Судья Токмакова Е.В. Дело № 21-291-АК-2018 г.
КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУДР Е Ш Е Н И Е
23 октября 2018 года г. Курск
Судья Курского областного суда Переверзева И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в Курском областном суде административное дело по жалобе МУП «Водоканал города Курска» на решение судьи Ленинского районного суда г.Курска от 22 августа 2018г., вынесенное по жалобе МУП «Водоканал города Курска» на постановление государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Курской области Гуторовой М.С. от 13.07.2018г. № 132/1-В/р по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ, в отношении
Муниципального унитарного предприятия «Водоканал города Курска»,ИНН №,ОГРН№,расположенного по адресу: <адрес>,
у с т а н о в и л а:
постановлением государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Курской области Гуторовой М.С. от 13.07.2018г. № 132/1-В/р МУП «Водоканал города Курск» (МУП «Курскводоканал») привлечено к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 80 000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г.Курска от 22 августа 2018г. постановление по делу об административном правонарушении от 13.07.2018г. № 132/1-В/р оставлено без изменения, а жалоба МУП «Курскводоканал» – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Курский областной суд, МУП «Курскводоканал» ставится вопрос об отмене актов, вынесенных по делу об административном правонарушении, как незаконных и прекращении производства по делу, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения защитника МУП «Курскводоканал» ФИО1, поддержавшей доводы жалобы, пояснения государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Курской области ФИО2 и представителя Управления Росприроднадзора по Курской области по доверенности ФИО3, нахожу решение судьи подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со ст.8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати до ста тысяч рублей.
В соответствии с ч.1 ст.13 ЗК РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
Согласно п. 2 ч. 2 ст.13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Согласно п.1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии с п. 1 ст. 39 названного Федерального закона юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Согласно положениям п. 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В соответствии с пп. «ж» п. 13 Правил охраны подземных водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.02.2016 года № 94, охрана подземных водных объектов осуществляется при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, вводом в эксплуатацию, эксплуатацией, консервацией и ликвидацией зданий, строений, сооружений и иных объектов, которая оказывает прямое или косвенное воздействие на подземные водные объекты и приводит или может привести к загрязнению и/или истощению их запасов.
В соответствии с пп. «б» п. 5 Правил охраны подземных водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.02.2016 года № 94, к профилактическим мероприятиям относятся предотвращение поступления загрязняющих веществ с поверхности земли, из отстойников и прудов-накопителей, подземных сооружений (канализационных коллекторов и трубопроводов) в подземные воды путем устройства защитных инженерных сооружений и непроницаемых экранов с учетом опасных инженерно-геологических и иных процессов.
В соответствии с пп. «а» п.6 Правил охраны подземных водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.02.2016 года № 94, к специальным мероприятиям относятся строительство инженерных сооружений для перехвата загрязненных вод при их разливе с целью локализации очагов загрязнения подземных вод.
В соответствии с п.п. в, г п. 34 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. № 644, организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана обеспечивать эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, принадлежащих организации водопроводно-канализационного хозяйства на праве собственности или ином законном основании и (или) находящихся в границах эксплуатационной ответственности такой организации в соответствии с требованиями нормативно-технических документов; своевременно ликвидировать аварии и повреждения на централизованных системах холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке и сроки, которые установлены нормативно-технической документацией.
В соответствии с п.п. в, г п. 34 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. № 644, организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана обеспечивать эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, принадлежащих организации водопроводно-канализационного хозяйства на праве собственности или ином законном основании и (или) находящихся в границах эксплуатационной ответственности такой организации в соответствии с требованиями нормативно-технических документов; своевременно ликвидировать аварии и повреждения на централизованных системах холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке и сроки, которые установлены нормативно-технической документацией.
Частью 1 ст. 10 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, должны принимать меры к обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
Как установлено судьей районного суда, согласно Уставу МУП «Водоканал города Курска» оказывает услуги водоснабжения и водоотведения потребителям, производство продукции, выполнение работ, оказание услуг, для достижения которых осуществляет добычу пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого и производственно-технического водоснабжения, оказание услуг водопровода и канализации, выполнение текущего и капитального ремонта инженерных систем водоснабжения и водоотведения.
В связи с коллективным письменным обращением жителей ул.Просторная, ул.Вольная и 1,2,3,4,5 переулков Вольных г.Курска по факту слива неочищенных канализационных сточных вод от крайних домов проспекта ФИО4 в г.Курске в овраг, расположенный между пр.ФИО4 и пр.Н.Плевицкой, ул.Просторная и ул.Вольная в г.Курске, поступившим в Управление Росприроднадзора по Курской области из Прокуратуры Курской области 10.04.2018г., сотрудниками Управления Росприроднадзора по Курской области проведено обследование территории земельных участков, прилегающих к <...> в результате которого 04.05.2018г. в 15.30 час. установлен факт несоблюдения экологических требований при эксплуатации канализационного коллектора и канализационного колодца, расположенных вблизи <...> выразившийся в несанкционированном сбросе неочищенных сточных вод на прилегающую к канализационному колодцу территорию земельных участков и далее в овраг, разделяющий проспекты ФИО4 и Плевицкой в г.Курске, что привело к залитию указанных территорий, что может повлечь порчу земель и загрязнение подземного водоносного горизонта, нанесение вреда жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде.
Рассматривая дело, судья районного суда пришла к обоснованному выводу о том, что МУП «Водоканал города Курска» нарушило положения ч.1, п.2 ч.2 ст. 13 ЗК РФ, ч.1 ст. 34, ч.ч.1,2 ст. 39 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.п. в, г п. 34 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ № 644 от 29.07.2013г., пп. «ж» п.3, пп. «б» п.5, пп. «а» п.6 Правил охраны подземных водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.02.2016 года № 94, ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст.8.1 КоАП РФ.
Факт совершения юридическим лицом МУП «Водоканал города Курска» данного административного правонарушения подтверждается имеющимися в деле доказательствами, оцененными судьей районного суда при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что МУП «Водоканал города Курска» приняты все зависящие от него меры, направленные на предотвращение нарушений требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
С учетом изложенного судья районного суда пришла к правильному выводу, что постановление от 13.07.2018г. № 132/1-В/р по делу об административном правонарушении вынесено государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Курской области ФИО2 в пределах предоставленной компетенции, имеющийся в действиях юридического лица – МУП «Водоканал города Курска» состав административного правонарушения квалифицирован правильно, а административное наказание назначено в пределах санкции ст. 8.1 КоАП РФ и определено с учетом фактических обстоятельств дела, характера совершенного административного правонарушения, в соответствии с правилами, установленными ст.ст. 3.5, 4.1 КоАП РФ, соразмерно целям наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ч.1 ст.3.1 Кодекса).
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст.24.5 КоАП РФ, из материалов дела не усматривается.
Доводы жалобы о том, что в действиях МУП «Водоканал города Курска» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ поскольку МУП не является производственной организацией, так как принимает все сточные воды от потребителей города и производит их очистку, преднамеренный сброс неочищенных сточных вод из канализационного коллектора не осуществлялся, а причиной излива неочищенных сточных вод является исключительно сброс отходов, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения, третьими лицами, состоятельными признать нельзя.
Имеющиеся в деле доказательства – протокол об административном правонарушении от 06.07.2018г., акт рейдового осмотра, обследования от 04.05.2018г.№150-р с фотоматериалами, протокол отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды от 04.05.2018г., протокол отбора проб воды от 04.05.2018 года№ В/ГК-55-18, схематический план точек отбора проб воды, протокол результатов анализов проб воды от 16.05.2018 года № В/ГК-81-18, справка о балансовой принадлежности сетей канализационного коллектора и канализационных колодцев по пр-ту ФИО4 в совокупности и взаимосвязи подтверждают факт нарушения МУП «Водоканал города Курска» экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.
Объективная сторона ст.8.1 КоАП РФ заключается в несоблюдении экологических требований при эксплуатации в данном случае канализационного коллектора и канализационного колодца, находящихся на балансе МУП «Водоканал города Курска», которое обязано обеспечивать эксплуатацию принадлежащих на праве хозяйственного ведения водопроводных и канализационных сетей с соблюдением экологических требований.
Иных доводов, ставящих под сомнение или опровергающих выводы судьи районного суда, а также указывающих на нарушение судом норм материального права или о существенном нарушении процессуальных требований, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, жалоба МУП «Курскводоканал» не содержит. Несогласие заявителя с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с судебным актом, не является основанием к отмене судебного акта и постановления должностного лица, постановленных с соблюдением требований Кодекса РФ об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах решение и постановление сомнений в своей законности не вызывают, оснований для их отмены или изменения не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Курского областного суда
р е ш и л а:
решение судьи Ленинского районного суда г.Курска от 22 августа 2018г. оставить без изменения, а жалобу МУП «Водоканал города Курска» - без удовлетворения.
Судья
Курского областного суда ФИО5