ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-283/18 от 24.10.2018 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

Судья Парамонов Р.Ю.

№ 21-283/2018

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

24.10.2018

г. Петрозаводск

Судья Верховного Суда Республики Карелия Щепалов С.В., рассмотрев жалобу Овчинникова М. А. на постановление заместителя главного государственного инспектора по федеральному государственному надзору в области геодезии и картографии на территории Республики Карелия от 19.07.2018, решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 07.09.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.10 КоАП РФ, в отношении Овчинникова М. А.,

установил:

постановлением заместителя главного государственного инспектора по федеральному государственному надзору в области геодезии и картографии на территории Республики Карелия от 19.07.2018, оставленным без изменения решением судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 07.09.2018, Овчинников М.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.10 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 2000 руб.

С такими постановлением должностного лица и решением судьи Овчинников М.А. не согласен, в поданной жалобе просит их отменить и прекратить производство по делу. Мотивирует тем, что в постановлении не указано, какие именно неправомерные действия (бездействие) им допущены, и в чем заключается его вина. Соответствующих доказательств в деле не имеется. При этом им, Овчинниковым М.А., представлены должностные инструкции заместителя начальника управления, экспертов технадзора, на которых возложены обязанности по надзору за содержанием и состоянием автодорог, включая контроль за употреблением наименований географических объектов. Не дана оценка выкопировке из проектной документации, положительному заключению государственной экспертизы и проекту организации дорожного движения, где указано название реки (...) Он, Овчинников М.А., не был извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении по месту жительства. Допущенное нарушение является малозначительным, поскольку не повлекло ущерба, Овчинниковым М.А. приняты меры по недопущению подобных ошибок, к административной ответственности за аналогичные правонарушения он не привлекался.

Заслушав защитника (...) поддержавшего и дополнившего доводы жалобы, представителя административного органа (...) возражавшего против удовлетворения жалобы, проверив дело, прихожу к следующему.

В силу ст. 19.10 КоАП РФ нарушение установленных правил присвоения или употребления наименований географических объектов - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 18.12.1997 № 152-ФЗ "О наименованиях географических объектов" (далее Закон) к географическим объектам относятся, в том числе реки. Наименования географических объектов - географические названия, которые присваиваются географическим объектам и служат для их отличия и распознавания.

Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 10 Закона наименования географических объектов подлежат регистрации и учету. В целях обеспечения единообразного и устойчивого употребления в РФ наименований географических объектов и сохранения указанных наименований создается Государственный каталог географических названий.

В силу ч.ч. 1 и 2 ст. 11 Закона наименования географических объектов как составная часть исторического и культурного наследия народов РФ охраняются государством. Произвольная замена одних наименований географических объектов другими, употребление искаженных наименований географических объектов не допускаются. Нарушение требований настоящего Федерального закона влечет за собой административную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приказом Минэкономразвития России от 27.03.2014 № 172 утвержден Порядок регистрации и учета наименований географических объектов, издания словарей и справочников наименований географических объектов, а также выполнения работ по созданию Государственного каталога географических названий и его ведения (далее - Порядок). Согласно п.п. 24, 26 и 28 Порядка предоставление материалов и данных, содержащихся в каталоге, осуществляется бесплатно, в том числе по запросам физических и юридических лиц. Сведения из реестра наименований географических объектов размещаются на специализированном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В соответствии с пунктами 5.1.21 и 5.1.31 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457, Росреестр осуществляет выполнение работ по созданию Государственного каталога географических названий и его ведение.

Основанием для привлечения Овчинникова М.А. к административной ответственности послужило выявленное 07.05.2018 в ходе государственного геодезического надзора то обстоятельство, что он как должностное лицо - (...) исполняя свои обязанности по адресу: г. Петрозаводск, (...) в нарушение ст. 11 Закона допустил нарушение возглавляемым им учреждением установленных правил употребления наименований географических объектов, заключающееся в указании неверного наименования географического объекта на информационном дорожном знаке. Так, на праве оперативного управления у ФКУ (...) имеется автодорога А-121 "Сортавала-Санкт-Петербург - Сортавала". На указанной дороге в Лахденпохском районе перед мостом через реку Мийналайоки установлен дорожный указатель (дорожный знак 6.11), на котором наименование реки воспроизведено с искажением (Мийналйоки). В то же время в Государственном каталоге географических названий наименование реки зарегистрировано за регистрационным номером 0406883 как "Мийналайоки".

При рассмотрении дела должностное лицо Росреестра и судья полагали о том, что Овчинников М.А. является субъектом вменяемого административного правонарушения, поскольку он является руководителем организации - владельца автомобильной дороги.

Вместе с тем, по смыслу ст. 2.4 КоАП РФ и примечания к данной статье, наличие у лица общих полномочий по руководству организацией само по себе не означает, что на него возлагается административная ответственность за нарушения работниками организации правил использования географических наименований. Так, в организации могут быть назначены иные должностные лица, в полномочия и сферу ответственности которых входит выполнение требований ст. 11 Закона. Данный вопрос подлежит обстоятельному выяснению административным органом в ходе производства по каждому делу об административном правонарушении.

В ходе производства по настоящему делу должностным лицом Росреестра данный вопрос на обсуждение не ставился, соответствующие сведения, в том числе должностные инструкции руководящих работников ФКУ (...) не запрашивались.

В то же время при составлении протокола об административном правонарушении и впоследствии при пересмотре вынесенного постановления защитник возражал в отношении вмененного Овчинникову М.А. административного правонарушения. Заявлял, что должностные обязанности по соблюдению положений Закона возлагаются на заместителя начальника ФКУ (...) в соответствии с должностной инструкцией.

В дело представлена утвержденная должностная инструкция заместителя начальника ФКУ (...) согласно которой на данного руководящего работника возлагаются обязанности по надзору за транспортно-эксплуатационным состоянием федеральных автодорог и сооружений на них, контролю качества производства и приемки выполненных подрядными организациями работ, контроля за соблюдением стандартов, норм и других требований, регламентирующих выполнение дорожных работ. На заместителя начальника возложены функции по управлению комплексом работ по содержанию федеральных автодорог и дорожных сооружений (л.д. 28-31).

В связи с этим заявленные доводы о том, что Овчинников М.А. не является субъектом вмененного ему административного правонарушения, а ответственность за соблюдение правил использования географических наименований возлагается на иное должностное лицо учреждения, нельзя признать опровергнутыми.

Выявление в деятельности юридического лица признаков административного правонарушения не влечет презумпцию виновности ответственного должностного лица организации. По делу подлежит доказыванию его умышленная или неосторожная вина в невыполнении конкретных возложенных на него должностной инструкцией или учредительными документами обязанностей.

В обжалуемом постановлении не указано, какое именно положение должностной инструкции и (или) устава учреждения было нарушено Овчинниковым М.А.

Кроме того, не дана оценка представленным защитником доводам и доказательствам, обосновывающим причины ошибочного указания наименования реки, в то время как они имеют существенное значение для дела и вызывают неустранимые сомнения в виновности руководителя учреждения. Так, в дело представлена проектная документация на капитальный ремонт моста, утвержденное положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, а также согласованная с УГИБДД МВД по Республике Карелия схема организации дорожного движения, в которых указано наименование реки "Мийналйоки". После выявления ошибки в наименовании реки Овчинников М.А. незамедлительно дал распоряжение отделу искусственных сооружений о проведении работы по определению соответствия названий водоемов утвержденным спискам Росреестра.

Учитывая приведенные обстоятельства, состав административного правонарушения в действиях Овчинникова М.А. нельзя признать доказанным. В связи с этим обжалуемые постановление должностного лица административного органа и решение судьи по настоящему делу подлежат отмене, производство по делу - прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление заместителя главного государственного инспектора по федеральному государственному надзору в области геодезии и картографии на территории Республики Карелия от 19.07.2018, решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 07.09.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.10 КоАП РФ, в отношении Овчинникова М. А. отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Судья

С.В. Щепалов