Дело № 21-293/2019 судья Сельхова О.Е.
РЕШЕНИЕ
12 августа 2019 года город Тверь
Судья Тверского областного суда Колпиков В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области ФИО2 от 15 марта 2019 года № 04-5/1-8-2018, решение судьи Центрального районного суда г. Твери от 17 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении исполняющего обязанности начальника департамента потребительского рынка и рекламы администрации города Твери ФИО1,
установил:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области ФИО2 от 15 марта 2019 года № 04-5/1-8-2018 исполняющий обязанности начальника департамента потребительского рынка и рекламы администрации города Твери ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей (т. 1 л.д. 14-16).
Решением судьи Центрального районного суда г. Твери от 17 июня 2019 года постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области ФИО2 от 15 марта 2019 года № 04-5/1-8-2018 оставлено без изменения, жалоба ФИО1 – без удовлетворения (т. 3 л.д. 49-64).
В жалобе, поданной в Тверской областной суд, заявитель ФИО1 выражает несогласие с постановлением должностного лица и решением судьи, просит их отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить. В обоснование доводов жалобы указывает, что схема размещения рекламных конструкций № 1332 не могла применяться, поскольку были введены изменения в ГОСТ 52044-2003. Департамент потребительского рынка и рекламы администрации города Твери неоднократно обращался в Правительство Тверской области с вопросом согласования новой схемы, однако в согласовании схемы было отказано. Довод должностного лица о том, что схема № 1332 была проверена судом, является необоснованным, поскольку решение суда было вынесено до введения изменений в ГОСТ 52044-2003. У ФИО1 отсутствовали полномочия на внесение изменений в схему, т.к. Законом Тверской области от 29 декабря 2016 года № 89-ЗО «О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области и органами государственной власти Тверской области» были перераспределены соответствующие полномочия. Проведение торгов, предметом которых являлись бы несоответствующие требованиям ГОСТ рекламные конструкции, привело бы к их отмене. В период с 01 января 2017 года по 27 октября 2017 года отсутствовал уполномоченный орган Тверской области, реализующий полномочия по выдаче разрешений на размещение рекламных конструкций. ФИО1 не возглавлял комиссию по подготовке и проведению торгов (т. 3 л.д. 68-80).
В судебное заседание лица, участвующие в деле, при надлежащем извещении не явились, о причине неявки не сообщили, ходатайств об отложении разбирательства не заявляли, в связи с чем судья областного суда на основании ч. 2 ст. 25.1, п.п. 2, 4 ч. 2 ст.30.6 КоАП РФ признал возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, проверив обоснованность доводов жалобы, выслушав защитника ФИО1 по доверенности ФИО3, поддержавшую жалобу по изложенным в ней доводам, прихожу к следующим выводам.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров.
В соответствии с ч. 9 ст. 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в ч.ч. 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований. Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, после утверждения в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи схем размещения рекламных конструкций проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах (ч. 5.1 ст. 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе»).
Решением Тверской городской Думы от 27 июля 2004 года № 66 утверждены Правила распространения наружной рекламы в г. Твери (далее – Правила), согласно п. 4.2.3 которых торги проводятся в форме открытого аукциона на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Организатором торгов является администрация г. Твери.
Из п. 4.2.4 Правил для проведения торгов создается комиссия по подготовке и проведению открытого конкурса на право заключения договора. Решение о создании Комиссии по торгам и ее состав утверждаются правовым актом администрации г. Твери.
Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в муниципальной собственности или на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, проводятся администрацией г. Твери только в отношении рекламных конструкций, указанных в схеме размещения рекламных конструкций (п. 4.2.7 Правил).
Постановлением администрации г. Твери от 29 октября 2013 года № 1332 на территории г. Твери утверждена Схема размещения рекламных конструкций (1-я очередь) и сборник типовых рекламных и информационных конструкций г. Твери. Указанная Схема признана надлежащей вступившими в законную силу решениями Центрального районного суда г. Твери от 03 октября 2014 года по делу № 2-3487/2014 и Арбитражного суда Тверской области от 07 декабря 2015 года № А66-11419/2015.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных ч. 7 ст. 14.32 настоящего Кодекса, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, администрация г. Твери в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не проводила торги на право заключения договоров на земельных участках, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности г. Твери, по действующей Схеме размещения рекламных конструкций.
Действовавшая с 2014 года Схема размещения рекламных конструкций предусматривала, что в отношении 140 мест размещения рекламных конструкций имелась возможность проведения торгов.
Согласно письма администрации г. Твери от 28 декабря 2018 года № 01/7797-и проведение торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности г. Твери, осуществляется в соответствии с Положением о порядке проведения торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности г. Твери, утвержденным постановлением администрации г. Твери от 26 августа 2013 года № 1016.
В соответствии с п. 1.9 указанного Положения организатором торгов выступает администрация г. Твери в лице департамента потребительского рынка и рекламы администрации г. Твери и управления муниципального заказа администрации г. Твери.
Из п. 1.10.1 Положения следует, что департамент потребительского рынка и рекламы администрации г. Твери формирует лоты и определяет форму проведения торгов; утверждает конкурсную (аукционную) документацию; предоставляет в управление муниципального заказа администрации г. Твери характеристику объекта, выставленного на торги, требования к техническому обслуживанию, начальный размер платы за предмет торгов, размер задатка и реквизиты для его перечисления, проект договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, заключаемого по результатам торгов, информацию по обеспечительному взносу; осуществляет иные функции организационного характера, связанные с проведением торгов и предусмотренные Положением.
Постановлением администрации г. Твери от 08 августа 2014 года № 905 создан департамент потребительского рынка и рекламы администрации г. Твери. Согласно п. 3.2.12 названного Положения, Департамент осуществлял функции организатора торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в случае ее размещения на земельных участках, зданиях или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности.
Согласно п. 5.1 Положения о Департаменте, его возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Главой администрации г. Твери в соответствии с трудовым законодательством о муниципальной службе.
В соответствии с распоряжением администрации г. Твери от ДД.ММ.ГГГГ№ «О приеме работника на работу» ФИО1 назначен на должность начальника департамента потребительского рынка и рекламы администрации г. Твери с ДД.ММ.ГГГГ и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (дата увольнения) исполнял обязанности начальника Департамента.
В соответствии с п.п. 1.2, 2.1, 2.7.11 должностной инструкции начальника Департамента, утвержденной распоряжением администрации г. Твери от 09 января 2017 года № 2-к, начальник Департамента организует и руководит работой Департамента в соответствии с Положением, обеспечивает выполнение текущих и перспективных планов работы и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент задач и функций; обладает правой найма и увольнения работников Департамента; организует работу по осуществлению функций организатора торгов на право заключения договора и эксплуатацию рекламных конструкций на территории г. Твери.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, когда не проводились торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности г. Твери, организационно-распорядительные функции Департамента выполнял начальник Департамента ФИО1, являющийся должностным лицом.
Как следствие выявленных нарушений, 26 февраля 2019 года начальником отдела контроля органов власти УФАС по Тверской области ФИО4 в отношении исполняющего обязанности начальника департамента потребительского рынка и рекламы администрации города Твери ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ (т. 2 л.д. 112-114).
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ№ исполняющий обязанности начальника департамента потребительского рынка и рекламы администрации города Твери ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию.
Проверяя законность и обоснованность постановления заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ№, судья Центрального районного суда г. Твери в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ проверил дело об административном правонарушении в полном объеме, и пришел к выводу о наличии в действиях исполняющий обязанности начальника департамента потребительского рынка и рекламы администрации города Твери ФИО1 состава вмененного административного правонарушения.
Оснований не согласиться с выводами судьи районного суда не имеется.
Фактические обстоятельства дела и виновность исполняющего обязанности начальника департамента потребительского рынка и рекламы администрации города Твери ФИО1 в совершении вмененного административного правонарушения в полном объеме подтверждаются собранными по делу доказательствами, а именно: письмом Министра строительства Тверской области от 31 мая 2016 года № 2505-01А (т. 1 л.д. 21); выпиской из протокола заседания экспертного совета при Правительстве Тверской области по предварительному рассмотрению схем размещения рекламных конструкций от 26 мая 2016 года (т. 1 л.д. 22-29); письмом и.о. Министра строительства Тверской области от 12 июля 2016 года № 3239-01А (т. 1 л.д. 31-32); заявлением Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Тверской области от 17 февраля 2016 года № 66 о нарушении антимонопольного законодательства (т. 1 л.д. 106-109); письмом Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области от 30 марта 2019 года № 2298-01А (т. 1 л.д. 132); постановлением администрации г. Твери от 29 октября 2013 года № 1332 «Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций (1-я очередь) и сборника типовых рекламных и информационных конструкций города Твери» (т. 1 л.д. 133 оборот); постановлением администрации г. Твери от 26 марта 2014 года № 352 «О внесении изменений в схему размещения рекламных конструкций (1-я очередь) на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектом Российской Федерации или муниципальной собственности муниципального образования город Тверь, утвержденную постановлением администрации города Твери от 29 октября 2013 года № 1332» (т. 1 л.д. 135 оборот); предупреждением УФАС по Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ№ (т. 1 л.д. 140-143); приказом руководителя УФАС по Тверской области от 10 ноября 2017 года № 144 (т. 1 л.д. 144); жалобой представителя ООО «<данные изъяты>» от 27 июля 2015 года (т. 1 л.д. 158); решением комиссии УФАС по Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ№ (т. 1 л.д. 184-187); предписанием УФАС по Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ№ (т. 1 л.д. 188); определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ДД.ММ.ГГГГ№ (т. 1 л.д. 196-197); должностной инструкцией начальника Департамента потребительского рынка и рекламы администрации г. Твери (т. 2 л.д. 10-14); распоряжением о приеме работника на работу от ДД.ММ.ГГГГ№ (т. 2 л.д. 16); приказом Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области от 20 сентября 2017 года № 112 (О создании рабочей группы по разработке схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования город Тверь» (т. 2 л.д. 139-140); решением Центрального районного суда г. Твери от 03 октября 2014 года (т. 2 л.д. 224-230); решением Арбитражного суда Тверской области от 29 июня 2018 года по делу № А66-6497/2018 (т. 2 л.д. 231-240); постановлением Четырнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 08 ноября 2018 года (т. 2 л.д. 241-250); протоколом об административном правонарушении от 26 февраля 2019 года (т. 2 л.д. 112-114), а также иными материалами дела, которым дана надлежащая правовая оценка, основанная на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Приведенные доказательства последовательны, непротиворечивы, согласуются между собой и с другими доказательствами, получены с соблюдением процессуальных требований и обоснованно признаны судьей районного суда достоверными относительно события правонарушения.
Вопреки доводам жалобы в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований ст. 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, юридическое лицо, его совершившее, виновность указанного лица, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах выводы судьи районного суда о наличии в действиях начальника департамента потребительского рынка и рекламы администрации города Твери ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, являются правильными.
Доказательств, подтверждающих принятие начальником департамента потребительского рынка и рекламы администрации города Твери ФИО1 всех зависящих от него достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению заявителем установленных законодательством обязанностей, в материалы дела не представлено.
Доводы жалобы заявителя уже являлись предметом рассмотрения судьей районного суда и обоснованно опровергнуты как несостоятельные, не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного постановления.
Вопреки доводам жалобы законность привлечения начальника департамента потребительского рынка и рекламы администрации города Твери ФИО1 в судебном порядке проверена с подробным изложением норм действующего законодательства и сомнений не вызывает.
Доводы жалобы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления должностного лица и решения судьи районного суда, поскольку направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судьей районного суда при рассмотрении дела об административном правонарушении, и получили надлежащую правовую оценку, соответствующую требованиям ст. 26.11 КоАП РФ, и отвергнуты по основаниям, приведенным в судебном решении вынесенного по настоящему делу.
Постановление должностного лица мотивированно, отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, является законным и обоснованным, оснований не согласиться с ним не имеется.
Административное наказание назначено начальнику департамента потребительского рынка и рекламы администрации города Твери ФИО1 в минимальных пределах санкции ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, назначенное наказание является справедливым и соответствует целям административного наказания.
Порядок и срок давности привлечения начальника департамента потребительского рынка и рекламы администрации города Твери ФИО1 к административной ответственности не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих отмену постановления должностного лица и решение судьи городского суда, при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ№, решение судьи Центрального районного суда г. Твери от 17 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении исполняющего обязанности начальника департамента потребительского рынка и рекламы администрации города Твери ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Судья В.В. Колпиков