Судья Антонов Н.И. | № 21-2822022 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
28.09.2022 | г. Петрозаводск |
Судья Верховного Суда Республики Карелия Щепалов С.В., рассмотрев протест заместителя прокурора Муезерского района на постановление первого заместителя Председателя Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору – первого заместителя Главного государственного жилищного инспектора Республики Карелия от 24.05.2022, решение судьи Муезерского районного суда Республики Карелия от 25.07.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в отношении Волкова В. Н.,
установил:
постановлением первого заместителя Председателя Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору – первого заместителя Главного государственного жилищного инспектора Республики Карелия от 24.05.2022, оставленным без изменения решением судьи Муезерского районного суда Республики Карелия от 25.07.2022, прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в отношении Волкова В.Н. в связи с отсутствием состава и события административного правонарушения.
С такими постановлением должностного лица и решением судьи не согласен заместитель прокурора Муезерского района, в поданном протесте просит их отменить и возвратить дело на новое рассмотрение. Указывает, что жилищное законодательство не предусматривает иные, не указанные в ч. 2 ст. 161 ЖК РФ, способы управления многоквартирными домами, в том числе путем заключения соглашения о техническом и аварийно-диспетчерском их обслуживании. Собственниками многоквартирных жилых домов №№ 18 и 26 по ул. Еремеева в с. Ругозеро на общем собрании 20.12.2020 принято решение об изменении способа управления домов и передаче их на обслуживание управляющей организацией ООО (...) (далее - Общество). Во исполнение протокола общего собрания администрацией Муезерского муниципального района с ООО (...) заключено соглашение на выполнение работ по техническому и аварийно-диспетчерскому обслуживанию многоквартирных домов, в том числе вышеуказанных домов. Данное соглашение исполняется. Характер обязанностей Общества, закрепленных п.п. 1.1-1.3, п.п. 2.3, 3.1, 3.2 данного соглашения, а также указанные в ЕГРЮЛ виды экономической деятельности Общества свидетельствуют, что соглашение фактически является договором управления, но исполняется в отсутствие у Общества соответствующей лицензии.
На рассмотрение дела по указанной жалобе Общество защитника не направило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.
Заслушав прокурора (...) поддержавшего протест, проверив дело, прихожу к следующему.
В силу ч. 1 ст. 14.1.3 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии на ее осуществление, если такая лицензия обязательна, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.
Согласно п. 51 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предпринимательская деятельность по управлению многоквартирным домами подлежит лицензированию.
В силу ч. 1.3 ст. 161 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется по общему правилу на основании лицензии на ее осуществление.
Согласно ч. 1 ст. 192 ЖК РФ соответствующая лицензия оформляется органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта РФ.
В силу ч. 3 ст. 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны: 1) состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома; 2) перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация, за исключением коммунальных услуг, предоставляемых в соответствии со статьей 157.2 настоящего Кодекса; 3) порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы, за исключением платы за коммунальные услуги, предоставляемые в соответствии со статьей 157.2 настоящего Кодекса; 4) порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.
Согласно подп. "б" п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и об осуществлении регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110 (далее - Положение), лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных п.п. 1 - 6.1 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ, является исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом.
Согласно подп. "в" п. 1 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 (далее - Правила), настоящие Правила устанавливают стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом, в том числе, управляющими организациями, заключившими договор управления многоквартирным домом.
В соответствии с постановлением заместителя прокурора Муезерского района Республики Карелия от 05.05.2022, основанием для возбуждения настоящего дела послужили выявленные 20.04.2022 те обстоятельства, что Волков В.Н. являясь должностным лицом – (...) исполняя свои обязанности по адресу: Республика Карелия, пгт Муезерский, ул. Гагарина, д. 22, кв. 4, в период с 01.01.2022 по 31.03.2022 в нарушение ст. 198 ЖК РФ, подп. "б" п. 3 Положения, подп. "в" п. 1 Правил осуществлял деятельность по управлению возглавляемым им предприятием 932 многоквартирными домами на территории Муезерского района, в том числе многоквартирными жилыми домами №№ 18, 26 по ул. Еремеева в с. Ругозеро, без лицензии на осуществление такой деятельности. Так, во исполнение протокола общего собрания собственников многоквартирных жилых домов №№ 18 и 26 по ул. Еремеева в с. Ругозеро от 20.12.2020 администрацией Муезерского муниципального района 01.01.2022 с Обществом заключено соглашение на выполнение работ по техническому и аварийно-диспетчерскому обслуживанию указанных домов, предметом которого является выполнение соответствующих работ.
Первый заместитель Главного государственного жилищного инспектора Республики Карелия, с выводами которого согласился судья, полагал об отсутствии в действиях Волкова В.Н. состава административного правонарушения, в связи с чем прекратил производство по делу.
Оснований не согласиться с опротестованными актами органов административной юрисдикции не усматривается.
Так, в силу ч. 2 ст. 28.4, ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении должно содержать, в том числе, изложение события административного правонарушения и его квалификацию.
Соответственно, в данном процессуальном акте, в рамках которого рассматривается дело об административном правонарушении, должны быть конкретизированы юридически значимые обстоятельства, образующие событие вмененного правонарушения, с приведением ссылок на нормы права, нарушенные лицом, в отношении которого возбуждено дело.
Указанным требованиям постановление о возбуждении настоящего дела не соответствует.
Так, нормы законодательства, нарушение которых вменено Волкову В.Н., не имеют непосредственного отношения к фабуле обвинения.
Статья 198 ЖК РФ регулирует порядок размещения лицензиатом сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат; основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий субъекта РФ, исключения сведений о многоквартирном доме из указанного реестра.
Подпункт "б" п. 3 Положения устанавливает лицензионные требования, которые предъявляются к организации, обладающей лицензией на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами.
Подпункт "в" п. 1 Правил устанавливает предмет регулирования данного нормативного акта и не содержит ссылок на критерии тождества между гражданско-правовым договором, связанным с обслуживанием жилищного фонда, и договором управления многоквартирным домом.
При изложении события административного правонарушения органом административного преследования не конкретизировано, по каким признакам заключенное соглашение на выполнение работ по техническому и аварийно-диспетчерскому обслуживанию домов юридически является договором управления многоквартирными домами. С очевидностью такого вывода из содержания постановления не следует. При этом в постановлении указано, что выполнение иных видов работ, предусмотренных Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, соглашением не предусмотрено (л.д. 30 на об).
В дело представлена копия заключенного между органом местного самоуправления и Обществом соглашения от 01.01.2022, предметом которого преимущественно являются работы аварийного характера (л.д. 27).
В целях уточнения того обстоятельства, отвечает ли данное соглашение признакам договора управления, судом направлен запрос в лицензирующий орган. Согласно поступившему ответу от 27.09.2022, в представленном соглашении отсутствует услуга "управление", как и аналогичная статьи расходов в структуре платы, в связи с чем оно не может рассматриваться договор управления.
Доказательств размещения в официальных источниках сведений об управлении Обществом многоквартирными домами на территории Муезерского района в деле не содержится, о наличии таковых прокуратура не заявляет.
Указание в ЕГРЮЛ на деятельность по управлению многоквартирными домами как на один из видов разрешенной Обществу предпринимательской деятельности, само по себе не свидетельствует о том, что оказываемые Обществом услуги аварийного обслуживания являются деятельностью по управлению многоквартирными домами.
Таким образом, материалы дела с определенностью не свидетельствуют об осуществлении Обществом в лице его руководителя деятельности по управлению многоквартирными домами в отсутствие соответствующей лицензии.
При таких обстоятельствах оснований не согласиться с выводами органов административной юрисдикции об отсутствии в действиях Волкова В.Н. признаков вмененного ему административного правонарушения не усматривается. Опротестованные постановление должностного лица и решение судьи основаны на правильном толковании положений КоАП РФ, исследовании имеющихся в деле доказательств и обстоятельно мотивированы.
Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, являющихся основаниями для отмены или изменения постановления должностного лица или решения судьи, не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения протеста, в том числе по изложенным в ней доводам, не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление первого заместителя Председателя Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору – первого заместителя Главного государственного жилищного инспектора Республики Карелия от 24.05.2022, решение судьи Муезерского районного суда Республики Карелия от 25.07.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в отношении Волкова В. Н. оставить без изменения, протест - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции.
Судья | С.В. Щепалов |