Судья Степанова Ю.С. Дело № 21-28/2019
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
город Севастополь 25 февраля 2019 года
Судья Севастопольского городского суда Артамонова Татьяна Александровна, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда (<...>) жалобу А.Ю. на постановление инспектора ОР ДПС ГИБДД УМВД России по городу Севастополю майора полиции В.П.№ от 23 сентября 2018 года и на решение судьи Ленинского районного суда города Севастополя от 10 декабря 2018 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении А.Ю.,
установил:
постановлением инспектора ОР ДПС ГИБДД УМВД России по г. Севастополю майора полиции В.П.№ от 23.09.2018 А.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.19 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
На данное постановление должностного лица А.Ю. подал жалобу в Нахимовский районный суд г. Севастополя, которая определением суда от 01.10.2018 направлена на рассмотрение по подведомственности в Ленинский районный суд г. Севастополя.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Севастополя от 10.12.2018 оспариваемое постановление оставлено без изменений, а жалоба А.Ю. – без удовлетворения.
Не согласившись с указанными решением суда и постановлением должностного лица, А.Ю. подал в адрес Севастопольского городского суда жалобу, в которой просит состоявшийся судебный акт и постановление о назначении административного наказания № от 23.09.2018 отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить. В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на то, что при вынесении обжалуемых актов ни должностное лицо ГИБДД, ни судья районного суда не приняли во внимание положение статьи 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в соответствии с которой право для парковки транспортных средств предоставляется инвалидам, которые управляют этими транспортными средствами, а также лицам, перевозящих инвалидов. В связи с чем, по мнению заявителя, какие-либо ограничения для инвалидов по парковке своего транспортного средства в зоне действия дорожных знаков 6.4 и 8.17 ПДД РФ не допускаеются, так как такое ограничение предоставляет преимущество одним инвалидам перед другими и квалифицируется как дискриминация по признаку наличия оборудование (информационного знака) в транспортном средстве либо его отсутствие. Кроме того, исходя из положений ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации, заявитель полагает, что оспариваемое постановление является ограничением его прав, как инвалида, на предоставленное законом право на парковку своего транспортного средства в зоне действия дорожных знаков 6.4 и 8.17 ПДД РФ, противоречит статье 2 Конвенции «О правах инвалидов». При этом заявитель ссылается на то, что диспозиция ч. 2 ст. 12.19 КоАП РФ не содержит ограничения либо запрета парковки транспортного средства, управляемого инвалидом, при отсутствии на таком транспортном средстве знака инвалид. Также, по мнению заявителя, в связи с истечением на момент рассмотрения жалобы в районном суде двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности производство по настоящему делу подлежало прекращению.
Настоящая жалоба подана А.Ю. в установленный ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ срок, в связи с чем подлежит рассмотрению по существу.
Заявитель, а также инспектор ОР ДПС ГИБДД УМВД России по г. Севастополю майор полиции В.П. в судебное заседание не явились, извещены своевременно и надлежащим образом.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением экспертов, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественных доказательств.
Административная ответственность по ч. 2 ст. 12.19 КоАП РФ наступает за нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств в местах, отведенных для остановки или стоянки транспортных средств инвалидов, что влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей.
Пунктом 1.3 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 (далее – ПДД РФ), участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.
Дорожный знак 6.4 «Парковка» Приложения 1 к ПДД РФ (парковочное место) указывает места, разрешенные для стоянки или остановки автотранспортных средств.
В соответствии с п. 1.2 ПДД РФ, под парковкой (парковочным местом) понимается специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.
Знак дополнительной информации 8.17 «Инвалиды» Приложения 1 к ПДД РФ указывает на то, что действие знака 6.4 распространяется только на мотоколяски и автомобили, на которых установлен опознавательный знак «Инвалиды».
В соответствии с п. 8 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (в редакции Постановлений Правительства РФ от 14.12.2005 № 767, от 28.03.2012 № 254) опознавательный знак «Инвалид» оформляется в виде квадрата желтого цвета со стороной 150 мм и изображением символа дорожного знака 8.17 черного цвета - спереди и сзади механических транспортных средств, управляемых инвалидами I и II групп, перевозящих таких инвалидов или детей-инвалидов.
Как усматривается из материалов настоящего дела, ДД.ММ.ГГГГ в 13 часов 00 минут по адресу: <...>, водитель А.Ю., управляя транспортным средством Хонда, государственный регистрационный знак <***>, в нарушение п. 1.3 ПДД РФ и требований дорожных знаков 6.4 и 8.17 Приложения 1 к ПДД РФ, осуществил стоянку транспортного средства в месте, отведенном для остановки и стоянки транспортных средств инвалидов, совершив тем самым административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 12.19 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства явились основанием для вынесения инспектором ОР ДПС ГИБДД УМВД России по г. Севастополю В.П. постановления № от 23.09.2018, с выводами которого согласилась судья районного суда.
Факт осуществления стоянки транспортного средства в зоне действия дорожных знаков 6.4 и 8.17 Приложения 1 к ПДД РФ заявителем при рассмотрении жалобы не оспаривался и подтверждается постановлением о назначении административного наказания, вынесенным в порядке ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ, протоколом <адрес> о задержании транспортного средства от 23.09.2018, актом приема-передачи задержанного транспортного средства на специализированную стоянку о 23.09.2018, которые оценены судьей районного суда по правилам ст. 26.11 КоАП РФ с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Установив, что автомобиль Хонда, государственный регистрационный знак <***>, принадлежащий А.Ю., осуществил стоянку в зоне действия дорожных знаков 6.4 и 8.17 Приложения 1 к ПДД РФ с отсутствием опознавательного знака «Инвалид», суд обоснованно исходил из того, что оснований для отмены указанного постановления должностного лица не имеется.
Вопреки доводам жалобы законность и обоснованность привлечения А.Ю. к административной ответственности за совершение вмененного правонарушения, его виновность сомнений не вызывают.
ФИО1 об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.19 КоАП РФ, поскольку отсутствие на момент совершения вмененного правонарушения на автомобиле знака «Инвалид» не отменяет его право на парковку транспортного средства в зоне действия дорожных знаков 6.4 и 8.17 ПДД РФ, не влекут удовлетворение жалобы.
Согласно Федеральному закону от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ), целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Статьей 15 указанного Федерального закона предусмотрено, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). На каждой стоянке (остановке) транспортных средств, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, а также инвалидами III группы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов. На указанных транспортных средствах должен быть установлен опознавательный знак «Инвалид». Порядок выдачи опознавательного знака «Инвалид» для индивидуального использования устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Указанные места для парковки не должны занимать иные транспортные средства.
В силу прямого указания п. 8.17 Приложения 1 к Правилам дорожного движения РФ в зоне действия дорожного знака 6.4 с табличкой 8.17 Приложения 1 к Правилам дорожного движения РФ разрешена остановка и стоянка только транспортных средств, на которых установлен опознавательный знак «Инвалиды».
Анализ указанных норм позволяет прийти к выводу о том, что правом парковки, определенном в ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ, на стоянке (остановке) на местах, обозначенных дорожным знаком 8.17 «Инвалиды» обладают лишь те инвалиды, которые пользуются именно автотранспортными средствами, на которых установлен специальный опознавательный знак «Инвалид».
Таким образом, к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.19 КоАП РФ, подлежат привлечению водители, которые нарушили требования дорожных знаков 6.4 и 8.17 Приложения 1 к ПДД РФ, осуществив как стоянку транспортного средства без опознавательного знака «Инвалид», так и его остановку в зоне действия указанных дорожных знаков, при этом сам факт стоянки автомобиля в зоне действия указанных дорожных знаков, А.Ю. не оспаривается.
Проверив собранные доказательства и дав им надлежащую оценку по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо административного органа и судья районного суда правильно установили обстоятельства дела и обоснованно пришли к выводу о доказанности вины заявителя в нарушении требований п. 1.3 ПДД РФ, дорожных знаков 6.4, 8.17 Приложения № 1 к ПДД РФ, в связи с чем его действия надлежаще квалифицированы по ч. 2 ст. 12.19 КоАП РФ, как нарушение правил остановки и стоянки транспортных средств в местах, отведенных для остановки или стоянки транспортных средств инвалидов, в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.
А.Ю. являясь участником дорожного движения - водителем, и управляя источником повышенной опасности, обязан был соблюдать требования п. 1.3 ПДД РФ, дорожных знаков 6.4, 8.17 Приложения № 1 к ПДД РФ.
То обстоятельство, что А.Ю. является инвалидом 3 группы, не дает ему право парковаться в зоне действия знака 6.4 «Парковка» с табличкой 8.17 «Инвалиды» в отсутствии опознавательного знака «Инвалид», поскольку правилами дорожного движения таких исключений не предусмотрено.
Нарушений норм ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ, ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации и ст. 2 Конвенции «О правах инвалидов», на которые имеются ссылки в рассматриваемой жалобе, судом второй инстанции не установлено.
Утверждение заявителя о том, что поскольку срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения жалобы в районном суде истек, то производство по делу об административном правонарушении подлежало прекращению, несостоятельно, так как в силу разъяснений, содержащихся в абзаце 8 пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», по смыслу части 1 статьи 4.5 и пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ истечение сроков привлечения к административной ответственности на время пересмотра постановления не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу, если для этого отсутствуют иные основания.
Содержащиеся в жалобе доводы не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановления должностного лица и решения судьи районного суда, направлены на переоценку исследованных доказательств, субъективное толкование норм действующего законодательства, расцениваются, как стремление избежать административной ответственности за совершенное административного правонарушения.
Административное наказание назначено в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ч. 2 ст. 12.19 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения заявителя к административной ответственности соблюдены, принцип презумпции невиновности соблюден.
Нарушений норм материального и процессуального права не допущено, правовых оснований для отмены или изменения решения судьи, постановления должностного лица административного органа не усматривается, в том числе по доводам жалобы.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление инспектора ОР ДПС ГИБДД УМВД России по городу Севастополю майора полиции В.П.№ от 23 сентября 2018 года и решение судьи Ленинского районного суда города Севастополя от 10 декабря 2018 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении А.Ю., оставить без изменения, а его жалобу – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу после его вынесения.
Судья Т.А. Артамонова