ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-287/19 от 28.02.2019 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Щетинкина И.А. дело № 21-287/2019

РЕШЕНИЕ

г. Самара 28 февраля 2019 года

Судья Самарского областного суда Трескунова Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Кормич Е.А. на решение судьи Красноглинского районного суда г.Самары от 09 января 2019 года, которым

постановление заместителя начальника Межрайонной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области Кирилловой И.В. №350 от 21 ноября 2018 года в отношении должностного лица – главного бухгалтера АО «ПЭС/СКК» Кормич Елены Анатольевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6.2 статьи 15.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей, оставлено без изменения, жалоба –без удовлетворения

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника Межрайонной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области Кирилловой И.В. №350 от 21 ноября 2018 года должностное лицо –главный бухгалтер АО «ПЭС/СКК» Кормич Е.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6.2 статьи 15.25 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.

Не согласившись с постановлением административного органа, Кормич Е.А. обратилась с жалобой в Красноглинский районный суд г.Самары, которым 09 января 2019 года вынесено указанное выше решение.

В настоящей жалобе, поданной на рассмотрение в самарский областной суд, Кормич Е.А. просит состоявшиеся по делу постановление административного органа и решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на их незаконность и необоснованность. В обоснование указала, что при рассмотрении дела допущены нарушения норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, выслушав Кормич Е.А. в поддержание доводов жалобы, представителей Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области Симбиркина А.А., Пряхину Н.А. (по доверенности), возражавших против удовлетворения жалобы, изучив письменный отзыв Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области, прихожу к следующим выводам.

Частью 6.2 ст. 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов более чем на десять, но не более чем на тридцать дней, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 31 мая 2011 года между АО «ПЭС/СКК» (Клиент) и Московским представительством компании «Скала (СНГ) Лимитед», Кипр (Эпикор) заключено Лицензионное соглашение на предоставление лицензии Клиенту на Программное обеспечение в форме объективного кода исключительно для деловых целей Клиента и деловых целей аффилированных лиц Клиента (пп. а п.2.1 Соглашения).

В соответствии с заключенными дополнениями к лицензионному соглашению период предоставления лицензионного обслуживания продлен по 28.02.2019 года, стоимость лицензионной поддержки и обслуживания установлена сторонами в валюте российский рубль.

Во исполнение Лицензионного соглашения от 31.05.2011 года №БН Московское представительство «Эпикор Софтваре СНГ Лимитед» (Кипр) оказало услуги АО «ПЭС/СКК» на сумму 75 122,81 руб., что подтверждается актом № 616611 приемки-сдачи выполненных работ (услуг) от 30.11.16 года и выпиской из регистра по счету 60 «Кредиторы» за период с 01.01.2016 года по 31.07.2018 года.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

В силу ч. 3 ст. 9 Федерального закона № 402-ФЗ первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона № 402-ФЗ данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.

По условиям Лицензионного соглашения от 31.05.2011 № БН первичным документом, подтверждающим факт выполнения работ (факт хозяйственной жизни), является Акт сдачи-приемки выполненных работ (услуг).

Согласно выписке из регистра по счету 60 «Кредиторы» за период с 01.01.2016 г. по 31.07.2018 г. услуги, оказанные по Акту № 616611 от 30.11.2016 на сумму 75 122,81 руб. отражены АО «ПЭС/СКК» в бухгалтерском учете 30.11.2016 г.

Следовательно, Акт № 616611 от 30.11.2016 был составлен непосредственно после окончания месяца, в котором был совершен факт хозяйственной жизни, т.е. 30.11.2016 г.

Таким образом, месяцем оформления подтверждающих документов является ноябрь 2016 года.

В соответствии с ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон № 173-ФЗ) Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.

Исходя из п. 2 ч. 3 ст. 23 Закона № 173-ФЗ, порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций устанавливается Центральным банком Российской Федерации.

Часть 2 статьи 24 Закона № 173-ФЗ установлена обязанность резидентов и нерезидентов, осуществляющих в Российской Федерации валютные операции, в том числе представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию в случаях, предусмотренных Законом № 173-ФЗ; вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.

На момент выявления административным органом административного правонарушения действовала Инструкция Центрального банка Российской Федерации от 04.06.2012 г. N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением" (далее - Инструкция).

В силу п. 1.5 Инструкции справка о валютных операциях и справка о подтверждающих документах, порядок, случаи и сроки представления которых установлены настоящей Инструкцией, являются формами учета по валютным операциям резидентов.

В пункте 9.1.3 Инструкции предусмотрено, что при исполнении обязательств по контракту, предусматривающему выполнение работ, оказание услуг, по которому оформлен паспорт сделки резидент представляет в банк ПС одновременно с одним экземпляром справки о подтверждающих документах акты приема-передачи, счета, счета-фактуры и (или) иные коммерческие документы, оформленные в рамках контракта и (или) в соответствии с обычаями делового оборота, в том числе документы, используемые резидентом для учета своих хозяйственных операций в соответствии с правилами бухгалтерского учета и обычаями делового оборота.

Исходя из подп. 9.2.2 п. 9.2 Инструкции справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы, указанные в пункте 9.1 настоящей Инструкции, представляются резидентом в банк ПС в срок не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы, указанные в подпунктах 9.1.2 - 9.1.4 пункта 9.1 настоящей Инструкции.

В п. 9.3 Инструкции установлено, что датой оформления подтверждающих документов, указанных в подпунктах 9.1.2 - 9.1.4 пункта 9.1 и в пункте 9.7 настоящей Инструкции, является наиболее поздняя по сроку дата его подписания или дата вступления его в силу либо в случае отсутствия этих дат - дата его составления либо дата, свидетельствующая о ввозе на территорию Российской Федерации (получении, поставке, приеме, перемещении) или вывозе товара с территории Российской Федерации (отгрузке, передаче, перемещении), указанная в подтверждающем документе.

Аналогичные нормы, предусматривающие дату оформления подтверждающих документов, срок и порядок представления в уполномоченный банк подтверждающих документов, содержатся в п. 1.3 Инструкции Банка России от 16.08.2017 г. № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» (действует с 01.03.2018 г.).

Исходя из изложенного, АО «ПЭС/СКК» необходимо было представить в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах не позднее 21.12.2016 г.

Справка о подтверждающих документах представлена обществом в уполномоченный банк 27.01.2017 года, то есть с нарушением установлено срока на 22 дня.

Дополнениями к лицензионному соглашению от 31.05.2011 года, заключенными 25.07.2013г., 01.03.2014г., стороны предусмотрели, что все цены указаны в российских рублях, Московское представительство компании "Скала (СНГ) Лимитед (Кипр)" выставляет ЗАО "ПЭС/СКК" счета ежемесячно, оплата производится в течение 60 дней с даты выставления счета. Акт выполненных работ должен быть предоставлен корпорации (ЗАО "ПЭС/СКК") для его утверждения и подписания в течение 14 дней после истечения месяца, за который производится оплата. А дополнениями к лицензионному соглашению от 01.03.2015г., 25.01.2016г. стороны договорились выставлять счет поквартально, акты сдачи-приемки и счета-фактуры эпикор предоставляет ежемесячно.

Кормич Е.А. не оспаривалось, что на момент подписания акта № 616611 приемки-сдачи выполненных работ (услуг) от 30.11.16 года оплата была произведена в полном объеме.

Согласно должностной инструкции главного бухгалтера на последнего возложены функции по контролю за соблюдением порядка оформления первичных учетных документов (п. 2.2), а также обязанности по обеспечению контроля за соблюдение порядка оформления первичных учетных документов (п. 3.7).

Таким образом, установлено, что между резидентом и нерезидентом заключено лицензионное соглашение, оплата по которому установлена в валюте Российской Федерации. Выполнение валютных операций регламентировано положениями Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", а порядок предоставления уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций - Инструкцией ЦБ РФ от 04.06.2012 N 138-И, действующей на момент осуществление операции.

Инструкцией ЦБ РФ от 04.06.2012 N 138-И было установлено, что формами учета по валютным операциям резидентов являются справка о валютных операциях и справка о подтверждающих документах (п. 1.5).

Обязанности по контролю соблюдения порядка оформления первичных документов, каковым является акт выполненных работ от 30.11.2016г., в АО "ПЭС/СКК" возложена на главного бухгалтера, то есть на Кормич Е.А.

Статьей 2.4 КоАП РФ установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

При этом, решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.

24 декабря 2014 года Кормич Е.А. была принята на должность консультанта в отдел бухгалтерского учета в АО «ПЭС/СКК» в соответствии с приказом № 14/358002-Пр. Приказом от 24 февраля 2015 года № 15/05502-П Кормич Е.А. была переведена на должность главного бухгалтера АО «ПЭС/СКК».

Согласно пункту 1.3 должностной инструкции главного бухгалтера АО «ПЭС/СКК», главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской федерации (в том числе налоговому и валютному), контроль за движением имущества и выполнением обязательств.

Пункт 1.2 должностной инструкции предусматривает, что главный бухгалтер несет ответственность за формирование учетной политики, ведения бухгалтерского учета, своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

Довод заявителя об оформлении 10.01.2017 года подтверждающего первичного документа, а именно акта выполненных работ от 30.11.2016 года, судом во внимание не принимается, поскольку указанный акт в силу заключенных дополнений к лицензионному соглашению, не является единственным подтверждающим документов о проведении операции с нерезидентом, а доказательств поступления его на подпись в ЗАО "ПЭС/СКК" в январе 2017 года объективно доказательствами не подтвержден.

Позиция Кормич Е.А. о неусмотрении банком нарушений предоставления подтверждающих документов по акту выполненных работ № 616611 от 30.11.2016 года, во внимание также не принимается, поскольку правового значения в данном деле не имеет.

С учетом изложенного, судом первой инстанции обоснованно установлено, что Кормич Е.А., являясь главным бухгалтером АО «ПЭС/СКК», была обязана не позднее 22 декабря 2016 года осуществить контроль по предоставлению в уполномоченный банк отчетность по валютной операции, имевшей место с нерезидентом в ноябре 2016 года. Однако, отчетность была предоставлена лишь 27.01.2017 года, то есть с нарушением установленного срока на 22 рабочих дня.

Административным органом и судом первой инстанции достоверно установлено, что Кормич Е.А., являясь должностным лицом, допустила нарушение п.2 ч.2 ст.24 Закона РФ от 10.12.2003 года №173-ФЗ и п.9.2.2 Инструкции от 04.06.2012 года №138-И, выразившееся в несоблюдении установленного срока представления форм учета по валютным операциям.

Факт совершения должностным лицом – главным бухгалтером АО «ПЭС/СКК» Кормич Е.А. административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.33 КоАП РФ и виновность в его совершении подтверждаются следующими доказательствами: постановлением по делу об административном правонарушении, протоколом об административном правонарушении, актом №616611 приемки-сдачи выполненных работ (услуг), выпиской из регистра и иными материалами дела.

Представленные материалы свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал все имеющиеся по делу доказательства, проверил их достоверность и допустимость. Оценив все представленные доказательства в их совокупности, судья пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях должностного лица – главного бухгалтера АО «ПЭС/СКК» Кормич Е.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.33 КоАП РФ. Оснований не соглашаться с оценкой доказательств не имеется.

Ссылка в жалобе о том, что судьей были неправильно определены все обстоятельства дела, не могут быть признаны обоснованными, поскольку все обстоятельства дела были верно установлены и в соответствии с представленными доказательствами, которые были оценены судьей в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, оснований для получения дополнительных доказательств у судьи не имелось.

Фактические обстоятельства дела и наличие события административного правонарушения подтверждаются вышеуказанными доказательствами, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Вопреки доводам жалобы обстоятельства, подлежащие в силу ст. 26.1 КоАП РФ выяснению по делу об административном правонарушении, установлены. Состав административного правонарушения описан в соответствии с диспозицией ст. 8.33 КоАП РФ.

Иные доводы, на которые ссылается заявитель в своей жалобе, направлены на переоценку доказательств, ранее исследованных в рамках производства по делу административным органом и судом, с выводами которых апелляционная инстанция склонна согласиться.

Решение судьи районного суда вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной КоАП РФ, надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ вопреки доводам жалобы в данной части.

Каких-либо неустранимых сомнений в виновности привлекаемого к ответственности лица во вмененном ему административном правонарушении судом первой инстанции обоснованно не установлено.

Административное наказание Кормич Е.А. назначено в пределах санкции ч. 6.2 ст.15.25 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст.3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерно содеянному.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Оснований для прекращения производства по делу, либо применения ст. 2.9 КоАП РФ суд апелляционной инстанции не усматривает.

Каких-либо существенных процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену вынесенных по делу актов, суд апелляционной инстанции не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7-30.9 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Решение судьи Красноглинского районного суда г.Самары от 09 января 2019 года и постановление заместителя начальника Межрайонной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области Кирилловой И.В. №350 от 21 ноября 2018 года в отношении должностного лица – главного бухгалтера АО «ПЭС/СКК» Кормич Елены Анатольевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6.2 статьи 15.25 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей, – оставить без изменения, жалобу Кормич Е.А. – без удовлетворения.

Судья Самарского областного суда Л.А.Трескунова