ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-282/17 от 17.05.2017 Воронежского областного суда (Воронежская область)

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Дело № 21-282/17

Р Е Ш Е Н И Е

«17» мая 2017 года судья Воронежского областного суда Меремьянин Р.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора акционерного общества «Пригородная пассажирская компания «Черноземье» ФИО3 на решение судьи Центрального районного суда г. Воронежа от 29 марта 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Пригородная пассажирская компания «Черноземье»,

(судья районного суда Сахарова Е.А.),

у с т а н о в и л:

постановлением главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) государственной инспекции труда в Воронежской области ФИО2 от 09 декабря 2016 года АО «Пригородная пассажирская компания «Черноземье» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

Решением судьи Центрального районного суда г. Воронежа от 29 марта 2017 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.

В жалобе генеральный директор АО «Пригородная пассажирская компания «Черноземье» ФИО3 просит отменить постановление должностного лица и решение судьи как незаконных и прекратить производство по делу.

В судебном заседании защитник ФИО4 в интересах АО «Пригородная пассажирская компания «Черноземье» доводы жалобы поддержала.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом. Считаю возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив в полном объеме материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав объяснения явившихся лиц, полагаю, что оснований для отмены вынесенного по делу решения судьи районного суда и постановления должностного лица не имеется.

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Согласно ч. 2 ст. 329 ТК РФ особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными настоящим Кодексом.

Приказом Минтранса России от 09.03.2016 № 44 утверждены Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов (Зарегистрировано в Минюсте России 10.06.2016 № 42504).

В силу п. 44 Приказа Минтранса России от 09.03.2016 № 44 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов» общее время полагающегося междусменного отдыха в месте постоянной работы для работников, постоянная работа которых осуществляется в пути, следует определять так же, как и работникам локомотивных и кондукторских бригад в порядке, предусмотренном пунктом 40 настоящих Особенностей, за вычетом отдыха в пути следования (во время поездки) с прибавлением приходящихся по календарю за период поездки (туры) воскресений и нерабочих праздничных дней. При этом дни еженедельного непрерывного отдыха за время поездки предоставляются в суммированном виде сразу после поездки.

Работникам локомотивных и кондукторских бригад после каждой поездки в оба конца в месте постоянной работы предоставляется междусменный отдых без учета времени отдыха в пункте оборота (подмены). Допускается уменьшение продолжительности междусменного отдыха в месте постоянной работы, но не более чем на четверть от полагающегося по расчету с соответствующим увеличением междусменного отдыха после последующих поездок в учетном периоде. После двух ночных поездок подряд не допускается предоставление сокращенного междусменного отдыха. Междусменный отдых менее 16 часов (для локомотивных бригад пригородных поездов и бригад, работающих по сменному графику, - 12 часов) не допускается. Междусменный отдых локомотивной бригады в месте постоянной работы определяется как сумма рабочего времени каждой поездки в оба конца, умноженная на коэффициент, полученный путем деления недельной нормы часов отдыха за неделю в рабочие дни на недельную норму часов рабочего времени, за вычетом времени отдыха в пункте оборота (подмены). С учетом мнения представительного органа работников при сменном графике работы допускается предоставление междусменного отдыха в месте постоянной работы работникам локомотивных бригад продолжительностью не менее 12 часов (п. 40 Приказа Минтранса России от 09.03.2016 № 44 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов»).

В соответствии с ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Основанием для привлечения АО «Пригородная пассажирская компания «Черноземье» к административной ответственности послужило то обстоятельство, что в ходе внеплановой, документарной проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в отношении АО «Пригородная пассажирская компания «Черноземье», было установлено нарушение пунктов 40 и 44 Приказа Минтранса России от 09.03.2016 № 44 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов», выразившееся в следующем.

ФИО5 была принята на работу в АО «Пригородная пассажирская компания «Черноземье» в Воронежский регион Воронежский производственный участок цех Воронеж-Грязи разъездные билетные кассиры на должность билетного кассира на железнодорожном транспорте (в поездах) 20 сентября 2016 года.

Согласно условиям трудового договора заключенного с ФИО5 ей установлен гибкий режим рабочего времени, при котором начало и окончание определяются графиком сменности, а также рабочий день, разделенный на части, при этом общая продолжительность рабочего времени за учетный период не превышает нормы времени, предусмотренной графиком сменности, внутрисменный перерыв продолжительностью более двух часов считать перерывом, разделяющим рабочую смену (маршрут) на части.

Пунктом 5.1 Правил внутреннего трудового распорядка АО «ППК «Черноземье» предусмотрено, что график работы (для работников, работающих по сменному графику), определяющий начало ежедневной работы, время обеденного перерыва и окончание рабочего дня, устанавливаются для работников общества с учетом производственной деятельности и утверждается ежегодным приказом генерального директора «О режиме работы на год», и квартальным графиком сменности.

Исходя из приказа генерального директора АО «Пригородная пассажирская компания «Черноземье» » в 2016 году графики работы кассиров билетных на железнодорожном транспорте (в поездах) и проводников пассажирских вагонов составлять на основании утвержденных руководителем АО «Пригородная пассажирская компания «Черноземье» маршрутов. Маршруты составлять на основании расписания движения пригородных поездов, количество кассиров билетных на железнодорожном транспорте (в поездах) на маршруте изменять в зависимости от населенности и составности пригородных поездов. В маршруте указывать место и время явки для производства подготовительно-заключительных работ, номер поезда, время прибытия и отправления поезда, перерывы для отдыха и приема пищи, перерывы разделяющие рабочий день на части, технологические перерывы, и иные виды организационных работ.

В соответствии с графиком работы, 17, 18 и 19 октября 2016 года были рабочими сменами ФИО5, при этом 17 и 18 октября она работала по маршруту - продолжительность рабочего времени составила 10 часов, начало работы - 05-28, окончание - 20-09, перерыв разделяющий маршрут на части - 3 ч. 08 мин., перерыв для отдыха и приема пищи - 01 ч. 33 мин.; 19 октября ФИО5 работала по маршруту - продолжительность рабочего времени составила 12 ч. 55 мин., начало работы - 05-28, окончание - 21-35, перерыв, разделяющий маршрут на части — 2 ч.11 мин., перерыв для отдыха и приема пищи - 01 ч. 01 мин.

В нарушение п.40 и 44 приказа Минтранса России от 09.03.2016 № 44 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов» продолжительность междусменного отдыха ФИО5 с 17 на 18 октября 2016 года и с 18 на 19 октября 2016 года составила 9 часов 19 минут. Аналогичные нарушения установлены и в другие дни: с 21 на 22 октября 2016 года, с 25 на 26 октября 2016 года и т.д.

Пункт 44 приказа Минтранса России от 09.03.2016 № 44 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов» допускает возможность уменьшения междусменного отдыха с последующим присоединением неиспользованного количества часов междусменного отдыха только в исключительных случаях. То есть, данные случаи должны носить разовый, исключительный из общих правил, характер, вызванный объективными на то причинами.

Вместе с тем, исходя из графика работы ФИО5 на октябрь 2016 года уменьшение продолжительности междусменного отдыха ФИО5 носило регулярный характер: с 17 на 18 октября 2016 года, с 18 на 19 октября 2016 года, с 21 на 22 октября 2016 года, с 25 на 26 октября 2016 года и т.д.

Каких-либо доказательств, подтверждающих исключительность случаев, вызвавших уменьшение продолжительности междусменного отдыха ФИО5 работодателем не представлено.

При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу, что уменьшение продолжительности междусменного отдыха с последующим присоединением неиспользованного количества часов междусменного отдыха ФИО5 нарушает требования п. 40, 44 приказа Минтранса России от 09.03.2016 № 44 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов».

Факт наличия указанных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и совершения административного правонарушения, а также виновность АО «Пригородная пассажирская компания «Черноземье» подтверждены: актом проверки от 16 ноября 2016 года, предписанием от 16 ноября 2016 года, протоколом об административном правонарушении от 25 ноября 2016 года, иными доказательствами, в том числе табелем учета рабочего времени, в связи с чем, вывод судьи о наличии в действиях АО «Пригородная пассажирская компания «Черноземье» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, является верным.

Постановление об административном правонарушении вынесено уполномоченным лицом, действия АО «Пригородная пассажирская компания «Черноземье» квалифицированы правильно.

Вина юридического лица в совершении административного правонарушения установлена на основании исследованных доказательств по делу, которые были правильно оценены в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ), оснований для переоценки доказательств не имеется.

Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, соблюдён.

Наказание назначено в пределах санкции соответствующей статьи.

Нарушений норм процессуального права при производстве по делу об административном правонарушении не усматривается.

Доводы жалобы не содержат оснований, которые могут повлечь отмену или изменение решения судьи, повторяют доводы, приведенные при рассмотрении дела судьей районного суда, и уже получили надлежащую оценку и обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в обжалуемом решении судьи. Кроме того, доводы жалобы сводятся к переоценке доказательств и субъективному толкованию норм закона.

При таких обстоятельствах, оснований к отмене или изменению состоявшегося по делу решения суда не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

р е ш и л :

решение судьи Центрального районного суда г. Воронежа от 29 марта 2017 года оставить без изменения, жалобу АО «Пригородная пассажирская компания «Черноземье» - без удовлетворения.

Судья областного суда ФИО6