Дело № 21-285/2016
Р Е Ш Е Н И Е
14 июня 2016 года гор. Симферополь
Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев жалобу ФИО1 на решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 26.04.2016 г. № 12-44/2016 по делу об административном правонарушении в отношении эколога Общества с ограниченной ответственностью «Агентство «Ртутная безопасность» ФИО3 по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л :
Постановлением №002566-0023/25 от 25.02.2016 года заместителя начальника управления экологического надзора Центрально – Крымского региона – заведующего отделом экологического надзора г. Симферополя и Симферопольского района – старшего государственного инспектора Республики Крым в области охраны окружающей среды ФИО4 эколог Общества с ограниченной ответственностью «Агентство «Ртутная безопасность» ФИО3 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.
Решением судьи Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 26.04.2016 г. № 12-44/2016 указанное постановление №002566-0023/25 от 25.02.2016 года оставлено без изменения, жалоба ФИО3 оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с принятым решением, должностное лицо ООО «Агентство «Ртутная безопасность» - эколог ФИО1 подала жалобу, в которой просит указанное решение отменить, производство по делу прекратить.
Жалоба мотивирована тем, что судом первой инстанции не были проверенны законность и обоснованность привлечения эколога ООО «Агентство «Ртутная безопасность» к административной ответственности, не дана оценка доводам должностного лица.
Изучив материалы дела, проверив изложенные в жалобе доводы, заслушав представителя ФИО3 - ФИО5, поддержавшего жалобу, прихожу к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения жалобы в связи со следующим.
В соответствии со ст.ст. 24.1, 26.1, 26.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении обстоятельства правонарушения должны быть выяснены всесторонне, полно, объективно и своевременно в их совокупности. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое указанным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Как усматривается из материалов дела, 22 октября 2015 года в адрес Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым поступило требование Симферопольской межрайонной природоохранной прокуратуры о выделении специалистов с 26.10.2015 года для проведения проверки соблюдения требований природоохранного законодательства организациями, осуществляющими деятельность в сфере обращения с отходами, в том числе по вопросам загрязнения природных объектов.
По результатам проведенной проверки Общества с ограниченной ответственностью «Агентство «Ртутная безопасность» ведущим специалистом отдела экологического надзора г. Симферополя и Симферопольского района управления экологического надзора Центрально-Крымского региона ФИО6 составлена справка по вопросу соблюдения Обществом требований природоохранного законодательства.
Проверкой установлено, что на предприятии образуются следующие виды отходов согласно федерального классификационного каталога отходов: разнородные отходы бумаги и картона, ФККО -1879010001004 - 4 класс опасности; мусор от офисных и бытовых помещений организацией несортированный, ФККО -73310001724 - 4 класс опасности; лампы накаливания, утратившие потребительские свойства, ФККО - 48241100525 - 5 класс опасности; лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства, ФККО - 47110101521 - 1 класс опасности; мусор и смет уличный ФККО - 73120001724 - 4 класс опасности; смет от уборки территории предприятий, организаций, ФККО -73330000000. Также в ходе проверки установлено, что ООО «Агентство «Ртутная безопасность» не проведена инвентаризация отходов производства и потребления, а именно: не осуществлена деятельность по выявлению источников образования отходов на ООО «Агентство «Ртутная безопасность», определению мест и условий сбора, временного хранения и накопления, использования, обезвреживания отходов, количественных и качественных показателей отходов производства и потребления, определению условий и возможности их передачи другим юридическим или юридическим лицам. Отходы производства и потребления, образующиеся на ООО «Агентство «Ртутная безопасность», не отнесены к конкретному классу опасности. Не составлены паспорта отходов 1-4 классов опасности. Проведена паспортизация отходов 1-4 классов опасности. Не ведется учет образовавшихся, утилизированных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов в установленном законом порядке ООО «Агентство «Ртутная безопасность». Согласно имеющейся в Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Крым информации, ООО «Агентство «Ртутная безопасность» заверенные паспорта отходов, а также документы, подтверждающие отнесение вида отхода к конкретному классу опасности в адрес Министерства не направляло. Таким образом, подтверждение отнесения отходов к конкретному классу опасности отсутствует.
Приказом № 121 от 23 сентября 2014 года лицом, ответственным за осуществление производственного контроля в области охраны окружающей среды, в том числе обращения с отходами и контроль за охраной атмосферного воздуха на ООО «Агентство «Ртутная безопасность» назначен эколог ФИО3
Постановлением заместителя начальника управления экологического надзора Центрально-Крымского региона - заведующего отделом экологического надзора г. Симферополя и Симферопольского района - старшего государственного инспектора Республики Крым в области охраны окружающей среды ФИО2 № 002566-0023/25 от 25 февраля 2016 года эколог ООО «Агентство «Ртутная Безопасность» ФИО3 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в сумме 15000 руб.
Определением Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 25 марта 2016 года об исправлении описок, опечаток и арифметических ошибок в постановлении о назначении административного наказания от 25.02.2016 года № 002566-0023/25 фамилия должностного лица ООО «Агентство «Ртутная Безопасность» исправлена с ФИО3 на ФИО3
Решением судьи по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении № 002566-0023/25 от 25 февраля 2016 года, вынесенное заместителем начальника управления экологического надзора Центрально-Крымского региона - заведующего отделом экологического надзора г. Симферополя и Симферопольского района - старшего государственного инспектора Республики Крым в области охраны окружающей среды ФИО4, в удовлетворении жалобы ФИО3 отказано, постановление оставлено без изменения.
В силу положений ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Признавая постановление законным и обоснованным, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Обществом с ограниченной ответственностью «Агенство «Ртутная Безопасность» не выполнена обязанность по проведению инвентаризации отходов и объектов их размещения.
При этом судом первой инстанции не принят во внимание тот факт, что должностному лицу Общества – экологу ФИО3 оспариваемым постановлением вменено нарушение требований статей 11, 14 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», которое выразилось, в том числе, в не составлении паспортов отходов I-IV классов опасности.
Так, законом, который определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, является Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Положения указанного закона применимы в данном случае в редакции с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.07.2015, поскольку проверка по вопросу соблюдения требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления в отношении ООО «Агенство «Ртутная Безопасность» проводилась 29.10.2015 г.
В ст. 11 указанного Закона в частности предусмотрена обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В силу положений п.п. 2, 3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
П. 7 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 N 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности» установлено, что на отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. N 712.
Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.
Как усматривается из обжалуемого решения, судом первой инстанции не дана оценка оспариваемому постановлению в части вменяемого должностному лицу Общества с ограниченной ответственностью «Агенство «Ртутная Безопасность» - экологу ФИО3 вышеуказанного нарушения, что не может свидетельствовать о законности и обоснованности решения суда.
Таким образом, все обстоятельства, имеющие значение для полного и объективного рассмотрения дела, судом первой инстанции не установлены, исследованным судом доказательствам дана неполная оценка, в связи с чем обжалуемое постановление судьи подлежит отмене по основаниям, предусмотренным п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.
При новом рассмотрении дела, суду первой инстанции необходимо устранить указанные нарушения, правильно определить обстоятельства, имеющие значение для дела и принять законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым
р е ш и л:
Жалобу должностного лица Общества с ограниченной ответственностью «Агентство «Ртутная безопасность» ФИО1 на решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 26.04.2016 г. № 12-44/2016 – удовлетворить частично.
Решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 26.04.2016 г. № 12-44/2016 в отношении ФИО1 – отменить, дело возвратить в тот же суд на новое судебное рассмотрение.
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.
Судья подпись Е.Г. Тимошенко
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>