Судья Кайгородова О.Ю. Дело № 21-287/2020
УИД:22RS0068-01-2020-000270-49
12-164/2020(1 инстанция)
РЕШЕНИЕ
12 мая 2020 года <...>
Судья Алтайского краевого суда Скляр А.А, рассмотрев жалобу заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю ФИО1 на решение судьи Центрального районного суда г. Барнаула от 26 февраля 2020 года по делу по жалобе защитника администрации города Барнаула ФИО2 на постановление заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю ФИО1 от 14 января 2020 года, которым
администрация города Барнаула, ИНН <***>, ОГРН <***>, юридический адрес: <...>,
признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ***, составленному судебным приставом-исполнителем межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю ФИО3, администрацией города Барнаула в срок, в вновь установленный после наложения административного штрафа, не исполнены требования исполнительного документа о возложении обязанности прекратить водоотведение сточных вод в реку Обь с превышением нормативов содержания вредных загрязняющих веществ из выпуска ливневой канализации, расположенного напротив <адрес> на расстоянии 150 метров по направлению к реке Обь, относящегося к объекту муниципальной собственности – ОМФ по адресу: от <адрес><адрес>, <адрес><адрес>. Бездействие администрации города Барнаула квалифицированно по части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По делу вынесено вышеуказанное постановление.
В жалобе, поступившей в Центральный районный суд г.Барнаула 21 января 2020 года, защитник администрации города Барнаула – ФИО2 просила постановление отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что установленный срок для исполнения требований исполнительного документа не является разумным. Решение суда не исполнено в полном объеме по независящим от администрации города Барнаула причинам, все зависящие от администрации меры приняты, судебным приставом-исполнителем при вынесении постановления не был учтен перечень действий, которые необходимо совершить по исполнению решения суда. Кроме того, постановление о привлечении к административной ответственности от 25 июня 2019 года отменено решением судьи Центрального районного суда г.Барнаула от 02 сентября 2019 года.
Решением судьи Центрального районного суда г.Барнаула от 26 февраля 2020 года постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено ввиду отсутствия в действиях администрации города Барнаула состава административного правонарушения.
В жалобе, поступившей в Алтайский краевой суд, должностное лицо, вынесшее постановление, заместитель начальника отдела – заместитель старшего судебного пристава МОСП по ОВИП ФИО1 просит отменить решение судьи и принять новое решение. Ссылается на то, что должником приняты не все меры для исполнения решения суда; неисполнение требований исполнительного документа в установленный срок по причине отсутствия финансирования не может являться основанием для освобождения должника от административной ответственности и прекращения производства по делу; порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюден; доказательства невозможности исполнения решения суда в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые заявитель не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалось, не представлены.
В Алтайский краевой суд от защитника администрации города Барнаула ФИО2 поступили письменные возражения на жалобу, в которых просит решение судьи районного суда оставить без изменения.
Представитель администрации города Барнаула ФИО2, заместитель начальника отдела – заместитель старшего судебного пристава МОСП по ОВИП УФССП по Алтайскому краю ФИО1 в судебное заседание не явились, в заявлениях просили рассмотреть дело в их отсутствие, в связи с чем, полагаю возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Проверив дело в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, проанализировав доводы жалобы, прихожу к выводу к следующему выводу.
Частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. Согласно части 2 статьи 105 указанного закона при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характеризуется противоправным бездействием, которое выражается в неисполнении должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
В силу части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Таким образом, для привлечения к административной ответственности надлежит установить, что юридическое лицо имело возможность исполнить требования исполнительного документа в предоставленный для этого срок, однако не предприняло всех возможных мер к этому.
Как следует из материалов настоящего дела, материалов исполнительного производства, постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП г.Барнаула от 29 марта 2010 года на основании исполнительного лица, выданного Центральным районным судом г.Барнаула от ДД.ММ.ГГ, возбуждено исполнительное производство *** (номер до перерегистрации 1/17/31727/61/2010) о возложении на администрацию <адрес> обязанности прекратить водоотведение сточных вод в реку Обь с превышением нормативов содержания вредных загрязняющих веществ из выпуска ливневой канализации, расположенного напротив <адрес> на расстоянии 150 метров по направлению к реке Обь, относящегося к объекту муниципальной собственности – ОМФ по адресу: от <адрес><адрес>, <адрес> от <адрес> установлен срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа – 5 дней с момента получения данного постановления.
Постановление о возбуждении исполнительного производства получено должником 05 апреля 2010 года.
22 апреля 2010 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с администрации города Барнаула исполнительского сбора в размере 5000 руб., установлен новый срок исполнения требований исполнительного документа до 17 июля 2010 года.
22 июля 2010 года в связи с неисполнением должником содержащихся в исполнительном документе требований в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, в отношении администрации вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлениями от 28 сентября 2011 года, 11 июля 2014 года, 20 февраля 2015 года, 22 апреля 2016 года, 31 марта 2017 года, 11 апреля 2018, 30 января 2019 года администрация города Барнаула привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Постановлениями судебного пристава-исполнителя от 23 сентября 2015 года, 27 апреля 2016 года, 11 сентября 2017 года, 11 апреля 2018 года, 30 января 2019 года администрации города Барнаула установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 29 февраля 2016 года, 30 декабря 2016 года, 28 марта, 21 декабря 2018 года, 06 июня 2019 года соответственно.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Алтайскому краю от 25 июня 2019 года администрации города Барнаула установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 16 декабря 2019 года.
Оспариваемым постановлением должностного лица службы судебных приставов от 14 января 2020 года (к протоколу *** от ДД.ММ.ГГ) администрация города Барнаула привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с неисполнением требований исполнительного документа в срок до 16 декабря 2019 года, установленный постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП г.Барнаула от 25 июня 2019 года.
Прекращая производство по делу, судья исходил из отсутствия состава административного правонарушения в бездействии администрации города Барнаула, поскольку требования исполнительного документа выполнить в предоставленный судебным приставом-исполнителем срок не представилось возможным по объективным причинам, учитывая специфику правоотношений, необходимости получения финансирования, которого законом о бюджете в достаточном объеме не предусмотрено.
С данными выводами согласиться нельзя.
В силу части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Таким образом, для привлечения к административной ответственности надлежит установить какие именно конкретные действия предприняло юридическое лицо для исполнения требований исполнительного документа в предоставленный для этого срок.
Вопреки выводам судьи районного суда из материалов дела и исполнительного производства не следует, что администрацией города Барнаула были приняты все зависящие от нее меры (в том числе, связанные с получением необходимого финансирования) по исполнению содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, и соблюдению норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Так, в жалобе, адресованной в районный суд, защитник администрации ссылался на следующие принятые к исполнению судебного решения меры:
03 апреля 2019 года направлены письменные обращения депутату Государственной Думы Федерального Собрания РФ ФИО4, Министру строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ ФИО5, Министру природных ресурсов и экологии коммунального хозяйства ФИО6 о рассмотрении вопроса выделения денежных средств из федерального бюджета.
22 мая 2019 года направлены материалы к совещанию у заместителя Руководителя аппарата Правительства РФ ФИО7
10 июля 2019 года в комитет по финансам, налоговой и кредитной политике г. Барнаула направлена бюджетная заявка.
29 августа 2019 года в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации направлен проект индивидуальной программы социально-экономического развития Алтайского края для дальнейшего рассмотрения на совещаниях у Председателя Правительства РФ ФИО8, включающий в себя и финансирование мероприятий по исполнению данного решения.
Однако инициативные письма от 03 апреля 2019 года, письмо от 22 мая 2019 года были подготовлены за пределами срока, установленного судебным приставом-исполнителем в постановлении от 25.06.2019 №22089/19/63016 (с 25 июня 2019 года по 16 декабря 2019 года).
Фактически в подтверждение факта принятия мер по исполнению решения суда представлены бюджетная заявка в комитет по финансам, налоговой и кредитной политике г. Барнаула от 10.07.2019 и письмо Губернатора Алтайского края ФИО9 от 29.08.2019 № 4573 о направлении проекта индивидуальной программы социально-экономического развития Алтайского края для дальнейшего рассмотрения на совещаниях у Председателя Правительства РФ, подготовленное во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства РФ от 30.06.2019 (л.д. 21).
Других доказательств не представлено.
На протяжении длительного периода времени решение суда, вступившее в законную силу 03 марта 2010 года, не исполняется, что не оспаривается администрацией города Барнаула.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
При таких обстоятельствах решение судьи районного суда не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение в Центральный районный суд г.Барнаула, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в настоящее время не истек.
При новом рассмотрении необходимо дать оценку полноте и своевременности принятых должником мер к исполнению требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок и вынести решение в соответствии с требованиями. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
жалобу заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю ФИО1 удовлетворить частично.
Решение судьи Центрального районного суда г.Барнаула от 26 февраля 2020 года отменить, дело возвратить в тот же суд на новое рассмотрение.
Судья А.А. Скляр