Судья Сергунина И.И. дело 21-289/2018
Р Е Ш Е Н И Е
26 ноября 2018 г. г. Орел
Судья Орловского областного суда Сабаева И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении областного суда жалобу должностного лица – ФИО1 на решение Железнодорожного районного суда города Орла от 15 октября 2018 г., которым постановлено:
«постановление административной комиссии при территориальном управлении по Железнодорожному району администрации города Орла от 26 июля 2018 г. № 211 о привлечении начальника Муниципального казенного учреждения «Управление коммунальным хозяйством города Орла» ФИО1 к административной ответственности по части 1 статьи 6.2 Закона Орловской области № 1490-ОЗ «Об ответственности за административные правонарушения» оставить без изменения, а жалобу начальника Муниципального казенного учреждения «Управление коммунальным хозяйством города Орла» ФИО1 – без удовлетворения».
Заслушав дело, проверив доводы жалобы, судья
установил:
постановлением административной комиссии при территориальном управлении по Железнодорожному району администрации города Орла от 26 июля 2018 г. должностное лицо – ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.2 Закона Орловской области № 1490-ОЗ «Об ответственности за административные правонарушения» и подвергнута административному штрафу в размере 5000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обжаловала его в районный суд, судьей которого постановлено указанное выше решение.
В жалобе, поданной в Орловский областной суд, ФИО1 просит постановление административной комиссии и решение районного суда отменить.
Указывает на то, что не была надлежащим образом извещена о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, а также не была извещена о дате, времени и месте рассмотрения административного дела.
Обращает внимание на то, что она не получала извещение по факсу о дате, времени и месте составления протокола.
Ссылается на то, что в ее адрес не была направлена копия протокола об административном правонарушении.
В материалы дела представлен протокол, который существенно отличается от того, на основании которого она была привлечена к административной ответственности.
Проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме на основании статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выслушав объяснения защитника ФИО1-Черняева А.А., поддержавшего доводы жалобы, возражения представителей административной комиссии при территориальном управлении по Железнодорожному району администрации города Орла ФИО2, ФИО3, должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении- ФИО4, полагавших, что решение судьи является законным, прихожу к следующему.
Согласно частями 1 и 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии с частью 1, 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 названного Кодекса.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Согласно части 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись (часть 5 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с требованиями части 1 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Из материалов административного дела усматривается, что протокол об административном правонарушении в отношении должностного лица- начальника Муниципального казенного учреждения «Управление коммунальным хозяйством города Орла» ФИО1 был составлен 13 июля 2018 г. (л.д. 14, 15).
При этом, в материалах дела отсутствуют сведения, свидетельствующие о надлежащем извещении ФИО1 о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Имевшаяся в деле факсограмма, направленная 12 июля 2018 г. в адрес Муниципального казенного учреждения «Управление коммунальным хозяйством города Орла» не свидетельствует об извещении должностного лица ФИО1 о дате, времени и месте составления протокола, поскольку сведения о ее получении последней в материалах дела отсутствуют (л.д. 41).
Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что постановлением административной комиссии при территориальном управлении по Железнодорожному району администрации г. Орла от 26 июля 2018 г. должностное лицо-ФИО1 привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 6.2 Закона Орловской области № 1490-ОЗ «Об ответственности за административные правонарушения» и подвергнута административному штрафу в размере 5000 рублей (л.д.10).
При этом, из материалов дела усматривается, что 17 июля 2018 г. в адрес ФИО1 было направлено извещение о времени и месте рассмотрения административного дела, которое состоится 26 июля 2018 года, а также копия протокола об административном правонарушении от 13 июля 2018 г. (л.д. 20).
Вместе с тем, вышеуказанное извещение было получено ФИО1 только 22 августа 2018 г. (л.д. 21).
Вышеуказанные обстоятельства не оспаривались в суде второй инстанции представителем административного органа.
В связи с изложенным, прихожу к выводу, что материалы дела не содержат сведений о том, что ФИО1 была надлежащим образом извещена о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении.
В данном случае порядок рассмотрения дела об административном правонарушении административным органом не соблюден, дело рассмотрено без участия ФИО1 или ее защитника, в отсутствие сведений о том, что должностное лицо извещено о времени и месте его рассмотрения надлежащим образом.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Невыполнение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о создании административным органом необходимых условий для справедливого разбирательства дела привело к нарушению права ФИО1 - лица, привлекаемого к административной ответственности, на защиту.
Наряду с этим, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении судьей районного суда требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указывающих о необходимости выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, постановление административной комиссии при территориальном управлении по Железнодорожному району администрации города Орла от 26 июля 2018 г. и решение судьи Железнодорожного районного суда г. Орла от 15 октября 2018 г., вынесенные в отношении должностного лица ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 6.2 Закона Орловской области № 1490-ОЗ «Об ответственности за административные правонарушения», подлежат отмене.
С учетом того, что на момент рассмотрения в областном суде жалобы должностного лица срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел истек, производство по настоящему делу в силу положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2 и 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу ФИО1 удовлетворить.
постановление административной комиссии при территориальном управлении по Железнодорожному району администрации города Орла от 26 июля 2018 г. № 211 и решение судьи Железнодорожного района города Орла от 15 октября 2018 г., вынесенные в отношении начальника Муниципального казенного учреждения «Управление коммунальным хозяйством города Орла» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 6.2 Закона Орловской области № 1490-ОЗ «Об ответственности за административные правонарушения» - отменить.
Производство по данному делу на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения- прекратить.
Судья областного суда И.Н. Сабаева