ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-283 от 16.05.2017 Воронежского областного суда (Воронежская область)

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Дело № 21-283

Р Е Ш Е Н И Е

16 мая 2017 года судья Воронежского областного суда Ясинская И.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ФИО7ФИО2 на решение судьи Центрального районного суда г. Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, в отношении генерального директора ФИО7ФИО2,

(судья районного суда Сахарова Е.А.),

у с т а н о в и л:

постановлением главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) государственной инспекции труда в Воронежской области ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ генеральный директор ФИО7ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 3 000 рублей.

Решением судьи Центрального районного суда г. Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ указанное постановление оставлено без изменения, жалоба ФИО2- без удовлетворения (л.д. 185-190).

В жалобе генеральный директор ФИО7ФИО2 ставит вопрос об отмене постановления должностного лица и решения суда от ДД.ММ.ГГГГ как незаконных и необоснованных.

В судебном заседании явившийся представитель ФИО2 по доверенности ФИО4 доводы жалобы поддержала в полном объеме.

Представитель государственной инспекции труда в Воронежской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Проверив в полном объеме материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав объяснения явившихся лиц, полагаю, что оснований для отмены вынесенного по делу решения районного суда и постановления должностного лица не имеется.

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В соответствии с ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно ч. 2 ст. 329 ТК РФ особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными настоящим Кодексом.

Приказом Минтранса России от 09.03.2016 № 44 утверждены Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов (Зарегистрировано в Минюсте России 10.06.2016 № 42504).

В силу п. 44 Приказа Минтранса России от 09.03.2016 № 44 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов» общее время полагающегося междусменного отдыха в месте постоянной работы для работников, постоянная работа которых осуществляется в пути, следует определять так же, как и работникам локомотивных и кондукторских бригад в порядке, предусмотренном пунктом 40 настоящих Особенностей, за вычетом отдыха в пути следования (во время поездки) с прибавлением приходящихся по календарю за период поездки (туры) воскресений и нерабочих праздничных дней. При этом дни еженедельного непрерывного отдыха за время поездки предоставляются в суммированном виде сразу после поездки.

Работникам локомотивных и кондукторских бригад после каждой поездки в оба конца в месте постоянной работы предоставляется междусменный отдых без учета времени отдыха в пункте оборота (подмены). Допускается уменьшение продолжительности междусменного отдыха в месте постоянной работы, но не более чем на четверть от полагающегося по расчету с соответствующим увеличением междусменного отдыха после последующих поездок в учетном периоде. После двух ночных поездок подряд не допускается предоставление сокращенного междусменного отдыха. Междусменный отдых менее 16 часов (для локомотивных бригад пригородных поездов и бригад, работающих по сменному графику, - 12 часов) не допускается. Междусменный отдых локомотивной бригады в месте постоянной работы определяется как сумма рабочего времени каждой поездки в оба конца, умноженная на коэффициент, полученный путем деления недельной нормы часов отдыха за неделю в рабочие дни на недельную норму часов рабочего времени, за вычетом времени отдыха в пункте оборота (подмены). С учетом мнения представительного органа работников при сменном графике работы допускается предоставление междусменного отдыха в месте постоянной работы работникам локомотивных бригад продолжительностью не менее 12 часов (п. 40 Приказа Минтранса России от 09.03.2016 № 44 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов»).

Основанием для привлечения генерального директора ФИО7ФИО2 к административной ответственности послужило то обстоятельство, что в ходе внеплановой, документарной проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в отношении ФИО7, было установлено нарушение должностным лицом пунктов 40 и 44 Приказа Минтранса России от 09.03.2016 № 44 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов», выразившееся в следующем.

ФИО5 была принята на работу в ФИО7 в Воронежский регион Воронежский производственный участок цех Воронеж-<данные изъяты> разъездные билетные кассиры на должность кассира билетного на железнодорожном транспорте (в поездах) ДД.ММ.ГГГГ год..

Согласно условиям трудового договора заключенного с ФИО5, ей установлен гибкий режим рабочего времени, при котором начало и окончание определяются графиком сменности, а также рабочий день, разделенный на части, при этом общая продолжительность рабочего времени за учетный период не превышает нормы времени, предусмотренной графиком сменности, внутрисменный перерыв продолжительностью более двух часов считать перерывом, разделяющим рабочую смену (маршрут) на части.

Пунктом 5.1 Правил внутреннего трудового распорядка ФИО7 предусмотрено, что график работы (для работников, работающих по сменному графику), определяющий начало ежедневной работы, время обеденного перерыва и окончание рабочего дня, устанавливаются для работников общества с учетом производственной деятельности и утверждается ежегодным приказом генерального директора «О режиме работы на год», и квартальным графиком сменности (л.д. 102).

Исходя из приказа генерального директора ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ «О режиме работы ФИО7 в 2016 году» графики работы кассиров билетных на железнодорожном транспорте (в поездах) и проводников пассажирских вагонов составлять на основании утвержденных руководителем ФИО7 маршрутов. Маршруты составлять на основании расписания движения пригородных поездов, количество кассиров билетных на железнодорожном транспорте (в поездах) на маршруте изменять в зависимости от населенности и составности пригородных поездов. В маршруте указывать место и время явки для производства подготовительно-заключительных работ, номер поезда, время прибытия и отправления поезда, перерывы для отдыха и приема пищи, перерывы разделяющие рабочий день на части, технологические перерывы, и иные виды организационных работ (л.д. 106).

В соответствии с графиком работы, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ были рабочими сменами ФИО5, при этом: ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ она работала по маршруту - продолжительность рабочего времени составила 10 часов, начало работы - 05-28, окончание - 20-09, перерыв разделяющий маршрут на части - 3 ч. 08 мин., перерыв для отдыха и приема пищи - 01 ч. 33 мин.; ДД.ММ.ГГГГФИО5 работала по маршруту - продолжительность рабочего времени составила 12 ч. 55 мин., начало работы - 05-28, окончание - 21-35, перерыв, разделяющий маршрут на части — 2 ч.11 мин., перерыв для отдыха и приема пищи - 01 ч. 01 мин.

В нарушение п.п.40 и 44 приказа Минтранса России от 09.03.2016 № 44 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов» продолжительность междусменного отдыха ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ составила 9 часов 19 минут. Аналогичная ситуация с ФИО5 обстоит и в другие дни, например, с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ и т.д.

Пункт 44 приказа Минтранса России от 09.03.2016 № 44 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов» допускает возможность уменьшения междусменного отдыха с последующим присоединением неиспользованного количества часов междусменного отдыха только в исключительных случаях. То есть, данные случаи должны носить разовый, исключительный из общих правил, характер, вызванный объективными на то причинами.

Вместе с тем, исходя из графика работы ФИО5 на ДД.ММ.ГГГГ года уменьшение продолжительности междусменного отдыха ФИО5 носило регулярный характер: с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ и т.д.

Каких-либо доказательств, подтверждающих исключительность случаев, вызвавших уменьшение продолжительности междусменного отдыха ФИО5, работодателем не представлено.

При таких обстоятельствах, уменьшение продолжительности междусменного отдыха с последующим присоединением неиспользованного количества часов междусменного отдыха ФИО5 является недопустимым и нарушающим требования п. 40, 44 приказа Минтранса России от 09.03.2016 № 44 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов».

Факт наличия указанных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и совершения административного правонарушения, а также виновность генерального директора ФИО7ФИО2 подтверждены: актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, предписанием от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, иными доказательствами, в том числе табелем учета рабочего времени, в связи с чем, вывод судьи о наличии в действиях генерального директора ФИО7ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, является правильным, всем доводам жалобы ФИО2 на постановление инспекции труда дана надлежащая правовая оценка.

Постановление об административном правонарушении вынесено уполномоченным лицом, действия правонарушителя квалифицированы правильно. Вина генерального директора ФИО7ФИО2 в совершении административного правонарушения установлена на основании исследованных доказательств по делу, которые были правильно оценены в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ), оснований для переоценки доказательств не имеется.

Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, соблюдён. Мера наказания назначена в пределах санкции соответствующей статьи. Бремя доказывания обстоятельств по делу распределено правильно с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Нарушений норм процессуального права при производстве по делу об административном правонарушении не усматривается.

Вопреки доводам жалобы, в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Доводы жалобы генерального директора ФИО7ФИО2 не содержат оснований, которые могут повлечь отмену или изменение решения судьи, поскольку по существу сводятся к переоценке установленных по делу об административном правонарушении обстоятельств. Эти доводы были предметом проверки судьей, обоснованно отвергнуты по основаниям, подробно изложенным в решении судьи.

При таких обстоятельствах, оснований к отмене или изменению состоявшегося по делу решения суда не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

р е ш и л :

постановление главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) государственной инспекции труда в Воронежской области ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Центрального районного суда г. Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а жалобу генерального директора ФИО7ФИО2 - без удовлетворения.

Судья областного суда Ясинская И.И.