительно события правонарушения.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы о том, что ФГКУ комбинат «Озерный» Росрезерва добровольно принимает меры к устранению выявленных нарушений, что свидетельствует о принятии Комбинатом всех зависящих от него мер по исполнению своих публично-правовых обязанностей, не могут послужить основанием для отмены состоявшихся по делу решений, поскольку законодательством установлены обязательные требования промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, которые Комбинатом соблюдены не были, однако учтены Центральным управлением Ростехнадзора в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность.

Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе и имеющие правовое значение, были предметом проверки в ходе производства по делу, обоснованно отвергнуты по мотивам, изложенным в решении судьи городского суда, установленные обстоятельства и выводы о виновности ФГКУ комбинат «Озерный» Росрезерва в совершении вмененного административного правонарушения не опровергают и не ставят под сомнение законность обжалуемых актов.

Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом и судьей городского суда обстоятельств и имеющихся доказательств, не является правовым основанием к отмене состоявшихся по делу решений.

При рассмотрении настоящего дела должностное лицо и судья городского суда правильно установили все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, и пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях ФГКУ комбинат «Озерный» Росрезерва состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Совершенное ФГКУ комбинат «Озерный» Росрезерва административное правонарушение посягает на установленный порядок общественных отношений в области промышленной безопасности. Следует отметить, что существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в ненадлежащем отношении юридического лица к исполнению своих обязанностей.

При этом попытки устранения ФГКУ комбинат «Озерный» Росрезерва выявленных нарушений и предпринятые технические решения по обеспечению безопасности не являются основаниями для освобождения Комбината от административной ответственности за указанные нарушения или изменения назначенного административного наказания.

Доводы Комбината об отсутствии необходимого финансирования для соблюдения правил эксплуатации опасных производственных объектов и его вины в совершении правонарушения полагаю несостоятельными, так как финансовое положение заявителя не является основанием для освобождения от административной ответственности; кроме того, заявителем не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению требований промышленной безопасности, в том числе по консервации опасных производственных объектов, которые эксплуатируются с нарушением установленных технических требований.

Из представленных в материалы дела писем Управления Федерального агентства по государственным резервам по Центральному федеральному округу видно, что Комбинат включен в план реконструкции на ближайшие годы. Вместе с тем планируемая реконструкция объектов предприятия не освобождает Комбинат от обязанности обеспечить в силу положений Закона № 116-ФЗ безопасную эксплуатацию опасных производственных объектов до начала такой реконструкции либо прекратить их эксплуатацию. Невозможность консервации объектов в связи с режимом работы предприятия документально не подтверждены и должным образом не обоснованы.

Кроме того, недостаточное бюджетное финансирование не является основанием для освобождения Комбината от ответственности за несоблюдение требований промышленной безопасности, в том числе, с учетом характера и степени общественной опасности вмененного административного правонарушения, поскольку невыполнение указанных требований приводит к недопустимому риску для жизни и здоровья людей. Несоблюдение норм промышленной безопасности создает реальную угрозу жизненно важным интересам личности и общества ввиду возможных аварий на опасных производственных объектах и их последствий.

Учитывая в совокупности обстоятельства совершенного Комбинатом правонарушения, считаю, что в данном случае оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.

Порядок и срок давности привлечения ФГКУ комбинат «Озерный» Росрезерва к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ соблюдены.

Административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей назначено ФГКУ комбинат «Озерный» Росрезерва в минимальных пределах, предусмотренных санкцией статьи, с учетом наличия смягчающего наказание обстоятельства – принятия мер по устранению выявленных нарушений, отсутствия отягчающих наказание обстоятельств, а также с учетом того, что допущенные нарушения не повлекли тяжких последствий, соответствует содеянному и целям административного наказания, указанным в статьях 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, является справедливым.

Нарушений норм процессуального законодательства при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление главного государственного инспектора отдела общего промышленного надзора по Тверской области Центрального управления Ростехнадзора ФИО1 от 02 июля 2018 года и решение судьи Бологовского городского суда Тверской области от 24 августа 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в отношении ФГКУ комбинат «Озерный» Управления федерального агентства по государственным резервам по Центральному федеральному округу оставить без изменения, жалобу директора ФГКУ комбинат «Озерный» Управления федерального агентства по государственным резервам по Центральному федеральному округу ФИО3 - без удовлетворения.

Судья Е.А. Каширская