ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-281/18 от 26.12.2018 Ивановского областного суда (Ивановская область)

Судья Вьюгин И.В. Дело № 21-281/2018

РЕШЕНИЕ

город Иваново 26 декабря 2018 года

Судья Ивановского областного суда Круглова Н.С.,

с участием защитника Кочнева А.В.,

помощника прокурора Октябрьского района г. Иваново Периловой И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника Кочнева А.В., действующего в интересах генерального директора ООО "<данные изъяты>" ФИО1, на решение судьи Октябрьского районного суда г. Иваново от 20 ноября 2018 года,

УСТАНОВИЛА:

Постановлением заместителя начальника Департамента строительства и архитектуры Ивановской области ФИО5 от 05 октября 2018 года генеральный директор ООО "<данные изъяты>" ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

Генеральный директор ООО "<данные изъяты>" ФИО1 признан виновным в неразмещении в нарушение п. 4 ст. 23.3, ч. 2 ст. 3.1 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ) в единой информационной системе жилищного строительства (далее - ЕИСЖС) https://наш.дом.рф/ всей обязательной информации по строящимся домам по <адрес> и <адрес>, в том числе фотографий строящихся объектов недвижимости, что было выявлено 10 августа 2018 года в период времени с 10 часов 35 минут до 10 часов 39 минут в ходе проведения проверки прокуратурой Октябрьского района г. Иваново.

Решением судьи Октябрьского районного суда г. Иваново от 20 ноября 2018 года вышеуказанное постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения, жалоба защитника Кочнева А.В., поданная в интересах ФИО1, - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Ивановский областной суд, защитник Кочнев А.В. ставит вопрос об отмене судебного решения ввиду его несоответствия нормам действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела и о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении генерального директора ООО "<данные изъяты>" ФИО1 В обоснование жалобы указывает, что:

- сайт https://наш.дом.рф/ был установлен в качестве адреса сайта ЕИСЖС в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2018 № 1133, вступившим в силу с 04 октября 2018 года. В связи с чем, вывод суда о том, что, несмотря на отсутствие официально утвержденного адреса сайта ЕИСЖС, у застройщика была обязанность по размещению информации в ЕИСЖС, но в редакции ст. 23.3 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ, действующей до 01 июля 2018 года, противоречит ч. 1 и ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ;

- на момент проведения прокуратурой 10 августа 2018 года проверки действовала редакция ст. 3.1 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ, в соответствии с которой размещению застройщиком в ЕИСЖС подлежит информация о строительстве, указанная в ст. 23.3 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ. При этом согласно п. 16 Федерального закона от 01.07.2018 № 175-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 01.07.2018 № 175-ФЗ) обязанность по размещению в ЕИСЖС информации, предусмотренной ст. 23.3 ФЗ от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ, возникает по истечении 3-х месяцев со дня вступления в силу Федерального закона от 01.07.2018 № 175-ФЗ. То есть обязанность застройщика по размещению информации в ЕИСЖС возникла только с 01 октября 2018 года, и именно с этого времени вступила в силу ст. 13.19.3 КоАП РФ, которой установлена ответственность за нарушение порядка размещения информации в ЕИСЖС.

В письменном отзыве на жалобу заместитель начальника Департамента строительства и архитектуры Ивановской области ФИО5, полагая доводы жалобы необоснованными, просила в ее удовлетворении отказать и оставить в силе обжалуемое судебное решение от 20 ноября 2018 года.

Извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы генеральный директор ООО "<данные изъяты>" ФИО1 и должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, ФИО5 в судебное заседание не явились. На основании п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ считаю возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие указанных лиц.

Явившимся на рассмотрение жалобы защитнику Кочневу А.В. и помощнику прокурора Октябрьского района г. Иваново Периловой И.С. разъяснены права, предусмотренные соответственно ст. 25.5 и ст. 25.11 КоАП РФ. Отводов и ходатайств заявлено не было.

В судебном заседании защитник Кочнев А.В. доводы жалобы поддержал.

Помощник прокурора Октябрьского района г. Иваново Перилова И.С. полагала доводы жалобы несостоятельными, просила решение судьи, как законное, обоснованное и мотивированное, оставить без изменения.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив доводы жалобы и проверив дело в полном объеме, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статьи 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 2 статьи 14.28 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за опубликование в средствах массовой информации и (или) размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования застройщиком проектной декларации (в том числе вносимых в нее изменений), содержащей неполную и (или) недостоверную информацию, предоставление застройщиком неполной и (или) недостоверной информации, опубликование, размещение или предоставление которой предусмотрено законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно нарушение сроков опубликования и (или) размещения проектной декларации либо вносимых в нее изменений.

Соглашаясь с постановлением заместителя начальника Департамента строительства и архитектуры Ивановской области ФИО5 от 05 октября 2018 года о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.28 КоАП РФ, судья районного суда в своем решении указал, что, несмотря на то, что адрес сайта https://наш.дом.рф/ в качестве адреса сайта ЕИСЖС в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" официально был установлен 25 сентября 2018 года Постановлением Правительства Российской Федерации № 1133 (введенным в действие 05 октября 2018 года), тем не менее данный сайт являлся (официальным) сайтом оператора ЕИСЖС - АО "Дом.РФ" по состоянию на время выявления событий прокурором 10 августа 2018 года. Кроме того, исходя из положений ст. 23.3 в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 года № 218, с 01 июля 2018 года по 01 октября 2018 года у застройщика была обязанность по размещению информации в ЕИСЖС, но в редакции ст. 23.3, действующей до 01 июля 2018 года (в частности ее части 4, а также без дополнений частями 3.1 и 3.2).

Указанные выводы основаны на ошибочном толковании норм законодательства, подлежащего применению в настоящем деле, а поэтому не могут быть признаны обоснованными.

Так, часть 6 статьи 25 Федерального закона от 29.07.2017 № 218-ФЗ (в редакции от 29 декабря 2017 года) "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.07.2017 № 218-ФЗ) предусматривала возникновение с 01 января 2018 года обязанности по размещению информации в единой информационной системе жилищного строительства, предусмотренной статьей 23.1 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона).

Положениями статьи 23.1 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ регламентированы понятие единого реестра застройщиков и размещение сведений, содержащихся в этом реестре, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Федеральным законом от 01.07.2018 № 175-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 01.07.2018 № 175-ФЗ) в части 6 статьи 25 Федерального закона от 29.07.2017 № 218-ФЗ слова "статьей 23.1" были заменены словами "статьей 23.3".

Одновременно этим же Федеральным законом от 01.07.2018 № 175-ФЗ в статью 23.3 (Единая информационная система жилищного строительства) Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ внесены изменения, в соответствии с которыми данная статья дополнена частью 3.1, регламентирующей кто является субъектами информации, и частью 3.2, в силу которой порядок размещения информации в системе и адрес сайта системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" устанавливается Правительством Российской Федерации. Также в новой редакции изложена часть 4 указанной статьи, определяющая какая информация подлежит размещению застройщиком в системе.

Кроме того, Федеральным законом от 01.07.2018 № 175-ФЗ внесены изменения в части 1 и 2 статьи 3.1 (Раскрытие информации застройщиком) Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ, и установлен объем информации, которую застройщик, привлекающий денежные средства участников долевого строительства, обязан раскрывать путем размещения ее в единой информационной системе жилищного строительства, указанной в статье 23.3 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ. Также изменена часть 6 статьи 3.1 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ, согласно прежней редакции которой застройщик нес ответственность за несоблюдение обязанности по раскрытию информации в соответствии с настоящей статьей, то есть только на официальном сайте застройщика. После внесения изменений данная норма стала предусматривать, что застройщик в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по раскрытию информации, полноту и достоверность информации, подлежащей раскрытию в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ.

При этом согласно пункта 16 статьи 8 Федерального закона от 01.07.2018 № 175-ФЗ обязанность по размещению информации в ЕИСЖС, предусмотренной статьей 23.3 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) возникает по истечении трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, то есть с 01 октября 2018 года.

Во взаимосвязи с вышеуказанным пунктом 16 находятся положения пункта 17 статьи 8 Федерального закона от 01.07.2018 № 175-ФЗ, предусматривающие, что до утверждения Правительством Российской Федерации порядка, способов, сроков и периодичности размещения субъектами информации в ЕИСЖС, предусмотренной статьей 23.3 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона), информации, обязательное размещение которой предусмотрено Федеральными законами, состава такой информации застройщики обязаны размещать информацию, предусмотренную Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона), в указанной системе в порядке, в составе, способами, в сроки и с периодичностью, которые утверждены уполномоченным федеральными органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

Положений о распространении на период с 01 июля 2018 года по 01 октября 2018 года действия ст. 23.3 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ в ее редакции, действовавшей до 01 июля 2018 года (в частности ее части 4, а также без дополнения частями 3.1 и 3.2), вопреки выводам суда, Федеральный закон от 01.07.2018 № 175-ФЗ не содержит.

В соответствии с пунктом 5 части 3.2 статьи 23.3 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" адрес сайта https://наш.дом.рф/ установлен в качестве адреса сайта единой информационной системы жилищного строительства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2018 гола № 1133, вступившим в действие 05 октября 2018 года.

Федеральным законом от 29 июля 2018 года № 236-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", вступившим в силу с 01 октября 2018 года, данный Кодекс дополнен статьей 13.19.3, предусматривающей административную ответственность за нарушение порядка размещения информации в единой информационной системе жилищного строительства.

Таким образом, анализ вышеприведенных положений законодательства в их совокупности свидетельствует о том, что административная ответственность за неразмещение застройщиком информации в ЕИСЖС или нарушение установленных законодательством Российской Федерации порядка, способов, сроков и (или) периодичности размещения информации либо размещение информации не в полном объеме введена с 01 октября 2018 года. Ранее застройщик нес ответственность только за нераскрытие информации на своем официальном сайте.

Следовательно, на момент проведения 10 августа 2018 года прокуратурой Октябрьского района г. Иваново проверки ответственность за невыполнение обязанности по размещению застройщиком (его должностным лицом) информации в ЕИСЖС положениями КоАП РФ не была установлена.

Сделанный должностным лицом административного органа и судьей районного суда вывод о наличии в действиях генерального директора ООО "<данные изъяты>" ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.28 КоАП РФ, является ошибочным.

Положения статьи 13.19.3 КоАП РФ, которыми с 01 октября 2018 года установлена административная ответственность за нарушение порядка размещения информации в единой информационной системе жилищного строительства, в силу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ обратной силы не имеют.

При таких обстоятельствах, на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ постановление должностного лица административного органа и решение судьи районного суда в отношении генерального директора ООО "<данные изъяты>" ФИО1 подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛА:

Решение судьи Октябрьского районного суда г. Иваново от 20 ноября 2018 года и постановление заместителя начальника Департамента строительства и архитектуры Ивановской области ФИО5 от 05 октября 2018 года о привлечении генерального директора ООО "<данные изъяты>" ФИО1 к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.28 КоАП РФ - отменить.

Производство по делу в отношении генерального директора ООО "<данные изъяты>" ФИО1 по ч. 2 ст. 14.28 КоАП РФ прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.

Жалобу защитника Кочнева А.В. удовлетворить.

Судья Ивановского

областного суда Н.С. Круглова