ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-2879/21 от 16.12.2021 Московского областного суда (Московская область)

Судья Буколова Н.А. дело № 21-2879/21

Р Е Ш Е Н И Е

«16» декабря 2021 года г. Красногорск

Московской области

Судья Московского областного суда Мертехин М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Снигур Н.А., действующей в интересах ООО «Каширский региональный оператор» на основании доверенности, на решение судьи Коломенского городского суда Московской области от 30 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «Каширский региональный оператор»,

при секретаре Нестеровой А.А.,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя начальника территориального отдела № 27 территориального управления Госадмтехнадзора Московской области- старшего государственного административно-технического инспектора Московской области Соловьева Е.Н. № 27/831/109Э от 09 июня 2021 года Общество с ограниченной ответственностью «Каширский региональный оператор» (далее – ООО «Каширский РО», Общество), юридический адрес: Московская область, г. Домодедово, мкр. Западный, ул. Текстильщиков, стр. 1Б, этаж 5, офис 503-510, этаж 2, пом. 201, ОГРН: 1185022001042, ИНН: 5019029228, КПП 500901001, признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 250 000 руб.

Решением суда вышеуказанное постановление должностного лица оставлено без изменения.

Не согласившись с принятым по делу решением, защитник ООО «Каширский РО» Снигур Н.А. принесла на него жалобу, просила отменить, как незаконное, производство по делу прекратить.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав пояснения защитника Снигур Н:А., действующей на основании доверенности в интересах ООО «Каширский РО», судья второй инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения принятого по делу акта.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Из материалов дела усматривается, что должностным лицом административного органа 28 апреля 2021 года в 11 часов 15 минут по адресу: Московская область, г.о. Коломна, с. Черкизово, ул. Советская, д.6, контейнерная площадка, выявлен факт повторного в течение года несоблюдения требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, а именно: нарушение порядка сбора твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) региональным оператором ООО "Каширский РО", в зоне деятельности которого образовались ТКО и находится место их сбора по адресу: Московская область, г.о. Коломна, с. Черкизово, ул. Советская, д.6, где на контейнерной площадке размешаются два заглубленных контейнера для сбора и хранения биологических отходов, два синих контейнера типа РСО сетка РО и бункер- накопитель для сбора и хранения крупногабаритного мусора; контейнерная площадка имеет ограждение с трёх сторон, крышу, твёрдое основание; два синих контейнера типа РСО сетка РО заполнены мусором доверху; на размещённом установленного образца графике вывоза мусора отсутствует надпись с режимом вывоза мусора. Согласно реестра общественных контейнерных площадок и отходообразователей городского округа Коломна на данной контейнерной площадке должны быть размещены два заглубленных контейнера, пять синих контейнера типа РСО сетка РО и один бункер-накопитель для сбора крупногабаритного мусора. В связи с тем, что по факту на контейнерной площадке размещаются только два синих контейнера типа РСО сетка РО вместо пяти, происходит быстрое переполнение двух синих контейнеров; мусор, предназначенный для сбора в синие контейнера, складируется в бункер-накопитель, рядом с синими контейнерами, что создаёт препятствие для складирования в бункер- накопитель крупногабаритного мусора и в результате чего крупногабаритный мусор складируется рядом с бункером- накопителем в виде очаговых навалов. Отсутствие трёх синих контейнеров типа РСО сетка РО влечёт образование на контейнерной площадке, на прилегающей к ней территории очаговых навалов, распространение запахов, растаскивание отходов животными и птицами, распространение инфекции, нарушение ресурсного потенциала отходов, обводнение отходов. Согласно соглашению об организации деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами в Каширской зоне Регионального оператора от 28.04.2018, заключённому с Министерством экологии и природопользования Московской области, ООО "Каширский РО" обязано обеспечивать своевременный и бесперебойный сбор ТКО, обязано размещать и использовать для накопления ТКО контейнеры и бункеры, соответствующие установленным требованиям. Наличие очаговых навалов мусора, крупногабаритных отходов в отсутствии трёх синих контейнеров типа РСО сетка РО влечёт возникновение угрозы причинения вреда здоровью людей и окружающей среде. Таким образом, ООО "Каширский РО" надлежащим образом не организовало сбор ТКО на контейнерной площадке, будучи ранее в течение года привлеченным к административном ответственности по ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ постановлением от 26 августа 2020 года № 27/1227/127Э, исполненным 01.04.2021. Изложенное свидетельствует о неисполнении юридическим лицом требований Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, а именно статьи 13.4 ч, 1,3 ч.б; положений пункта 3,4; п.11 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, положения пунктов 2.2, 2.8, 3.7, 3.10, 3.12, 5.1, 5.3 Порядка накопления твёрдых коммунальных отходов(в том числе их раздельного накопления) на территории Московской области, утверждённого распоряжением Министерства жилищно- коммунального хозяйства Московской области от 26.06.2019 № 350-РВ.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «Каширский региональный оператор» к административной ответственности по ч.2 ст.8.2 КоАП РФ, предусматривающую ответственность за повторное в течение года несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.2.3 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89- ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

Согласно статье 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

На основании Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 641», а также «Правил обращения с твердыми коммунальными отходами» Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами. Региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.

В соответствии с пунктом 3 Правил обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156 (далее Правила обращения с ТКО), накопление сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Осуществление накопления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердый коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды

Пунктом 4 Правил определено, что обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Пунктом 11 Правил установлено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование крупногабаритных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в бункеры, расположенные на контейнерных площадках; б) на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов.

Пунктом 2.2 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Московской области, утвержденного распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 26.06.2019 № 350-РВ, установлено, что в местах (площадках) накопления ТКО складирование ТКО осуществляется потребителями следующими способами: а) в мусоропроводы и мусороприемные камеры многоквартирных домов (далее - МКД) (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в расположенные на контейнерных площадках контейнеры, бункеры, в том числе для раздельного накопления ТКО; в) в индивидуальные контейнеры; г) на ОПН.

В соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах (площадках) накопления ТКО складирование крупногабаритных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в бункеры; б) на специальных площадках для накопления крупногабаритных отходов.

Пунктом 2.8 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Московской области определено, что несанкционированное накопление, а также складирование ТКО вне установленных мест накопления ТКО, накопление ТКО способами, не предусмотренными настоящим Порядком, а также накопление ТКО без соблюдения требований, установленных настоящим Порядком, запрещается.

Пунктом 3.7 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Московской области определено, что при выборе контейнеров для смешанных видов отходов соблюдаются следующие требования СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" и СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест": наличие крышек для предотвращения распространения запахов, растаскивания отходов животными и птицами, распространения инфекций, сохранения ресурсного потенциала отходов, предотвращения обводнения отходов; оснащение колесами, что позволяет выкатывать контейнер для опорожнения при вывозе мусороуборочной техникой с задней загрузкой; прочность, огнеупорность, сохранение прочности в холодный период года; низкие адгезионные свойства (с целью предотвращения примерзания и прилипания отходов).

Пунктом 3.10 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Московской области определено, что контейнеры, предназначенные для накопления (в том числе раздельного накопления) ТКО, должны содержаться в исправном состоянии.

Пунктом 3.12 накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Московской области установлено, что накопление ТКО допускается исключительно в контейнеры. Не допускается накопление ТКО на покрытии контейнерной площадки, а также на прилегающей к ней территории.

Пунктом 5.1 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Московской области определено, что размещение крупногабаритных отходов осуществляется исключительно в бункеры, предназначенные для накопления крупногабаритных отходов. Запрещается размещение крупногабаритных отходов в контейнерах, предназначенных для накопления ТКО.

Пунктом 5.3 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Московской области определено, что в месте накопления крупногабаритных отходов размещается информация о сроках вывоза бункера с крупногабаритными отходами, сведения об организации, осуществляющей транспортирование крупногабаритных отходов от места их накопления.

На территории г.о. Луховицы Московской области свою деятельность осуществляет региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Каширский РО» (далее - Региональный оператор) на основании Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Каширской зоне Регионального оператора от 28.04.2018 (далее - Соглашение).

Согласно п.5.1.2 Соглашения ООО «Каширский РО» обязан обеспечивать своевременный и бесперебойный сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, образованных в зоне деятельности РО, безопасным способом для населения и окружающей среды Московской области в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, территориальной схемой, графиком сбора и транспортирования ТКО (п.5.1.2); осуществлять деятельность в соответствии с правилами обращения с ТКО, законодательством РФ, законодательством Московской области и указанным Соглашением (п.5.1.3); осуществлять сбор и транспортирование ТКО из мест (площадок) накопления отходов в соответствии с объемами (массой) ТКО, указанных в территориальной схеме (п.5.1.11); размещать и использовать для накопления ТКО контейнеры и бункеры, соответствующие установленным требованиям Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Московской области, и требованиям действующего законодательства (п.5.1.14).

В соответствии с утвержденным реестром общественных контейнерных площадок от 04.02.2021г., согласованным с ООО «Каширский региональный оператор» на контейнерной площадке, расположенной в Коломенском г.о., с.Черкизово, ул.Советская у д. 6 предусмотрена установка двух заглубленных контейнера, пять синих контейнера типа РСО сетка РО и бункер-накопитель для сбора крупногабаритного мусора.

Однако согласно, письму директора МБУ «Спецавтохозяйство», осуществляющего в рамках выполнения муниципального задания содержание и уборку контейнерных площадок городского округа Коломна, фактически установлено два контейнера для раздельного сбора отходов, тогда как утвержденным реестром предусмотрено размещение на указанной контейнерной площадке пяти емкостей для раздельного сбора отходов.

Вина ООО «Каширский региональный оператор» в совершении вмененного правонарушения подтверждается материалами дела, в том числе: актами осмотра территории с фототаблицами; выпиской из ЕГРЮЛ; соглашением по обращению с ТКО от 28.04.2018 г.; реестром общественных контейнерных площадок и отходообразователей Коломенского г.о.; протоколом об административном правонарушении; письмом МБУ «Спецавтохозяйство»; предписанием об устранении выявленных нарушений, копией вступившего в законную силу постановления консультанта ТО №27 ТУ Госадмтехнадзора Московской области - старшего государственного административно-технического инспектора Московской области Рыжкова А.В. № 27/1227/127Э от 26.08.2020 года, а также другими доказательствами, оцененными судом в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, в том числе, на предмет относимости и допустимости.

Административное наказание находится в пределах санкции ч. 2 ст.8.2 КоАП РФ.

Сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ соблюдены.

Постановление соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.

Дело по жалобе на постановление должностного лица пересмотрено судьей районного суда Московской области по правилам ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ в полном объеме, все доводы жалобы проверены и им дана надлежащая правовая оценка.

Бремя доказывания распределено правильно с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности не нарушен. Неустранимых сомнений по делу не усматривается.

В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.

Совокупность установленных должностным лицом органа административной юрисдикции и судебной инстанцией фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования собранных по делу доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Принимая обжалуемые акты, должностное лицо и судебная инстанция пришли к выводу о том, что общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Общество обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 8.2 КоАП РФ.

Совершенное обществом деяние квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства в области обращения с отходами.

Несогласие с произведенной судьей и должностным лицом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу иных доказательств, не может служить основанием для отмены вынесенных по делу актов, поскольку не свидетельствует о том, что были допущены существенные нарушения КоАП РФ и (или) предусмотренные им процессуальные требования.

Доводы жалобы сводятся к переоценке выводов суда и должностного лица административной юрисдикции, выражают субъективное мнение защитника Снигур Н.А. относительно обстоятельств происшедшего, не содержат правовых аргументов, влияющих на их выводы должностного лица и судьи городского суда, в связи с чем, подлежат отклонению.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену либо изменение принятых по делу актов, не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь ч. 1 ст. 29.11, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

решение судьи Коломенского городского суда Московской области от 30 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «Каширский региональный оператор» оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

Судья М.В. Мертехин