Судья Барыкина О.С. дело №21-2863/2020 Р Е Ш Е Н И Е Резолютивная часть объявлена 08 декабря 2020 года. Мотивированное решение составлено 08 декабря 2020 года. г. Красногорск, 08 декабря 2020 года Московская область Судья Московского областного суда Суханова И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица консультанта ТО №12 ТУ Госадмтехнадзора Московской области ФИО1 на решение Электростальского городского суда Московской области от 12 ноября 2020 года по делу об административном правонарушении предусмотренном ч.1 ст.8.2 КоАП РФ в отношении юридического лица - Администрации городского округа Электросталь Московской области, У С Т А Н О В И Л: Постановлением консультанта территориального отдела №12 территориального управления Госадмтехнадзора Московской области - старшего государственного административно - технического инспектора Московской области, старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Московской области ФИО1 №12/804/30Э от 08 июля 2020 года юридическое лицо – Администрация городского округа Электросталь Московской области (далее – Администрация), юридический адрес: <данные изъяты>, привлечено к административной ответственности, предусмотренном ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей. Решением Электростальского городского суда Московской области от 12 ноября 2020 года вышеуказанное постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено за отсутствием состава административного правонарушения. В жалобе, поданной на решение городского суда, должностное лицо ФИО1, ставит вопрос о его отмене, указывая на доказанность вины юридического лица материалами дела. В соответствии с требованиями ст.30.6 КоАП РФ суд при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, проверяет на основании имеющихся и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме. Проверив в полном объеме материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав пояснения защитника Прудниковой Ю.М., должностного лица ФИО1, суд второй инстанции приходит к следующему выводу. Частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Как следует из постановления должностного лица, 30 июня 2020 года в 13 часов 00 минут по адресу: <данные изъяты>, зафиксировано несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении отходов производства и потребления, выразившееся в нарушении требований к местам накопления отходов, а именно: по вышеуказанному адресу расположена муниципальная контейнерная площадка для сбора твердых коммунальных отходов. Слева от контейнерной площадки находятся строительные отходы в мешках и россыпью, картонная упаковка, бывшая мебель, общим объемом 3куб.м., на площади 10кв.м. Администрация г.о. Электросталь не обеспечила своевременную уборку указанной контейнерной площадки, чем нарушены требования п.4 ст.8 Федерального Закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.4.8 ст.4 Распоряжения МинЖКХ МО от 26 июня 2019 №350-РВ «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Московской области». Таким образом, Администрацией городского округа Электросталь совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.8.2 КоАП РФ. Проверяя законность постановления должностного лица по жалобе привлекаемого лица в порядке ст. 30.6 КоАП РФ, оценив представленные доказательства, городской суд пришел к выводу о том, что Администрация не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, и принял решение об отмене постановления должностного лица и прекращении производства по делу. Между тем, с данным выводом согласиться нельзя по следующим основаниям. В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения. На основании п.1 ст.2 Федерального закона Российской Федерации от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» законодательство в области охраны окружающей среды наряду с поименованным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации также включает законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законодательство в области охраны окружающей среды состоит из Конституции РФ, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также из законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (п. 1 ст. 2 поименованного Закона). В соответствии с ч.4 ст.65 Федерального закона Российской Федерации от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный экологический надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный экологический надзор) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Полномочия федеральных органов исполнительной власти по федеральному государственному экологическому надзору могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Правительством Московской области 26 апреля 2019 года было принято постановление № 246/9 «О внесении изменений в Положение о Главном управлении государственного административно-технического надзора Московской области, Положение о Министерстве экологии и природопользования Московской области, Положение о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Московской области, Положение о Министерстве экологии и природопользования Московской области, Положение о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Московской области и Порядок организации и осуществления государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному надзору». Данное постановление было опубликовано официальным Интернет-порталом Правительства Московской области http://www.mosreg.ru 30 апреля 2019 года. Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ в редакции, действующей на момент совершения правонарушения следует, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится, в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. По правилам ч.4 ст.8 Федерального закона от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Согласно ч.1 ст.13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Частью 3 ст.13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ установлено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Согласно ч.14 ст.13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 № 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов. Согласно ч. 2 ст.21 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. В силу положений ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований, накоплению, сбору, транспортированию отходов производства и потребления, состоящих из твердых коммунальных отходов (ТКО), в том числе крупногабаритных отходов (КГО), и жидких бытовых отходов (ЖБО) установлены СанПиН 2.1.7.3550-19. Соблюдение Санитарных правил является обязательным для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с содержанием, обслуживанием территорий муниципальных образований, а также с обращением отходов на территориях муниципальных образований (пункт 1.2 СанПиН 2.1.7.3550-19). Согласно пункту 2.1 СанПиН 2.1.7.3550-19 на территориях муниципальных образований в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки - места накопления ТКО, которые независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, водонепроницаемое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. В силу п.4.8 Распоряжению Министерства ЖКХ МО от 26 июня 2019 года № 350-РВ «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Московской области» за содержание в чистоте контейнерной площадки и прилегающей к ней территории несут ответственность органы местного самоуправления Московской области, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Их буквального толкования указанных норм права следует, что обязанность по организации мест накопления ТКО лежит на органах местного самоуправления только в тех случаях, когда такая обязанность не лежит на других лицах. Таким образом, прекращая производство по делу, городским судом не проверено, кто является ответственным за содержание и эксплуатацию контейнерной площадки по вышеуказанному адресу, в связи с чем выводы об отсутствии в действиях Администрации городского округа Электросталь Московской области состава административного правонарушения являются преждевременными. Указанные нарушения являются существенными, не позволившими рассмотреть дело с соблюдением требований ст.24.1 КоАП РФ о полноте, всесторонности, объективности и своевременности выяснения обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом, и в соответствии с п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ влечет отмену постановленного с существенным нарушением решения суда первой инстанции с направлением дела на новое рассмотрение. При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, и с учетом имеющихся доказательств и вновь представленных доказательств постановить по делу законное и обоснованное решение. На основании изложенного и руководствуясь п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, Р Е Ш И Л: Решение Электростальского городского суда Московской области от 12 ноября 2020 года по делу об административном правонарушении предусмотренном ч.1 ст.8.2 КоАП РФ в отношении юридического лица - Администрации городского округа Электросталь Московской области – отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд. Судья И.Н. Суханова |