ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-293/20 от 29.06.2020 Тюменского областного суда (Тюменская область)

Дело №21-293/2020

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Тюмень 29 июня 2020 года

Судья Тюменского областного суда Колоскова С.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью «У.» на решение судьи Тобольского районного суда Тюменской области от 12 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

Постановлением заместителя начальника Тобольского межрайонного отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Управления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Тюменской области А.А.М. от 15 15 октября 2019 года №670 юридическое лицо - общество с ограниченной ответственностью «У.» (далее по тексту также – ООО «У.», Общество) привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту также – КоАП РФ), назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ООО «У.» обратилось в суд с жалобой, в которой просило постановление отменить, указывая, что акт осмотра от 06 сентября 2019 года является недопустимым доказательством, поскольку юридическое лицо не было извещено о времени и месте освидетельствования рубок, в решении заместителя Тобольского межрайонного прокурора от 30 августа 2019 года не были указаны мероприятия проверки юридического лица, время и место проведения, а также не привлекались понятые и не велась видеосъемка, копия протокола осмотра не направлялась в адрес Общества. В акте осмотра не указаны измерительные приборы, которые использованы для измерения площади складирования порубочных остатков штабелей заготовки древесины, ширина полос минерализированной поверхности расстояний от стен леса. Координаты в акте осмотра были установлены на основании показаний навигатора GARMIN GPS шар 60Scx (серийный номер 118421410) без указания официально утвержденной системы координат, в которой они установлены. Учитывая отсутствие в материалах дела об административном правонарушении сертификатов, лицензий, иных документов, подтверждающих исправность и надежность, проведение поверки данного навигатора, который использовался для установления координат местоположений при осмотре лесного участка, полагает, что указанные в акте осмотра от 06 сентября 2019 года координаты и площадь не являются фактическими. Кроме того, указывает, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 16 сентября 2019 года составлено через 10 дней после осмотра. Протокол осмотра места совершения административного правонарушения не составлялся, понятые и представитель юридического лица не участвовали, для проведения осмотра не приглашались. В ходе выездной проверки, проведенной 08 октября 2019 года с участием представителя Тобольского лесничества государственное казенное учреждение Тюменской области «Тюменское Управление лесами» (далее по тесту - ГКУ ТО «Тюменьлес»), указанные правонарушения не подтвердились. Контрольных мероприятий по изучению состава вала, классифицированного в акте осмотра от 16 сентября 2019 года как вал порубочных остатков, включающих верхний слой почвы (вскрышку), выкорчеванные пни срубленных деревьев, порубочные остатки, неликвидную древесину, как и измерений, не проводилось. На месте рубки в соответствии с техническим проектом на разработку и рекультивацию участка недр к лицензии ТЮМ80602 ТЭ с целью строительства карьера осуществлена корчевка пней срубленных деревьев с их перемещением бульдозером в составе вскрышных пород, а также порубочных остатков для перегнивания и дальнейшего использования при рекультивации земель, нарушаемых при добыче песка. Захоронение порубочных остатков и выкорчеванных пней в составе вскрышных пород в выделе 10 квартала 40 Тобольского участкового лесничества является частью технологии, связанной с добычей полезных ископаемых. Считает, что по результатам однократного одномоментного осмотра лесного участка во время проведения рубок установление нарушения п.п. б п. 17 Правил пожарной безопасности в лесах невозможно. В момент проведения проверки рубка лесных насаждений не была завершена, работы выполнялись в соответствии с договором подряда от 02 июля 2018 года № 07/2018 подрядной организацией ООО «Западно - Сибирская Строительная компания». В соответствии с лесной декларацией от 27 декабря 2018 года срок рубки лесных насаждений – с 09 января 2019 года по 31 декабря 2019 года. Одновременно и поэтапно с процессом рубки производится очистка лесного участка от порубочных остатков. Одномоментная фиксация порубочных остатков в конкретном месте сама по себе в отсутствие других доказательств не может указывать на нарушение юридическим лицом Правил пожарной безопасности.

Решением судьи Тобольского районного суда Тюменской области от 12 мая 2020 года постановление должностного лица по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «У.» оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.

Не соглашаясь с данным решением, ООО «У.» в жалобе в вышестоящий суд, поданной директором указанного общества Х.И.Ю. просит решение судьи и постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях Общества состава административного правонарушения. Указывает, что в акте 06 сентября 2019 года не указаны обстоятельства для установления вины ООО «У.», в связи с этим полагает, что Обществом не нарушены правила пожарной безопасности. Кроме того, считает, что вина Общества, связанная с нарушением требований подпункта «б» пункта 17 Правил пожарной безопасности в лесах, может быть установлена только при условии, что договором аренды лесного участка разрешена только заготовка древесины, и при освоении лесов будут исключительно выполняться лесосечные работы. Обращает внимание, что квартал 40 выдел 10 Тобольского участкового лесничества в лесной декларации от 27 декабря 2018 года заявлен как территория, где в период с 08 января 2019 года по 31 декабря 2019 года при освоении лесов согласно проекту освоения лесов от 21 сентября 2017 года и видам использовании лесов, установленным пунктом 4 договора аренды от 10 августа 2017 №81-43/29-17, будут выполняться следующие виды работ: лесосечные работы - рубка лесных насаждений при заготовке древесины на лесном участке, предоставленном для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых; создание на месте рубки объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры - строительство карьера на лесном участке необходимо для обеспечения добычи песка на участке недр местного значения «М.»; земляные работы - работы по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых: добыча полезных ископаемых на участке недр местного значения «М.». Настаивает на том, что акт осмотра от 06 сентября 2019 года является недопустимым доказательством. Считает, что данные, указанные в нем, не доказывают, что порубочные остатки в захоронении уложены в кучи или валы, и их ширина не соответствует требованиям подпункта «б» пункта 17 Правил пожарной безопасности в лесах. Кроме того, в акте осмотра не указан приказ Департамента лесного комплекса Тюменской области о проведении проверочных мероприятий при осуществлении лесной охраны, либо распоряжение Департамента лесного комплекса Тюменской области об осмотре мест рубок. В акте осмотра отсутствует подпись помощника прокурора, а также отсутствуют другие доказательства участия представителя прокуратуры в осмотре. Также утверждает, что Общество не было извещено о точном времени и месте осмотра мест рубок, вследствие чего представитель Общества был лишен возможности принять участие в составлении Акта осмотра. При составлении акта осмотра от 06 сентября 2019 года не привлекались понятые, не велась видеозапись. Копия протокола Осмотра не направлялась в адрес Общества.

Проверив материалы дела по жалобе в порядке части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также - КоАП РФ) в полном объеме, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения директора ООО «У.» Х.И.Ю. настаивавшего на доводах жалобы, заключение прокурора С.К.В. полагавшего решение судьи районного суда законным и обоснованным, а доводы жалобы не подлежащими удовлетворению, не нахожу оснований для отмены решения судьи районного суда.

В соответствии с частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Пунктом 17 Правил пожарной безопасности предусмотрено, что в лесах, при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются: а) весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время; б) укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ; в) завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона.

Как следует из материалов дела и правильно установлено судьёй районного суда, 14 июля 2017 года ООО «У.» получена лицензия на разведку и добычу песка на участке недр местного значения: «М.» в <.......>

Договором аренды лесного участка № 81-43/29-17 от 10 августа 2017 года, заключенным между Департаментом лесного комплекса Тюменской области и ООО «У.», данному юридическому лицу передан лесной участок, расположенный <.......> 39 (выделы 37 (1, 4-7, 9, 24), квартал 40 (выделы 35 (7-10, 23, 28), площадью 20,882 га. Срок договора составляет 11 лет 10 месяцев. Лесной участок передан в целях использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, заготовки древесины с установленным, объемом изъятия древесины 2,4438 тысяч куб.м. В соответствии с указанным договором, арендатор обязан осуществлять установленный настоящим договором вид использования лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации, проектом освоения лесов и лесной декларацией (подпункт «ж» п.12).

Проектом освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду ООО «У.», при использовании лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых и заготовки древесины, захоронение порубочных остатков не предусмотрено.

В соответствии с требованиями ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки (пункт 2). Решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки (пункт 3).

Решение о проведении прокурорской проверки в отношении ООО «У.» на предмет соблюдения федерального законодательства было принято Тобольской межрайонной прокуратурой 30 августа 2019 года на основании информации, направленной 19 августа 2019 года, по результатам публикации 12 августа 2019 года на сайте российского информационного агентства «Ura.ru» информации под заголовком «Тюменские власти рассказали, как под Тобольском исчез целый лес». Пунктом 7 решения от 30 августа 2019 года проведение проверки было поручено помощнику Тобольского межрайонного прокурора Б.В.И. В тот же день Тобольской межрайонной прокуратурой был направлен запрос директору ГКУ ТО «Т.» об осмотре мест проведения рубок лесных насаждений ООО «У.».

С решением о проведении прокурорской проверки в отношении ООО «У.» директор ООО «У.» Х.И.Ю. был ознакомлен 03 сентября 2019 года.

Из сообщения ГКУ ТО «Т.» от 10 сентября 2019 года № 1676 в адрес Тобольской межрайонной прокуратуры следует, что на основании соответствующего запроса участковыми лесничими Тобольского лесничества Л.Е.С.. и Ю.М.М. совместно с помощником Тобольского межрайонного прокурора Б.В.И.. 06 сентября 2019 года был произведён осмотр указанных прокурором лесных участков с составлением акта осмотра от 06 сентября 2019 года.

Из вышеуказанного акта осмотра лесного участка от 06 сентября 2019 года и приложенной к нему фототаблицы на 4 л. следует, что работы на осмотренном участке ведутся в соответствии с лесной декларацией от 29 декабря 2018 года на отведенной площади, за границы арендуемого участка не выходят, участок очищен от легковоспламеняемых горючих материалов пятнадцатиметровой полосой до песчаной поверхности. В соответствии с проектом освоения лесов ООО «У.», укладка порубочных остатков должна осуществляться в кучи или валы шириной не более 3 м. для перегнивания, сжигания или разбрасывания их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений.

Однако данным актом осмотра было установлено, что в квартале 40 выдел 10 Тобольского участкового лесничества осуществлено захоронение порубочных остатков на участке местности размером 7,5 м в ширину, 29 м в длину и 1 м в глубину, что противоречит требованиям пункта 17 Правил пожарной безопасности в лесах.

Поскольку данный осмотр производился в рамках прокурорской проверки, отсутствуют основания к выводу о том, что данный осмотр подлежал проведению в порядке, регламентируемым ведомственными нормативными актами, в частности, приказом Минприроды России от 27 июня 2016 года № 367, как и признанию такого акта осмотра ненадлежащим доказательством по данному делу об административном правонарушении. Кроме того, поскольку осмотр лесного участка 06 сентября 2019 года производился не в рамках применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, оснований для применения к данному осмотру требований ст. 27.8 КоАП РФ имеется.

Из акта осмотра лесосеки от 06 сентября 2019 года также следует, что для определения координат, в том числе участка местности, на котором осуществлено захоронение порубочных остатков, использовался навигатор GARMIN GPS map 60Scx, руководство пользователя которого имеется в материалах дела, и из которого следует, что данный прибор применяется, в частности, для определения географических координат места нахождения прибора на основании данных передаваемых со спутниковой группировки, следовательно, отсутствие сведений о проведении поверки, как данного прибора, так и применённого при осмотре фотоаппарата, основанием к признанию акта осмотра от 06 сентября 2019 года ненадлежащим доказательством также не являются.

Учитывая, что согласно положениям части 1 ст.28.2 КоАП РФ при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом другом, не указанном в чанной норме, административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена указанным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации, то в связи с обнаружением достаточных данных, указывающих на наличие в действиях ООО «У.» состава административного правонарушения, 16 сентября 2019 года постановлением заместителя Тобольского межрайонного прокурора правомерно в отношении указанного юридического лица возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 ст. 8.32 КоАП РФ. С указанным постановлением ООО «У.» ознакомлен технический директор С.С.С. 16 сентября 2019 года.

При этом судья районного суда правильно указал на то, что вынесение постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в срок, превышающий установленный статьей 28.5 КоАП РФ, однако в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, не свидетельствует о нарушении порядка привлечения лица к административной ответственности.

Нахожу, что судья районного суда на основании соответствующей требованиям ст. 26.11 КоАП РФ оценки имеющихся в материалах дела доказательств, подробно приведённых в решении, пришёл к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО «У.» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах, учитывая, что обстоятельств, влекущих прекращение производства по делу, не установлено, существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и влекущих отмену вынесенного по делу судьёй районного суда решения, не допущено, имеющимся в деле доказательствам судьёй районного суда дана соответствующая оценка, оснований для удовлетворения жалобы ООО «У.» и отмены решения судьи районного суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1, 30.6, пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

Решение судьи Тобольского районного суда Тюменской области от 12 мая 2020 года оставить без изменения, жалобу общества с ограниченной ответственностью «У.» – без удовлетворения.

Судья Тюменского областного суда (подпись) С.Е. Колоскова

Копия верна:

Судья Тюменского областного суда С.Е. Колоскова