Судья Кемпинен И.С. | №21-284/2020 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
16 сентября 2020 г. | г.Петрозаводск |
Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Соломенский лесозавод» на постановление начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, заместителя главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия от
17 октября 2019 г. и решение судьи Пряжинского районного суда Республики Карелия от 15 июля 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Соломенский лесозавод»,
установил:
постановлением должностного лица Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 17 октября 2019 г., оставленным без изменения решением судьи Пряжинского районного суда РК от 15 июля 2020 г., ООО «Соломенский лесозавод» было признано виновным в совершении противоправного деяния, предусмотренного ст.8.27 КоАП РФ, и с учетом применения положений ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В поданной в вышестоящий суд жалобе генеральный директор ООО «Соломенский лесозавод» фио1 ставит вопрос об отмене принятых по делу актов и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава инкриминируемого противоправного деяния и неправильной квалификацией содеянного.
Заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
В силу требований ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Статьей 8.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению.
Исходя из чч.1, 2, 5 ст.12 Лесного кодекса РФ, освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются, в том числе, проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
В силу положений ст.ст.61, 64 Лесного кодекса РФ вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству, которое включает в себя, среди прочего, уход за лесами. Уход за лесами представляет собой осуществление мероприятий, направленных на повышение продуктивности лесов, сохранение их полезных функций (рубка части деревьев, кустарников, агролесомелиоративные и иные мероприятия). Уход за лесами осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Исходя из пп.3, 6 Правил ухода за лесами, утвержденных приказом Минприроды России от 22.11.2017 №626, уход за лесами осуществляется в соответствии с настоящими Правилами в объемах по видам мероприятий, указанных в лесных планах субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентах лесничеств (лесопарков), в проектах освоения лесов. К мероприятиям по уходу за лесами относятся, в том числе рубки, проводимые в целях ухода за лесными насаждениями.
В п.10 Правил ухода за лесами определено, что в зависимости от возраста лесных насаждений и целей ухода за лесами осуществляются следующие виды рубок, проводимых в целях ухода за лесными насаждениями: рубки прореживания, направленные на создание в лесных насаждениях благоприятных условий для формирования стволов и крон лучших деревьев; проходные рубки, направленные на создание благоприятных условий роста лучших деревьев, увеличения их прироста, продолжения (завершения) формирования структуры насаждений.
В защитных лесах проходные рубки, рубки прореживания должны осуществляться в соответствии с проектом ухода за лесами, который составляется лицом, осуществляющим такие рубки (п.11 Правил ухода за лесами).
В соответствии с п.2.1.2 Лесохозяйственного регламента Пряжинского лесничества Республики Карелия на 2012 - 2020 гг. уход за лесами осуществляется в целях повышения продуктивности лесов и сохранения их полезных функций путем вырубки части деревьев и кустарников, проведения агролесомелиоративных и иных мероприятий.
При уходе за лесами осуществляются рубки лесных насаждений любого возраста (далее - рубки ухода за лесом), направленные на улучшение породного состава и качества лесов, повышение их устойчивости к негативным воздействиям и экологической роли.
В защитных лесах мероприятия по уходу за лесами направлены на достижение целей сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов.
В зависимости от возраста лесных насаждений и целей ухода осуществляются, в том числе следующие виды рубок: прореживания, направленные на создание благоприятных условий для правильного формирования ствола и кроны деревьев; проходные рубки, направленные на создание благоприятных условий для увеличения прироста деревьев.
При осуществлении рубок ухода за лесом лесосечные работы проводятся в соответствии с требованиями Правил ухода за лесами и законодательством Российской Федерации.
Согласно Приложению №1 к приказу Минприроды России от 21.08.2017 №452
«Об утверждении перечня информации, включаемой в отчет о воспроизводстве лесов и лесоразведении, формы и порядка представления отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении, а также требований к формату отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении в электронной форме» (далее - Приказ Минприроды России №452) отчет о воспроизводстве лесов и лесоразведении должен включать в себя информацию о фактических объемах мероприятий по воспроизводству лесов и лесоразведению нарастающим итогом с начала года до конца отчетного периода.
Исследование материалов данного дела показало, что 09 ноября 2016 г. между Министерством по природопользованию и экологии Республики Карелия (арендодателем) и ООО «Соломенский лесозавод» (арендатором) в целях заготовки древесины был заключен договор аренды лесного участка №169-з, находящегося в государственной собственности, площадью 40 954 га, расположенного на территории Пряжинского муниципального района Республики Карелия в Пряжинском лесничестве (в настоящее время - ГКУ РК «Пряжинское центральное лесничество»).
С учетом определенного сторонами договора в подп.«н» п.12 условий арендатор обязан осуществлять мероприятия по воспроизводству лесов на лесном участке в соответствии с законодательством Российской Федерации и проектом освоения лесов.
В период с 01 января по 31 декабря 2018 г. предприятием для заготовки древесины на основании вышеуказанного договора аренды использовались лесные участки, расположенные в ГКУ РК «Пряжинское центральное лесничество», в том числе в Крошнозерском участковом лесничестве в <...>, 41-52, в части кварталов 42, 43, 49-51, 54-60; Святозерском участковом лесничестве в кварталах 2, 3, 10-12, 40-42, 45, 55-62, 71, 72, а также в части квартала 1; Ведлозерском участковом лесничестве в <...>, 66-78, 81, 82, 89-97, 115, 118-125, 134, 135, а также в части <...>, 98-114; Соддерском (Эссойльском по материалам лесоустройства) участковом лесничестве в кварталах 10, 12-14, 25, 29, 39, 42-44, а также в части квартала 19; Виданском (Реченском по материалам лесоустройства) участковом лесничестве в кварталах 35, 36, 57-69, 77, 78, 81-89, 102, 103, 108-111, 117, 122-126; Сяпсинском (Кутижемском по материалам лесоустройства) участковом лесничестве в кварталах 21, 22, 26, 27, 34-42.
Также по делу установлено, что в таблице 6.2.4 Проекта освоения лесов в целях использования лесов для заготовки древесины на лесном участке, расположенном в Пряжинском лесничестве Республики Карелия, арендуемом ООО «Соломенский лесозавод», предусмотрен ежегодный допустимый объем изъятия древесины при уходе за лесами путем производства рубки прореживания с ликвидным объемом вырубаемой древесины 1,0 тыс.куб.м на площади 54,2 га, и проходных рубок с ликвидным объемом вырубаемой древесины 3,6 тыс.куб.м на площади 103,8 га.
Во исполнение требований приведенного выше приказа Минприроды России №452
ООО «Соломенский лесозавод» в рамках исполнения договора аренды лесного участка №169-з от 09 ноября 2016 г. за январь - декабрь 2018 г. в соответствующий орган представлен отчет об использовании лесов по форме 1-ВЛ, согласно которому проходные рубки выполнены на площади 5,5 га с ликвидным объемом вырубаемой древесины 220 куб.м.
При изучении представленных лесопользователем сведений установлено, что
ООО «Соломенский лесозавод» не выполнило установленный Проектом освоения лесов на 2018 г. ежегодный допустимый объем изъятия древесины при уходе за лесами в части рубок прореживания в объеме 1,0 тыс.куб.м на площади 54,2 га, проходных рубок в объеме 3,38 тыс.куб.м на площади 98,3 га.
В связи с выявленными нарушениями требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению 06 августа 2019 г. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.27 КоАП РФ, и на основании постановления должностного лица Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 17 октября 2019 г. ООО «Соломенский лесозавод» признано виновным в совершении указанного деяния, которое в порядке судебного пересмотра оставлено без изменения.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо административного органа и судья сочли, что ООО «Соломенский лесозавод» имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но предприятием не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Выводы субъектов административной юрисдикции о наличии события и квалифицирующих признаков состава выявленного административного правонарушения, совершенного в области освоения лесов, основаны на собранных по делу доказательствах, которым дана оценка по правилам ст.26.11 КоАП РФ с точки зрения относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Срок давности привлечения к административной ответственности и принцип презумпции невиновности не нарушены.
Вопреки доводам жалобы постановление должностного лица административного органа и решение судьи приняты в рамках предусмотренной КоАП РФ процедуры, содержат все сведения, необходимые для правильной квалификации вменяемого лесопользователю правонарушения, надлежащим образом мотивированы и отвечают требованиям ст.29.10 КоАП РФ.
Доводы жалобы, сводящиеся к недоказанности состава вменяемого юридическому лицу противоправного деяния, несостоятельные, так как должностным лицом и судьей надлежащим образом установлены все необходимые обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.27 КоАП РФ, применительно к заложенной в данной норме диспозиции, сути выявленных нарушений, возложенным на арендатора обязанностям по договору аренды лесного участка и сфере специального нормативного регулирования.
Поскольку судами учитываются обстоятельства, присущие каждому конкретному делу и основанные на представленных доказательствах, приведенное в жалобе судебное решение при разрешении данного дела во внимание принято быть не может.
Иных значимых доводов, дающих основания для сомнения в законности принятых по делу актов, в жалобе не заявлено.
Таким образом, в данном случае в соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения противоправного деяния, предусмотренные ст.26.1 данного Кодекса.
Несогласие привлекаемого лица с толкованием и применением субъектами административной юрисдикции положений КоАП РФ и требований законодательства, подлежащих применению, основанием для отмены обжалуемых актов не является.
Поскольку существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть данное дело, не допущено, постановление по делу об административном правонарушении и решение судьи, основанные на правильном применении норм материального и процессуального права, подлежат оставлению без изменения, жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь требованиями ст.ст.30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, заместителя главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия от 17 октября 2019 г. и решение судьи Пряжинского районного суда Республики Карелия от 15 июля 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Соломенский лесозавод» оставить без изменения, жалобу юридического лица - без удовлетворения.
Решение судьи может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ №1413, <...>, фактический адрес: <...>).
Судья Н.А.Колбасова | |