ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-294 от 11.10.2019 Тульского областного суда (Тульская область)

дело №21-294 судья Задонская М.Ю.

Р Е Ш Е Н И Е

11 октября 2019 года. <...>.

Судья Тульского областного суда Башкиров А.А.,

при секретаре Карловой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО2 на постановление управляющего Отделением по Тульской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу от 25 июля 2019 года и решение судьи Центрального районного суда г.Тулы от 26 августа 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.9 ст.19.5 КоАП РФ,

у с т а н о в и л :

постановлением управляющего Отделением по Тульской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу от 25 июля 2019 года , оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда г.Тулы от 26 августа 2019 года, директор ЗАО <...> (далее-ЗАО <...>) ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.9 ст.19.5 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

В жалобе, поданной в Тульский областной суд, ФИО2 просит постановление управляющего Отделением по Тульской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу от 25 июля 2019 года и решение судьи Центрального районного суда г.Тулы от 26 августа 2019 года по делу об административном правонарушении, отменить, а производство по делу прекратить.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения ФИО2, возражения представителя Отделения по Тульской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу по доверенности ФИО3, обсудив доводы жалобы, судья приходит к следующему.

Согласно п.7 ст.44 Федерального закона от 22 апреля 1996 года №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» Банк России вправе, в частности, направлять эмитентам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг и репозитариям, а также саморегулируемым организациям в сфере финансового рынка, объединяющим брокеров, саморегулируемым организациям в сфере финансового рынка, объединяющим дилеров, саморегулируемым организациям в сфере финансового рынка, объединяющим форекс-дилеров, саморегулируемым организациям в сфере финансового рынка, объединяющим управляющих, саморегулируемым организациям в сфере финансового рынка, объединяющим депозитариев, саморегулируемым организациям в сфере финансового рынка, объединяющим регистраторов, предписания, обязательные для исполнения, а также требовать от них представления документов по вопросам, находящимся в компетенции Банка России.

В силу положений п.п.1,2 ст.11 Федерального закона от 5 марта 1999 года №46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» предписания Банка России являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации. Предписания Банка России выносятся по вопросам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, в целях прекращения и предотвращения нарушений законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и о рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции Банка России.

Пунктами 1 и 2 статьи 69 Федерального закона от 26 декабря 1995 года №208-ФЗ «Об акционерных обществах» регламентировано, что руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) или единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) и коллегиальным исполнительным органом общества (правлением, дирекцией). Исполнительные органы подотчетны совету директоров (наблюдательному совету) общества и общему собранию акционеров.

Уставом общества, предусматривающим наличие одновременно единоличного и коллегиального исполнительных органов, должна быть определена компетенция коллегиального органа. В этом случае лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора), осуществляет также функции председателя коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции).

По решению общего собрания акционеров полномочия единоличного исполнительного органа общества могут быть переданы по договору коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему). Решение о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющей организации или управляющему принимается общим собранием акционеров только по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества.

К компетенции исполнительного органа общества относятся все вопросы руководства текущей деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров или совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Исполнительный орган общества организует выполнение решений общего собрания акционеров и совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор) без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы, совершает сделки от имени общества, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками общества.

Уставом общества может быть предусмотрена необходимость получения согласия совета директоров (наблюдательного совета) общества или общего собрания акционеров на совершение определенных сделок. При отсутствии такого согласия или последующего одобрения соответствующей сделки она может быть оспорена лицами, указанными в абзаце первом пункта 6 статьи 79 настоящего Федерального закона, по основаниям, установленным пунктом 1 статьи 174 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Члены совета директоров (наблюдательного совета) общества, единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор), временный единоличный исполнительный орган, члены коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции), а равно управляющая организация или управляющий при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей должны действовать в интересах общества, осуществлять свои права и исполнять обязанности в отношении общества добросовестно и разумно (п.1 ст.71 данного Федерального закона).

Руководитель организации - физическое лицо, которое в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа (п.1 ст.273 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с ч.9 ст.19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания Банка России влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.

Как установлено должностным лицом, судьей районного суда и следует из материалов дела, директором ЗАО <...>, является ФИО2 В рамках осуществления контроля за исполнением акционерными обществами требований о передаче ведения реестра владельцев именных ценных бумаг акционерных обществ регистраторам, предусмотренных п.2 ст.149 Гражданского кодекса Российской Федерации, Отделение по Орловской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу направило в адрес ЗАО <...> предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от 5 февраля 2019 года посредством почтового отправления, которому присвоен почтовый идентификатор , со сроком исполнения - 90 календарных дней с даты получения предписания. Заказное письмо вручено в адресном отделении почтовой связи 300012 Тула ФИО1 по доверенности, с использованием электронной подписи 25 февраля 2019 года. ЗАО <...> должно было представить отчет об исполнении Предписания с приложением копий документов, подтверждающих ведение реестра владельцев именных ценных бумаг Общества лицом, имеющим предусмотренную законом лицензию (акт приема-передачи документов и информации, составляющих систему ведения реестра владельцев именных ценных бумаг и договор на ведение реестра владельцев ценных бумаг) (далее - отчет об исполнении предписания) не позднее 26 мая 2019 года. Последним днем срока исполнения предписания являлось 27 мая 2019 года. B установленный срок отчет об исполнении предписания от ЗАО <...> в Отделение по Орловской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу не поступил, ходатайств о продлении срока исполнения предписания, документы, подтверждающие невозможность исполнения предписания, либо иные документы, также не поступали. То есть должностным лицом ЗАО <...>-директором ФИО2 не исполнено в установленный срок предписание Банка России от 5 февраля 2019 года

Факт совершения ФИО2 административного правонарушения, предусмотренного ч.9 ст.19.5 КоАП РФ, и его виновность подтверждены совокупностью доказательств: протоколом об административном правонарушении от 15 июля 2019 года; предписанием об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от 5 февраля 2019 года и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

Оценив представленные в материалы дела доказательства и установив, что в установленный срок отчет об исполнении предписания от ЗАО <...> в Отделение по Орловской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу не поступил, ходатайств о продлении срока исполнения предписания, документы, подтверждающие невозможность исполнения предписания, либо иные документы, также не поступали, должностное лицо и судья районного суда пришли к правильному выводу о наличии в действиях ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.9 ст.19.5 КоАП РФ.

В соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст.26.1 данного Кодекса.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о том, что они получены с соблюдением требований КоАП РФ, последовательны, непротиворечивы, согласуются между собой и с совокупностью других собранных по делу доказательств, являются допустимыми и достоверными относительно события административного правонарушения.

Установив все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела об административном правонарушении, на основании полного и всестороннего исследования и оценки имеющихся в деле доказательств в их совокупности и взаимосвязи, судья районного суда обоснованно признал обжалуемые постановление и решение должностных лиц законным и обоснованным.

Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что должностными лицами и судьей районного суда допущены существенные нарушения указанного Кодекса и предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Порядок и срок давности привлечения ФИО2 к административной ответственности соблюдены. Административное наказание назначено ему в соответствии с санкцией названной статьи КоАП РФ.

В силу разъяснения, изложенного в п.21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.

Судьей Центрального районного суда г.Тулы при производстве по делу обосновано было учтено, что совершенное ФИО2 правонарушение не может быть отнесено к числу малозначительных, поскольку вне зависимости от наступивших последствий, нарушение посягающее на установленный законом порядок управления, и в частности на контрольно-надзорные правоотношения, возникающие между субъектами контроля (надзора) и субъектами, деятельность которых подвергается контролю (надзору), свидетельствует о высокой степени общественной опасности правонарушений в указанной сфере.

Оснований для признания правонарушения, вмененного должностному лицу- директору ЗАО <...> ФИО2, малозначительным или назначенного административного наказания чрезмерно суровым, не имеется.

Ссылка ФИО2 в жалобе на решение Арбитражного суда Тульской области от 25 сентября 2019 года , принятого в отношении ЗАО <...> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.9 ст.19.5 КоАП РФ, не может служить основанием к отмене актов по делу об административном правонарушении, поскольку указанное решение, вынесено с учетом того обстоятельства, что директор ФИО2 уже был привлечен к административной ответственности за те же действия.

Судья районного суда при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица по делу об административном правонарушении проверил дело в полном объеме в соответствии с требованиями ч.3 ст.30.6 КоАП РФ и вынес законное и обоснованное решение.

Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления решения должностных лиц и судебного решения.

Руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление управляющего Отделением по Тульской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу от 25 июля 2019 года и решение судьи Центрального районного суда г.Тулы от 26 августа 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.9 ст.19.5 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу ФИО2–без удовлетворения.

В соответствии с п.3 ст.31.1 КоАП РФ решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в соответствии с требованиями статей 30.12 - 30.19 КоАП РФ в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья: