ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-288/2021 от 16.02.2021 Московского областного суда (Московская область)

Судья Семенова Ю.А. дело № 21-288/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Резолютивная часть объявлена 16 февраля 2021 года.

Мотивированное решение составлено 16 февраля 2021 года.

г. Красногорск,

Московская область 16 февраля 2021 года

Судья Московского областного суда Суханова И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица начальника ТО №20 ТУ Госадмтехнадзора Московской области – старшего государственного административно – технического инспектора Московской области, старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Московской области ФИО1 на решение Луховицкого районного суда Московской области от 02 ноября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.2 КоАП РФ, в отношении юридического лица – Общество с ограниченной ответственностью «Каширский региональный оператор»,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением начальника ТО №20 ТУ Госадмтехнадзора Московской области – старшего государственного административно – технического инспектора Московской области, старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Московской области ФИО1 № 20/1082/115э от 26 июня 2020 года юридическое лицо – Общество с ограниченной ответственностью «Каширский региональный оператор» (далее – ООО «Каширский РО», Общество), юридический адрес: <данные изъяты> признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 250 000 рублей.

Решением Луховицкого районного суда Московской области от 02 ноября 2020 года указанное постановление отменено, производство по делу прекращено, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Не согласившись с решением суда, должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, ФИО1 его обжаловал, просил отменить как незаконное, указывая на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела и ненадлежащую оценку доказательств.

Проверив в полном объеме материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника ООО «Каширский РО» ФИО2, должностное лицо ФИО3, суд второй инстанции приходит к следующему выводу.

Частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.

Частью 2 статьи 8.2 КоАП РФ установлена ответственность за повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Из материалов дела следует, что 26 мая 2020 года в 10 часов 25 минут по адресу: <данные изъяты>, зафиксировано повторное в течение одного года совершения правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, т.е. несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, а имен: на контейнерной площадке по указанному адресу отсутствует бункер – мусоросборник для складирования крупногабаритных отходов, место под установку бункера оборудовано, на контейнерной площадке по указанному адресу размещены крупногабаритные отходы, состоящие из деревянных щитов, картонных, коробок, порубочных остатков, мешков с отходами от повседневной жизнедеятельности человека и других отходов, на площади ориентировачно15кв.м.

На территории г.о. Луховицы Московской области свою деятельность осуществляет ООО «Каширский РО» на основании Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Каширской зоне Регионального оператора от 28 апреля 2018 года. Пунктом 3 договора от 17 декабря 2018 года определен порядок складирования ТКО, в соответствии с которым складирование крупногабаритных отходов осуществляется в бункеры, расположенные на контейнерных/бункерных площадках. В тариф на вывоз ТКО с вышеуказанной контейнерной площадки также входит вывоз крупногабаритных отходов, так как контейнерная площадка относится к многоквартирным домам. Следовательно, ООО «Каширский РО» обязан разместить на данной контейнерной площадке бункер для накопления крупногабаритных отходов, что является нарушением требований ч.ч.1 - 3 ст.13.4 Федерального Закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пунктов 10-12 Постановления Правительства РФ №1156 о 12.11.2016 г. «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесения изменения в постановление Правительства РФ от 25.08.2008 г. №641», пунктов 5.1-5.4 Распоряжения МинЖКХ МО от 26 июня 2019 №350-РВ «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Московской области».

По данному факту ООО «Каширский РО» постановлением должностного лица привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.8.2 КоАП РФ.

Проверяя законность и обоснованность постановления по жалобе в порядке ст.30.6 КоАП РФ, районным судом установлено, что действиях ООО «Каширский РО» отсутствует состав административного правонарушения, а именно - судья районного суда исходил из того, хотя и Постановлением Администрации г.о. Луховицы Московской области №729 от 28.03.2019 года предусмотрено наличие бункера для КГО на спорной контейнерной площадке, однако, из представленных в дело фотоматериалов следует, что место для установки бункеров-накопителей для сбора КГО не оборудовано.

По указанным основаниям судья районного суда пришел к выводу об отмене постановления должностного лица и прекращении производство по делу на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Между тем, суд второй инстанции считает выводы районного суда преждевременными.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 30.6 названного Кодекса при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Между тем, требования приведенных норм о всестороннем и полном рассмотрении дела судьей районного суда выполнены не в полной мере.

Пунктом 2 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» регламентировано, что по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее ТКО) региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Согласно частям 1 - 3 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 года № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 641», контейнерная площадка - это место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.

В соответствии с п. 4 Постановления обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Согласно п. 12 Постановления вывоз крупногабаритных отходов обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации региональным оператором, в том числе по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки крупногабаритных отходов на площадку для их складирования. Места расположения таких площадок определяются в соответствии со схемами обращения с отходами и указываются в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Размещение крупногабаритных отходов осуществляется исключительно в бункеры, предназначенные для накопления крупногабаритных отходов. Запрещается размещение крупногабаритных отходов в контейнерах, предназначенных для накопления ТКО. Вывоз крупногабаритных отходов с мест их накопления осуществляется отдельно от ТКО по мере накопления крупногабаритных отходов, но не реже 1 раза в неделю (п. 5.1, 5.4 Распоряжения Министерства ЖКХ МО от 26.06.2019 года № 350-РВ).

Из материалов дела следует, что Общество осуществляет свою деятельность по обращению с ТКО, в том числе и на основании Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Каширской зоне Регионального оператора от 28 апреля 2018 года.

Из пункта 5.1.14 Соглашения следует, что Общество взяло на себя обязанность размещать и использовать для накопления отходов контейнеры и бункеры, а также обеспечивать доставку контейнеров и бункеров в места (площадки) накопления в чистом и продезинфицированном виде (пункт 5.1.17 Соглашения).

В соответствии с Договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 17 октября 2018 года между ООО «ЛУК ЖКХ» с ООО «Каширский РО», ООО «Каширский РО» обязуется принимать ТКО, в том числе КГО, в объеме и в месте, которые определены в Договоре, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 указанного Договора, объем твердых коммунальных отходов, места накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, определяются согласно Приложению к договору. При этом контейнерная площадка, расположенная по адресу: <данные изъяты> внесена в соответствующее Приложение. Согласно п. 3 указанного Договора складирование крупногабаритных отходов осуществляется в бункеры, расположенные на контейнерных/бункерных площадках.

Однако судом первой инстанции при пересмотре дела по жалобе не учтены положения вышеуказанных нормативных правовых актов, а также заключенные в соответствии с ними Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Каширской зоне Регионального оператора от 28 апреля 2018 года, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между ООО «ЛУК ЖКХ» с ООО «Каширский РО» от 17 октября 2018, а также Постановление Администрации г.о. Луховицы Московской области №729 от 28.03.2019 года «Об утверждении реестра и схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО на территории г.о. Луховицы Московской области», согласно которому по спорному адресу предусмотрено наличие бункера для КГО.

Указанные нарушения являются существенными, не позволившими рассмотреть дело с соблюдением требований ст.24.1 КоАП РФ о полноте, всесторонности, объективности и своевременности выяснения обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом, и в соответствии с п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ влечет отмену постановленного с существенным процессуальным нарушением решения суда первой инстанции с направлением дела на новое рассмотрение в районный суд.

При новом рассмотрении дела суду следует дать надлежащую оценку указанным выше обстоятельствам, проверить доводы жалобы должностного лица в полном объеме, и с учетом этого, проанализировав имеющиеся и вновь представленные доказательства, разрешить дело, постановив законное и обоснованное решение.

На основании изложенного и руководствуясь п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л :

Решение Луховицкого районного суда Московской области от 02 ноября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.2 КоАП РФ, в отношении юридического лица – Общество с ограниченной ответственностью «Каширский региональный оператор» – отменить, направить дело на новое рассмотрение в тот же суд.

Судья И.Н. Суханова