ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-293/19 от 12.08.2019 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 21-293/2019 судья Сельхова О.Е.

РЕШЕНИЕ

12 августа 2019 года город Тверь

Судья Тверского областного суда Колпиков В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области ФИО2 от 15 марта 2019 года № 04-5/1-8-2018, решение судьи Центрального районного суда г. Твери от 17 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении исполняющего обязанности начальника департамента потребительского рынка и рекламы администрации города Твери ФИО1,

установил:

постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области ФИО2 от 15 марта 2019 года № 04-5/1-8-2018 исполняющий обязанности начальника департамента потребительского рынка и рекламы администрации города Твери ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей (т. 1 л.д. 14-16).

Решением судьи Центрального районного суда г. Твери от 17 июня 2019 года постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области ФИО2 от 15 марта 2019 года № 04-5/1-8-2018 оставлено без изменения, жалоба ФИО1 – без удовлетворения (т. 3 л.д. 49-64).

В жалобе, поданной в Тверской областной суд, заявитель ФИО1 выражает несогласие с постановлением должностного лица и решением судьи, просит их отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить. В обоснование доводов жалобы указывает, что схема размещения рекламных конструкций № 1332 не могла применяться, поскольку были введены изменения в ГОСТ 52044-2003. Департамент потребительского рынка и рекламы администрации города Твери неоднократно обращался в Правительство Тверской области с вопросом согласования новой схемы, однако в согласовании схемы было отказано. Довод должностного лица о том, что схема № 1332 была проверена судом, является необоснованным, поскольку решение суда было вынесено до введения изменений в ГОСТ 52044-2003. У ФИО1 отсутствовали полномочия на внесение изменений в схему, т.к. Законом Тверской области от 29 декабря 2016 года № 89-ЗО «О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области и органами государственной власти Тверской области» были перераспределены соответствующие полномочия. Проведение торгов, предметом которых являлись бы несоответствующие требованиям ГОСТ рекламные конструкции, привело бы к их отмене. В период с 01 января 2017 года по 27 октября 2017 года отсутствовал уполномоченный орган Тверской области, реализующий полномочия по выдаче разрешений на размещение рекламных конструкций. ФИО1 не возглавлял комиссию по подготовке и проведению торгов (т. 3 л.д. 68-80).

В судебное заседание лица, участвующие в деле, при надлежащем извещении не явились, о причине неявки не сообщили, ходатайств об отложении разбирательства не заявляли, в связи с чем судья областного суда на основании ч. 2 ст. 25.1, п.п. 2, 4 ч. 2 ст.30.6 КоАП РФ признал возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, проверив обоснованность доводов жалобы, выслушав защитника ФИО1 по доверенности ФИО3, поддержавшую жалобу по изложенным в ней доводам, прихожу к следующим выводам.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров.

В соответствии с ч. 9 ст. 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в ч.ч. 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований. Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, после утверждения в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи схем размещения рекламных конструкций проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах (ч. 5.1 ст. 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе»).

Решением Тверской городской Думы от 27 июля 2004 года № 66 утверждены Правила распространения наружной рекламы в г. Твери (далее – Правила), согласно п. 4.2.3 которых торги проводятся в форме открытого аукциона на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Организатором торгов является администрация г. Твери.

Из п. 4.2.4 Правил для проведения торгов создается комиссия по подготовке и проведению открытого конкурса на право заключения договора. Решение о создании Комиссии по торгам и ее состав утверждаются правовым актом администрации г. Твери.

Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в муниципальной собственности или на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, проводятся администрацией г. Твери только в отношении рекламных конструкций, указанных в схеме размещения рекламных конструкций (п. 4.2.7 Правил).

Постановлением администрации г. Твери от 29 октября 2013 года № 1332 на территории г. Твери утверждена Схема размещения рекламных конструкций (1-я очередь) и сборник типовых рекламных и информационных конструкций г. Твери. Указанная Схема признана надлежащей вступившими в законную силу решениями Центрального районного суда г. Твери от 03 октября 2014 года по делу № 2-3487/2014 и Арбитражного суда Тверской области от 07 декабря 2015 года № А66-11419/2015.

В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных ч. 7 ст. 14.32 настоящего Кодекса, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, администрация г. Твери в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не проводила торги на право заключения договоров на земельных участках, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности г. Твери, по действующей Схеме размещения рекламных конструкций.

Действовавшая с 2014 года Схема размещения рекламных конструкций предусматривала, что в отношении 140 мест размещения рекламных конструкций имелась возможность проведения торгов.

Согласно письма администрации г. Твери от 28 декабря 2018 года № 01/7797-и проведение торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности г. Твери, осуществляется в соответствии с Положением о порядке проведения торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности г. Твери, утвержденным постановлением администрации г. Твери от 26 августа 2013 года № 1016.

В соответствии с п. 1.9 указанного Положения организатором торгов выступает администрация г. Твери в лице департамента потребительского рынка и рекламы администрации г. Твери и управления муниципального заказа администрации г. Твери.

Из п. 1.10.1 Положения следует, что департамент потребительского рынка и рекламы администрации г. Твери формирует лоты и определяет форму проведения торгов; утверждает конкурсную (аукционную) документацию; предоставляет в управление муниципального заказа администрации г. Твери характеристику объекта, выставленного на торги, требования к техническому обслуживанию, начальный размер платы за предмет торгов, размер задатка и реквизиты для его перечисления, проект договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, заключаемого по результатам торгов, информацию по обеспечительному взносу; осуществляет иные функции организационного характера, связанные с проведением торгов и предусмотренные Положением.

Постановлением администрации г. Твери от 08 августа 2014 года № 905 создан департамент потребительского рынка и рекламы администрации г. Твери. Согласно п. 3.2.12 названного Положения, Департамент осуществлял функции организатора торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в случае ее размещения на земельных участках, зданиях или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности.

Согласно п. 5.1 Положения о Департаменте, его возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Главой администрации г. Твери в соответствии с трудовым законодательством о муниципальной службе.

В соответствии с распоряжением администрации г. Твери от ДД.ММ.ГГГГ «О приеме работника на работу» ФИО1 назначен на должность начальника департамента потребительского рынка и рекламы администрации г. Твери с ДД.ММ.ГГГГ и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (дата увольнения) исполнял обязанности начальника Департамента.

В соответствии с п.п. 1.2, 2.1, 2.7.11 должностной инструкции начальника Департамента, утвержденной распоряжением администрации г. Твери от 09 января 2017 года № 2-к, начальник Департамента организует и руководит работой Департамента в соответствии с Положением, обеспечивает выполнение текущих и перспективных планов работы и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент задач и функций; обладает правой найма и увольнения работников Департамента; организует работу по осуществлению функций организатора торгов на право заключения договора и эксплуатацию рекламных конструкций на территории г. Твери.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, когда не проводились торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности г. Твери, организационно-распорядительные функции Департамента выполнял начальник Департамента ФИО1, являющийся должностным лицом.

Как следствие выявленных нарушений, 26 февраля 2019 года начальником отдела контроля органов власти УФАС по Тверской области ФИО4 в отношении исполняющего обязанности начальника департамента потребительского рынка и рекламы администрации города Твери ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ (т. 2 л.д. 112-114).

Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ исполняющий обязанности начальника департамента потребительского рынка и рекламы администрации города Твери ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию.

Проверяя законность и обоснованность постановления заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, судья Центрального районного суда г. Твери в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ проверил дело об административном правонарушении в полном объеме, и пришел к выводу о наличии в действиях исполняющий обязанности начальника департамента потребительского рынка и рекламы администрации города Твери ФИО1 состава вмененного административного правонарушения.

Оснований не согласиться с выводами судьи районного суда не имеется.

Фактические обстоятельства дела и виновность исполняющего обязанности начальника департамента потребительского рынка и рекламы администрации города Твери ФИО1 в совершении вмененного административного правонарушения в полном объеме подтверждаются собранными по делу доказательствами, а именно: письмом Министра строительства Тверской области от 31 мая 2016 года № 2505-01А (т. 1 л.д. 21); выпиской из протокола заседания экспертного совета при Правительстве Тверской области по предварительному рассмотрению схем размещения рекламных конструкций от 26 мая 2016 года (т. 1 л.д. 22-29); письмом и.о. Министра строительства Тверской области от 12 июля 2016 года № 3239-01А (т. 1 л.д. 31-32); заявлением Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Тверской области от 17 февраля 2016 года № 66 о нарушении антимонопольного законодательства (т. 1 л.д. 106-109); письмом Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области от 30 марта 2019 года № 2298-01А (т. 1 л.д. 132); постановлением администрации г. Твери от 29 октября 2013 года № 1332 «Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций (1-я очередь) и сборника типовых рекламных и информационных конструкций города Твери» (т. 1 л.д. 133 оборот); постановлением администрации г. Твери от 26 марта 2014 года № 352 «О внесении изменений в схему размещения рекламных конструкций (1-я очередь) на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектом Российской Федерации или муниципальной собственности муниципального образования город Тверь, утвержденную постановлением администрации города Твери от 29 октября 2013 года № 1332» (т. 1 л.д. 135 оборот); предупреждением УФАС по Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 140-143); приказом руководителя УФАС по Тверской области от 10 ноября 2017 года № 144 (т. 1 л.д. 144); жалобой представителя ООО «<данные изъяты>» от 27 июля 2015 года (т. 1 л.д. 158); решением комиссии УФАС по Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 184-187); предписанием УФАС по Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 188); определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 196-197); должностной инструкцией начальника Департамента потребительского рынка и рекламы администрации г. Твери (т. 2 л.д. 10-14); распоряжением о приеме работника на работу от ДД.ММ.ГГГГ (т. 2 л.д. 16); приказом Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области от 20 сентября 2017 года № 112 (О создании рабочей группы по разработке схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования город Тверь» (т. 2 л.д. 139-140); решением Центрального районного суда г. Твери от 03 октября 2014 года (т. 2 л.д. 224-230); решением Арбитражного суда Тверской области от 29 июня 2018 года по делу № А66-6497/2018 (т. 2 л.д. 231-240); постановлением Четырнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 08 ноября 2018 года (т. 2 л.д. 241-250); протоколом об административном правонарушении от 26 февраля 2019 года (т. 2 л.д. 112-114), а также иными материалами дела, которым дана надлежащая правовая оценка, основанная на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Приведенные доказательства последовательны, непротиворечивы, согласуются между собой и с другими доказательствами, получены с соблюдением процессуальных требований и обоснованно признаны судьей районного суда достоверными относительно события правонарушения.

Вопреки доводам жалобы в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований ст. 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, юридическое лицо, его совершившее, виновность указанного лица, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах выводы судьи районного суда о наличии в действиях начальника департамента потребительского рынка и рекламы администрации города Твери ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, являются правильными.

Доказательств, подтверждающих принятие начальником департамента потребительского рынка и рекламы администрации города Твери ФИО1 всех зависящих от него достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению заявителем установленных законодательством обязанностей, в материалы дела не представлено.

Доводы жалобы заявителя уже являлись предметом рассмотрения судьей районного суда и обоснованно опровергнуты как несостоятельные, не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного постановления.

Вопреки доводам жалобы законность привлечения начальника департамента потребительского рынка и рекламы администрации города Твери ФИО1 в судебном порядке проверена с подробным изложением норм действующего законодательства и сомнений не вызывает.

Доводы жалобы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления должностного лица и решения судьи районного суда, поскольку направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судьей районного суда при рассмотрении дела об административном правонарушении, и получили надлежащую правовую оценку, соответствующую требованиям ст. 26.11 КоАП РФ, и отвергнуты по основаниям, приведенным в судебном решении вынесенного по настоящему делу.

Постановление должностного лица мотивированно, отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, является законным и обоснованным, оснований не согласиться с ним не имеется.

Административное наказание назначено начальнику департамента потребительского рынка и рекламы администрации города Твери ФИО1 в минимальных пределах санкции ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, назначенное наказание является справедливым и соответствует целям административного наказания.

Порядок и срок давности привлечения начальника департамента потребительского рынка и рекламы администрации города Твери ФИО1 к административной ответственности не нарушены.

Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих отмену постановления должностного лица и решение судьи городского суда, при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Центрального районного суда г. Твери от 17 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении исполняющего обязанности начальника департамента потребительского рынка и рекламы администрации города Твери ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Судья В.В. Колпиков