ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-288/17 от 09.11.2017 Ивановского областного суда (Ивановская область)

Судья Трубецкая В.Г. Дело № 21-288/2017

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иваново 09 ноября 2017 года

Судья Ивановского областного суда Мудрова Е.В.,

с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО2, его защитника Вислова Л.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы начальника управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.о.Кохма ФИО2 и защитника Вислова Л.Л. на решения судьи Ивановского районного суда Ивановской области от 02 октября 2017 года,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлениями начальника службы государственного финансового контроля Ивановской области № 56/2017 от 22.06.2017 года, № 58/2017 от 22.06.2017, № 55/2017 от 17.07.2017 года начальник управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.о.Кохма ФИО2 привлечен к административной ответственности по ст.15.14 КоАП РФ с назначением по каждому из трех постановлений наказания в виде штрафа в размере 20000 рублей.

Указанными постановлениями ФИО3 был признан виновным в том, что совершил нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплату денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным договором (соглашением), с учетом того, что данное действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния.

Решениями судьи Ивановского районного суда Ивановской области от 02 октября 2017 года указанные постановления начальника службы государственного финансового контроля Ивановской области оставлены без изменения, жалобы ФИО2 без удовлетворения.

ФИО3 обратился с жалобами в Ивановский областной суд, в которых ставит вопрос об отмене решений судьи от 02.10.2017 г. и отмене постановлений должностного лица от 22.06.2017 г., 17.07.2017 г. с прекращением производства по делу за отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобах заявитель указывает, что по коду бюджетной классификации (КБК) 2 02 0221604 0000 151 «субсидии бюджетам городских округов на осуществление дорожной деятельности» в бюджете Ивановской области бюджету г.о. Кохма в 2016 году предусмотрены ассигнования в размере 12932962 рубля в отношении автомобильных дорог общего пользования. Начальник управления строительства и ЖКХ г.о. Кохма ФИО2 направил денежные средства в суммах 490931, 57 рублей, 710381, 75 рублей и 266868, 86 рублей в качестве оплаты за ремонт автодорог, руководствуясь постановлением Правительства Ивановской области от 30.06.2016 г. № 182-п, предусматривающим субсидию в указанном размере по указанному выше КБК, а также уведомлением Департамента дорожного хозяйства и транспорта от 11.07.2016 г., согласно которому доведены утвержденные бюджету г.о.Кохма бюджетные назначения на 2016 год по тому же КБК на ремонт дорог из средств указанной субсидии, и решением городской Думы г.о. Кохма «О внесении изменений в решение о бюджете г.о.Кохма», согласно которому указанная субсидия в размере 12932962 рубля учтена в доходной части бюджета г.о. Кохма по тому же КБК. Платежи проведены через Управление Федерального казначейства платежными поручениями.

Кроме того, судья не дал правовой оценки документам, приобщенным по ходатайству заявителя и его защитника – письменной позиции Департамента финансов Ивановской области от 04.06.2017 г. и Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области от 29.08.2017 г., в которых приведены доводы, исключающие нецелевое использование средств субсидии.

По мнению заявителей, использование службой государственного финансового контроля и судьей Ивановского районного суда в настоящем деле терминов «недостижение целевого показателя», «недостижение показателя результативности» является неправомерным.

Определением судьи Ивановского областного суда от 24 октября 2017 года данные дела объединены в одно производство.

Явившимся в судебное заседание ФИО2 и его защитнику Вислову Л.Л. разъяснены процессуальные права, предусмотренные соответственно ст.ст.25.1, 25.5 КоАП РФ. Отводов и ходатайств не заявлено.

В судебном заседании ФИО2 и его защитник жалобы поддержали по изложенным в них доводам. Дополнили, что имеются основания для прекращения производства по делу в связи с вынесением постановления от 10.10.2017 г. о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного п. «б» ч.2 ст.285.1 УК РФ. В судебном заседании ФИО2 пояснил, что реализовывал муниципальную программу, на выполнение которой в рамках трехстороннего Соглашения между Департаментом дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области, администрацией г.о. Кохма и Управлением строительства и жилищно-коммунального хозяйства были перечислены денежные средства в общей сумме 12932962 рубля. Ремонт автомобильных дорог общего пользования проводился в 2012 и 2014 гг., эти же объекты указаны в Соглашении, так как в 2012 и 2014 г.г. данные работы не были оплачены, денежные средства субсидии изначально направлялись на погашение задолженности по указанным объектам. Денежные средства запрашивались именно на погашение указанных долгов. Все стороны Соглашения подтверждают, что в 2016 году никаких работ в рамках использования субсидии не должно было проводиться.

В судебном заседании допрошенная в качестве свидетеля представитель службы государственного финансового контроля Ивановской области ФИО пояснила, что ремонт и содержание дорог является расходным обязательством муниципального образования - г.о. Кохма. Субсидии должны идти на цели, для достижения которых они предоставляются. Из бюджета Ивановской области не предоставлялись и не могли быть предоставлены денежные средства для погашения долгов – это расходные обязательства г.о. Кохма. Нецелевое использование денежных средств ФИО2 подтверждается заявками на кассовый расход по трем суммам, каждая из которых меньше 1,5 млн.рублей, в этой связи было вынесено три постановления о привлечении ФИО2 к административной ответственности. По суммам заявок, каждая из которых превышает 1,5 млн.рублей, материалы направлены в прокуратуру для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Не может пояснить разницу в суммах, указанных в постановлении о возбуждении уголовного дела.

Выслушав ФИО2 и его защитника Вислова Л.Л., заслушав показания свидетеля ФИО, оценив доводы жалобы, проверив материалы дела в полном объеме, исследовав поступившую по запросу суда из Ивановского МСО СУ СК России по Ивановской области информацию о вынесении постановления от 10.10.2017 г. о возбуждении уголовного дела, прихожу к следующему.

В рамках ст. 15.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

В силу ст. 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Согласно пункту 3 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субсидиями местным бюджетом из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые муниципальным образованиям в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

На основании распоряжения начальника службы государственного финансового контроля Ивановской области от 02 марта 2017 года №14-кр, в соответствии с планом контрольной деятельности службы государственного финансового контроля Ивановской области на 2017 год была проведена проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трасфертов, полученных из областного бюджета, а так же достижение показателей результативности, использования указанных средств, соответствующим целевым показателям индикаторам, предусмотренным государственными программами, в управлении строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа Кохма по вопросам программы.

По результатам проверки 15.06.2017 года в отношении должностного лица – начальника управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа Кохма ФИО2 составлено три протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 КоАП РФ.

22.06.2017 года и 17.07.2017 года начальником службы государственного финансового контроля Ивановской области вынесено три постановления о привлечении ФИО2 к административной ответственности по ст.15.14КоАП РФ с назначением по каждому постановлению административного наказания в виде штрафа в размере 20000 рублей.

Как следует из материалов дела, между Департаментом дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области, администрацией г.о.Кохма и Управлением строительства и ЖКХ 08.07.2016 г. было заключено Соглашение № АШ-МДФ/15 о предоставлении в 2016 году из дорожного фонда Ивановской области субсидии бюджету г.о. Кохма на строительство (реконструкцию), капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения, в том числе на формирование муниципальных дорожных фондов (далее - Соглашение № АШ-МДФ/15).

Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области перечислил в бюджет г.о. Кохма субсидию по целевой статье расходов областного бюджета в общей сумме 12932962 рубля.

Основанием для привлечения начальника управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.о. Кохма ФИО2 послужили факты нецелевого использования бюджетных средств, выразившиеся в направлении средств вышеуказанной субсидии в сумме:

- 490 931,57 рублей, на погашение кредиторской задолженности, образовавшейся в 2012 году при исполнении муниципального контракта от 27.11.2012 г. (заявка на кассовый расход от 24.08.2016 № 00000409);

- 710 831,75 рублей, на погашение кредиторской задолженности, образовавшейся в 2012 году при исполнении муниципального контракта от 02.10.2012 г. (заявка на кассовый расход от 24.08.2016 № 00000407);

- 266 868, 86 рублей, на погашение кредиторской задолженности, образовавшейся в 2014 году при исполнении муниципального контракта от 10.06.2014 г. (заявка на кассовый расход от 18.08.2016 № 00000393).

ФИО2 вменяется нецелевое использование средств областного бюджета в рамках одного Соглашения от 08.07.2016 г. № АШ-МДФ/15, которым было предусмотрено перечисление в 2016 году г.о. Кохма субсидии в размере 12932962 руб. Факт направления средств данной субсидии на погашение кредиторской задолженности по трем суммам различными кассовыми расходами не свидетельствует о совершении трех различных действий, образующих три самостоятельных состава правонарушения.

По запросу Ивановского областного суда от руководителя Ивановского межрайонного следственного отдела СУ СК России по Ивановской области ФИО1 была получена копия постановления о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству от 10.10.2017 г., данным постановлением возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного п. «б» ч. 2 ст. 285.1 УК РФ. Из постановления следует, что денежные средства в виде субсидии в размере 12932962 рублей были получены в рамках трехстороннего соглашения № АШ-МДФ/15 от 08.07.2016 г. между Департаментом дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области, администрацией г.о. Кохма и Управлением строительства и ЖКХ о предоставлении в 2016 году субсидии из дорожного фонда Ивановской области. Основанием для возбуждения уголовного дела послужил факт расходования денежных средств должностными лицами администрации г.о. Кохма в особо крупном размере – 12153745, 22 рублей на цели, не соответствующие условиям их получения.

В соответствии с п.7 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела.

В судебном заседании представитель службы государственного финансового контроля Ивановской области ФИО не смогла пояснить, почему сумма, по которой возбуждено уголовное дело, составляет именно 12153745, 22 рублей.

По запросу Ивановского областного суда поступил ответ от руководителя Ивановского межрайонного следственного отдела СУ СК России по Ивановской области ФИО1, согласно которому в настоящее время по результатам проведенных следственных и иных процессуальных действий следствие не может сообщить, учитывались ли суммы, фигурирующие в рамках данного дела об административном правонарушении, при определении общей суммы нецелевого расходования бюджетных средств в рамках возбужденного уголовного дела.

Вместе с тем, необходимо принимать во внимание, что разница между суммой субсидии – 12932962 рублей и суммой, указанной в постановлении от 10.10.2017 г. как особо крупный размер и по факту нецелевого использования которой возбуждено уголовное дело – 12153745, 22 рублей, значительно меньше общей суммы, фигурирующей в рамках данного дела об административном правонарушении в отношении ФИО2 – 1468632,18 рублей (490 931,57 + 710 831,75 + 266 868, 86).

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что заявки на кассовый расход оформлены в один период времени – в августе 2016 года в рамках использования одной и той же субсидии в размере 12932962 рублей, предоставленной на основании Соглашения № АШ-МДФ/15, на данную субсидию указано в постановлении о возбуждении уголовного дела, основанием для возбуждения уголовного дела послужил факт расходования денежных средств субсидии должностными лицами администрации г.о. Кохма на цели, не соответствующие условиям их получения, прихожу к выводу, что в данном случае речь идет об одном действии, связанном с использованием вышеуказанной субсидии. В этой связи вынесение трех постановлений о привлечении к административной ответственности противоречит нормам действующего законодательства.

На основании изложенного, учитывая наличие постановления о возбуждении уголовного дела по факту нецелевого расходования средств рассматриваемой субсидии, на основании п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению.

Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановления начальника службы государственного финансового контроля Ивановской области № 56/2017 от 22.06.2017 года, № 58/2017 от 22.06.2017, № 55/2017 от 17.07.2017 года о привлечении начальника управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.о.Кохма ФИО2 к административной ответственности по ст.15.14 КоАП РФ и решения судьи Ивановского районного суда г. Иваново от 02 октября 2017 года по жалобам на указанные постановления отменить.

Производство по указанным делам об административном правонарушении в отношении ФИО2 на основании п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ прекратить.

Жалобу ФИО2 удовлетворить частично.

Судья Ивановского областного суда: Мудрова Е.В.