дело № 21-288-2020
РЕШЕНИЕ
12 августа 2020 года г. Оренбург
Судья Оренбургского областного суда Новоженина О.Р., при секретаре Харламовой Ю.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу конкурсного управляющего закрытого акционерного общества «Завод синтетического спирта» ФИО1 на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан по Оренбургской области, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Оренбургской области Южно-Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора от 25 декабря 2019 года № и решение судьи Ленинского районного суда г. Орска Оренбургской области от 25 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении закрытого акционерного общества «Завод синтетического спирта»,
установил:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан по Оренбургской области, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Оренбургской области Южно-Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора от 25 декабря 2019 года № закрытое акционерное обществ «Завод синтетического спирта» (далее – ЗАО «Завод синтетического спирта», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Орска Оренбургской области от 25 мая 2020 года вышеуказанное постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, конкурсный управляющий ЗАО «Завод синтетического спирта» ФИО1 просит об отмене состоявшихся по делу актов, считая их незаконными.
Лица, участвующие в деле: законный представитель ЗАО «Завод синтетического спирта», конкурсный управляющий ЗАО «Завод синтетического спирта» ФИО1, защитник Хорев В.Г., государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан по Оренбургской области, ведущий специалист-эксперт отдела государственного экологического надзора по Оренбургской области Южно-Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора ФИО10, Орский межрайонный природоохранный прокурор надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения настоящей жалобы, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не заявили, а потому рассмотрение жалобы осуществляется в отсутствие последних.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы и представленных возражений, выслушав ведущего специалиста – эксперта отдела правового обеспечения межрегионального Управления Росприроднадзора ФИО11, прихожу к следующему.
Согласно ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством (ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
В силу ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно ч. 1, 2 ст. 18 указанного федерального закона в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25 февраля 2010 года № 50.
Из материалов дела следует, что Орской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании решения и.о. Орского межрайонного природоохранного прокурора Оренбургской области от 7 августа 2019 года № проведена проверка в отношении ЗАО «Завод синтетического спирта», расположенного по адресу: <...>.
При проведении проверки установлено следующее.
ЗАО «Завод синтетического спирта» является юридическим лицом (ИНН №), вправе заниматься приносящей доход деятельностью, способствующей выполнению им основных целей и задач в соответствии с законодательством РФ.
Основным видом деятельности общества является производство спиртов, фенолов, фенолоспиртов и их галогенированных, сульфированных, нитрованных или нитрозированных производных; производство жирных промышленных спиртов.
В ходе осуществления хозяйственной деятельности у ЗАО «Завод синтетического спирта» в период с 01 января 2019 года по 30 сентября 2019 года образовывались отходы производства и потребления, а именно: мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (4 класс опасности), смет с территории предприятия малоопасный (4 класс опасности), отходы прочих теплоизоляционных материалов (4 класс опасности), обрез натуральной чистой древесины (5 класс опасности), отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства (5 класс опасности), мусор от строительных и ремонтных работ, содержащий материалы, изделия, отходы которые отнесены к 5 классу опасности (5 класс опасности), отходы мебели деревянной офисной (содержание недревестных материалов не более 10 %) (5 класс опасности), отходы сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработок.
В 1 квартале 2019 года в ходе осуществления хозяйственной деятельности у ЗАО «Завод синтетического спирта»:
-образовалось отходов: 4 класса опасности 26,9600 т., 5 класса опасности 10,9600 т.
-передано другим ИП и юридическим лицам для использования 2,4400 т., для захоронения 35,4800 т.
Во 2 квартале 2019 года в ходе осуществления хозяйственной деятельности у ЗАО «Завод синтетического спирта»:
- образовалось отходов: 4 класса опасности 0,4800 т., 5 класса опасности 3,9000 т.,
- передано другим ИП и юридическим лицам для захоронения 4,3800 т.
В 3 квартале 2019 года в ходе осуществления хозяйственной деятельности у 3АО «Завод синтетического спирта»:
- образовалось отходов: 4 класса опасности 15,6000 т., 5 класса опасности 0,2000 т.
- передано другим ИП и юридическим лицам для захоронения: отходов класса опасности 15,6000 т., отходов 5 класса опасности 0,2000 т.
Вместе с тем, у ЗАО «Завод синтетического спирта» в период с 1 января 2019 года по 12 августа 2019 года при образовании отходов производства и потребления, нормативы образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение отсутствовали.
Таким образом, ЗАО «Завод синтетического спирта» обязанность по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и его направлению на утверждение, не была исполнена, в результате чего ЗАО «Завод синтетического спирта» в период времени с 1 января 2019 года по 12 августа 2019 года осуществлял хозяйственную деятельность по обращению с отходами производства и потребления, в части образования и размещения отходов производства и потребления, в отсутствие установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения 31 октября 2019 года заместителем Орского межрайонного природоохранного прокурора в отношении ЗАО «Завод синтетического спирта» дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ и привлечения его к административной ответственности по указанной норме.
Факт совершения ЗАО «Завод синтетического спирта» административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ и его вина объективно подтверждается достаточной совокупностью доказательств имеющихся в материалах дела, а именно: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, решением о проведении проверки, решением о продлении срока проведения проверки и другими материалами дела.
В силу статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о принятии обществом необходимых и достаточных мер по исполнению возложенных на него обязанностей по соблюдению природоохранного законодательства, а также о невозможности соблюдения ею норм действующего законодательства, в материалы дела не представлено.
Проанализировав данные доказательства, и дав им надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо правильно пришло к выводу о наличии в действиях (бездействии) ЗАО «Завод синтетического спирта» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ.
Законность и обоснованность постановления о назначении ЗАО «Завод синтетического спирта» административного наказания в полном объеме проверены судьей районного суда с соблюдением требований ст. 30.6 КоАП РФ. Все доводы были проверены судьей районного суда и отклонены с указанием мотивов, не согласиться с которыми оснований не имеется.
Порядок привлечения ЗАО «Завод синтетического спирта» к административной ответственности соблюден.
Материалы дела свидетельствуют о том, что проверка деятельности ЗАО «Завод синтетического спирта» осуществлена в соответствии с требованиями закона, каких либо нарушений, влекущих недействительность результатов проверки, допущено не было.
При таких обстоятельствах, обоснованность привлечения ЗАО «Завод синтетического спирта» к административной ответственности, предусмотренной ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ, сомнений не вызывает.
В жалобе заявитель указывает об отсутствии в его действиях (бездействии) состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ, поскольку обществом был разработан и направлен проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в уполномоченный орган – Управление Росприроднадзора по Оренбургской области в сентябре 2018 года. В период с 28 сентября 2018 года по 12 августа 2019 года проект проходил согласование. 13 августа 2019 года был издан приказ Управлением Росприроднадзора по Оренбургской области об утверждении проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Таким образом, на момент составления акта проверки проект был уже утвержден и нарушений природоохранного законодательства не имелось.
Данный довод жалобы был предметом рассмотрения судьи первой инстанции, ему в судебном решении дана надлежащая оценка, не согласиться с которой оснований не имеется.
Из материалов дела следует, что Управлением Росприроднадзора по Оренбургской области неоднократно принимались решения об отказе обществу в утверждении проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Данные отказы принимались по различным причинам, в частности в связи с неверным, неполным заполнением форм проекта, не соответствием их Методическим рекомендациям по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 05 августа 2014 года № 349- представлением недостоверной информации, наличием логических ошибок при заполнении форм, повторным невыполнением рекомендаций Росприроднадзора.
Разработка проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и его направление на согласование является обязанностью юридического лица, которая должна быть выполнена надлежащим образом. Однако общество на протяжении с августа 2018 года по 12 августа 2019 года направляло в Управление Росприроднадзора по Оренбургской области разработанный проект нормативов образования отходов, который не соответствовал требованиям законодательства. Разработка проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение без соблюдения порядка разработки, утвержденого приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25 февраля 2010 года № 50, не может свидетельствовать о выполнении юридическим лицом своей обязанности.
Вопреки доводу жалобы наличие на день составления акта проверки (13 октября 2019 года) утвержденного проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, свидетельствует лишь об устранении обществом нарушений природоохранного законодательства, и не может свидетельствовать об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ, имевшего место в период с 1 января 2019 года по 12 августа 2019 года.
Таким образом, ЗАО «Завод синтетического спирта» в период с 01 января 2019 года по 12 августа 2019 года осуществлял хозяйственную деятельность по обращению с отходам производства и потребления, в части образования и размещения отходов производства и потребления, в отсутствие установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Следует признать, что доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых актов, поскольку направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущей судебной инстанции, обоснованно не приняты во внимание и не ставят под сомнение наличие в действиях общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и выводами судьи районного суда не свидетельствует о том, что судьей допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Постановление о привлечении ЗАО «Завод синтетического спирта» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения лица к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемых актов не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан по Оренбургской области, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Оренбургской области Южно-Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора от 25 декабря 2019 года № и решение судьи Ленинского районного суда г. Орска Оренбургской области от 25 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении закрытого акционерного общества «Завод синтетического спирта» оставить без изменения, а жалобу заявителя – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано и (или) опротестовано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, установленном ст. ст. 30.12 - 30.19 КоАП РФ.
Судья Оренбургского
областного суда О.Р. Новоженина