№ 21-293/2019
решение
г. Иркутск 29 мая 2019 г.
Судья Иркутского областного суда Карнышов А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО «Сибирьлес» Ващенко В.А. на постановление начальника ОВМ ОМВД России по Тайшетскому району от 6 июня 2018 г. и решение судьи Тайшетского городского суда Иркутской области от 20 августа 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Сибирьлес»,
установил:
Постановлением № 015897 начальника ОВМ ОМВД России по Тайшетскому району от 6 июня 2018 г. ООО «Сибирьлес» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере четырехсот тысяч рублей.
Решением судьи Тайшетского городского суда Иркутской области от 20 августа 2018 г. постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба защитника Ващенко В.А. – без изменения.
В жалобе, поданной в Иркутский областной суд, защитник Ващенко В.А. просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, производство по делу прекратить.
Законный представитель ООО «Сибирьлес», в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения Иркутским областным судом жалобы, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявил, в связи с чем считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие названного лица.
Проверив с учетом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, заслушав в судебном заседании защитника Ващенко В.А., поддержавшего жалобу, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Согласно положениям Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» следует, что необходимыми элементами единой системы миграционного учета являются постановка иностранных граждан на учет и снятие их с учета по месту пребывания, предполагающие возложение определенных обязанностей как на иностранного гражданина, так и на принимающую его сторону.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации, - это гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится).
В силу статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (часть 1), а также возможность свободно выезжать за пределы Российской Федерации (часть 2). Соответственно, на государство возлагается обязанность определить порядок пользования названными правами, исполняя которую федеральный законодатель в рамках предоставленных Конституцией Российской Федерации полномочий вправе осуществлять правовое регулирование порядка пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан, включая основания и условия их миграционного учета, что согласуется с Декларацией о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (принята 13 декабря 1985 г. Генеральной Ассамблеей ООН), предусматривающей, что провозглашенные в ней права не должны толковаться как ограничивающие право любого государства принимать законы и правила, касающиеся въезда иностранцев и условий их пребывания (пункт 1 статьи 2).
В соответствии с Федеральным законом "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции (преамбула).
Необходимыми элементами единой системы миграционного учета являются постановка иностранных граждан на учет и снятие их с учета по месту пребывания, предполагающие возложение определенных обязанностей как на иностранного гражданина, так и на принимающую его сторону (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июля 2010 г. N 934-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы некоммерческого частного учреждения "Национальная информационная система паспортизации специалистов "RU PASS" на нарушение конституционных прав и свобод статьями 22 и 23 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" и статьей 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
В силу части 1 статьи 22 Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания, представляемых в соответствии с данной статьей.
В пункте 2 части 2 статьи 22 Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ указано, что для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания принимающая сторона с соблюдением сроков, установленных частями 3 и 3.1 статьи 20 данного Федерального закона, представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением или с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи (в случае, предусмотренном частью 10 указанной статьи), за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4 названной статьи.
Неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 29 января 2018 г. в 16 часов 00 мин. в отделе по вопросам миграции ОМВД России по Тайшетскому району по адресу: <адрес изъят>, в ходе проверки информации, поступившей от ОГИБДД ОМВД России по Тайшетскому району, по факту ДТП с участием иностранного гражданина – гражданина КНР ФИО4, а также сведений ППО «Территория», АС ЦБДУИГ выявлено событие административного правонарушения, совершенное ООО «Сибирьлес», а именно, ООО «Сибирьлес» в срок до 14 декабря 2017 г., т.е. не позднее 7 рабочих дней со дня прибытия гражданина КНР ФИО5, Дата изъята г.р., паспорт Номер изъят, выданный Дата изъята г. властями КНР, не представило в орган миграционного учета уведомление о его прибытии в место пребывания для постановки на миграционный учет, тем самым нарушив требования пункта 2 части 2 статьи 20, пункта 2 части 2 статьи 22 Федерального закона от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
Гражданин КНР ФИО6, Дата изъята г.р., въехал в Российскую Федерацию 6 декабря 2017 г. через КПП Иркутск (авиа) по однократной коммерческой визе, приглашающая сторона ООО «Сибирьлес» г. Иркутск. В этот же день, 6 декабря 2017 г., согласно сведениям ПТК «Розыск-Магистраль» выехал железнодорожным транспортом из г. Иркутска в г. Тайшет. С момента прибытия на территорию Тайшетского района приглашающая (принимающая) сторона, ООО «Сибирьлес», расположенная по адресу: Иркутская область, Тайшетский район, р.п. Юрты, ул. бульварная, 17А-1Н, на миграционный учет по месту пребывания гражданина КНР ФИО7 не поставила.
Постановлением № 015897 начальника ОВМ ОМВД России по Тайшетскому району от 6 июня 2018 г. Общество с ограниченной ответственностью «Сибирьлес» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рассматривая жалобу защитников Ващенко В.А. и Цариева А.Л. на указанное постановление должностного лица, судья Тайшетского городского суда Иркутской области пришел к выводу, что нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих отмену постановления должностного лица, по делу не имеется.
С названным решением судьи городского суда нельзя согласиться по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 18.9 указанного Кодекса, рассматривают органы внутренних дел (полиция).
В части первой статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закреплено общее правило, в соответствии с которым дело рассматривается по месту совершения правонарушения. Местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер, - место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.
При определении территориальной подведомственности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации. Вместе с тем подведомственность дел об административных правонарушениях, возбужденных в отношении юридических лиц по результатам проверки их филиалов, определяется местом нахождения филиалов, в деятельности которых соответствующие нарушения были выявлены и должны быть устранены.
Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц (статья 54 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как следует из протокола об административном правонарушении и постановления № 015897 по делу об административном правонарушении, должностным лицом полиции привлекается к административной ответственности юридическое лицо, ООО «Сибирьлес», которому вменяется в вину совершение административного правонарушения в форме бездействия, выразившееся в непредставлении в орган миграционного учета в срок до 14 декабря 2017 г., т.е. не позднее 7 рабочих дней со дня прибытия гражданина КНР ФИО8, уведомления о его прибытии в место пребывания для постановки на миграционный учет (л.д. 1-3, 4-6 дела об административном правонарушении).
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц адрес (место нахождения) Общества с ограниченной ответственностью «Сибирьлес»: <...> (л.д. 24-35).
В жалобе на постановление должностного лица, поданной защитником Цариевым А.Л. в Тайшетский городской суд Иркутской области, приводился довод о нарушении правил подведомственности при привлечении ООО «Сибирьлес» к административной ответственности. К жалобе прилагалась выписка из ЕГРЮЛ, полученная с сайта ФНС России 19 августа 2018 г. (л.д. 24-35).
Разрешая довод жалобы о вынесении постановления с нарушением правил подведомственности, судья городского суда пришел к выводу, что данный довод не содержит правовых аргументов, опровергающих вывод должностного лица о совершении указанного правонарушения юридическим лицом, ООО «Сибирьлес», и о виновности Общества в правонарушении. Названное суждение судьи, по сути, содержит вывод о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, а не оценку доводу жалобы о нарушении должностным лицом полиции правил подведомственности при рассмотрении дела об административном правонарушении. При этом сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ об адресе (месте нахождения) Общества с ограниченной ответственностью «Сибирьлес», судьей городского суда проигнорированы и не получили оценки в судебном решении.
Неразрешение судьей Тайшетского городского суда Иркутской области вопроса о соблюдении подведомственности при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении является существенным процессуальным нарушением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которое не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствие с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, правомочному рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи Тайшетского городского суда Иркутской области от 20 августа 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Сибирьлес», подлежит отмене, а дело – возвращению в Тайшетский городской суд Иркутской области на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении судье надлежит устранить допущенные нарушения, обеспечить всестороннее, полное и объективное выяснение всех обстоятельств дела, обеспечить возможность представления доказательств участниками процесса, исследовать имеющиеся и вновь представленные доказательства с учетом доводов жалобы, принять законное и обоснованное решение в установленный законом срок.
В связи с отменой решения судьи Тайшетского городского суда Иркутской области по процессуальным основаниям, суд не входит в обсуждение иных доводов жалобы, так как они подлежат проверке судьей городского суда при новом рассмотрении дела по существу.
Руководствуясь статьями 30.6 – 30.8, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,
решил:
Жалобу защитника ООО «Сибирьлес» Ващенко В.А. удовлетворить частично.
Решение судьи Тайшетского городского суда Иркутской области от 20 августа 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Сибирьлес» отменить.
Дело об административном правонарушении в отношении ООО «Сибирьлес» возвратить на новое рассмотрение в Тайшетский городской суд Иркутской области.
Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано и опротестовано председателю Иркутского областного суда.
Судья А.И. Карнышов