ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-294/17 от 19.09.2017 Смоленского областного суда (Смоленская область)

Судья Штыкова Н.Г. дело № 21-294/2017

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

Судья Смоленского областного суда Штейнле А.Л. при секретаре Прозоровой Я.Б., рассмотрев жалобу начальника Департамента Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Соколовой Елены Анатольевны на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Смоленской области от 29 мая 2017 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Смоленска от 16 августа 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.3 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

названным постановлением, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Смоленска от 16 августа 2017 года, начальник Департамента Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Соколова Е.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.3 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

В жалобе, поданной в Смоленский областной суд, Соколова Е.А. просит об отмене постановления должностного лица и решения судьи, считая их незаконными, ссылается на отсутствие в её действиях состава административного правонарушения и допущенные при рассмотрении дела процессуальные нарушения.

В судебное заседание Соколова Е.А. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. В соответствии с ч.2 ст.25.1 КоАП РФ дело рассмотрено без участия лица, привлекаемого к административной ответственности.

Проверив доводы жалобы, заслушав объяснения защитника Соколовой Е.А. – Мошковой М.Ю, поддержавшей доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со ст. 15.15.3 КоАП РФ (в редакции ФЗ-252 от 23.07.2013 г.) нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, и (или) финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем), получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Межбюджетные трансферты – средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).

В силу ст. 133.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты.

Как следует из ч. 1 и ч. 3 ст. 50 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-Ф3 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», в 2013-2017 годах осуществляется реализация программ в целях укрепления материально-технической базы государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в части мероприятий по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию перинатальных центров.

Согласно ч.6 и ч. 7 ст.50 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-Ф3 предусмотренные в бюджете Федерального фонда средства на финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов в виде субсидий.

Предусмотренные в бюджете Федерального фонда средства на финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации предоставляются и расходуются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В целях финансового обеспечения региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации заключаются соглашения высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и Федеральным фондом в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Порядок предоставления и расходования в 2011-2016 г.г. субсидий из бюджета ФФОМС установлен постановлением Правительства РФ от 15.02.2011 №85 (ред. от 14.10.2014) «Об утверждении Правил финансового обеспечения в 2011-2016 годах региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации за счет средств, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования» (далее – Правила № 85).

В соответствии с пунктом 3 Правил № 85 от 15.02.2011 г. субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Фонда на 2011 - 2017 годы, и в соответствии с соглашениями, заключенными Министерством здравоохранения Российской Федерации, Фондом и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - соглашение), на следующих условиях:

а) наличие утвержденной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации региональной программы модернизации здравоохранения субъекта Российской Федерации, включая мероприятия по строительству перинатальных центров, с обоснованием стоимости мероприятий, предусмотренных указанной программой;

б) наличие предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение региональной программы модернизации здравоохранения субъекта Российской Федерации, в том числе мероприятий по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию перинатальных центров;

в) наличие сведений о размере субсидии по направлениям расходования и графика ее перечисления;

г) наличие сведений о размере иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету субъекта Российской Федерации, и графика их перечисления;

д) обязательства уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации соблюдать порядок и сроки представления отчетности о реализации региональной программы модернизации здравоохранения субъекта Российской Федерации с учетом требований, предусмотренных пунктом 16 настоящих Правил;

е) обязательства территориального фонда соблюдать порядок и сроки представления отчетности об использовании субсидии с учетом требований, предусмотренных пунктом 17 настоящих Правил.

В силу подпункта «д» п. 3 (1) Правил № 85 в случае реализации мероприятий по предоставлению иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на цели, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 50 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", для строительства перинатальных центров в 2013 - 2017 годах, субсидии предоставляются на дополнительных к установленным в пункте 3 настоящих Правил условиях, предусматривающих, в том числе, что уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию перинатальных центров не может быть установлен выше 80 процентов и ниже 10 процентов расходного обязательства субъекта Российской Федерации (подпункт «д»).

Согласно п. 17 Правил № 85 уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации представляет ежемесячно, до 10-го числа (включительно), в территориальный фонд отчет об использовании субсидии. Территориальный фонд представляет ежемесячно, до 15-го числа (включительно), в Фонд отчет об использовании субсидии.

Согласно п. 8 Правил № 85 иные межбюджетные трансферты не позднее 3 рабочих дней после получения субсидий из бюджета Фонда перечисляются из бюджетов территориальных фондов на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 27.01.2014 г. между Администрацией Смоленской области, Министерством здравоохранения Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования заключено Соглашение № 03/03-С о финансовом обеспечении региональной программы модернизации здравоохранения Смоленской области (в части мероприятий по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию перинатального центра).

В соответствии с п. 3.1 указанного соглашения Фонд предоставляет средства бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования Смоленской области в размере 2011044700,00 рублей на реализацию программы в части строительства перинатального центра … в случае выполнения условий, установленных пунктами 4.2, 4.3, 4.4, 4.5, 4.9, 4.11, 4.12, 4.13, 4.14, 4.15 и 4.16 настоящего соглашения, и в соответствии с прилагаемым графиком.

Пунктом 4.4 Соглашения установлено, что Субъект Российской Федерации обеспечивает уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию перинатального центра, который не может быть установлен выше 80 процентов и ниже 10 процентов от размера финансового обеспечения мероприятий по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию перинатального центра за счет субсидии Фонда, предусмотренной пунктом 3.1 Соглашения, и средств бюджета субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение указанных мероприятий, предусмотренных пунктом 4.1 соглашения.

Как следует из пункта 4.1 Соглашения, финансовое обеспечение расходных обязательств на указанные мероприятия предусмотрено в сумме 2514044700, 00 рублей, из них: за счет субсидии ФФОМС в сумме 2011044700,00 рублей, за счет средств бюджета Смоленской области в размере 503000 000,0 рублей (20 % от уровня расходного обязательства Смоленской области).

В соответствии с п. 4.16 Соглашения Субъект Российской Федерации обеспечивает соблюдение уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области порядка и сроков предоставления отчетности о ходе реализации мероприятий Программы модернизации с учетом требований, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2011 г. № 85.

Срок действия соглашения установлен до 31 декабря 2016 года (пункт 6).

Дополнительным соглашением от 12.09.2016 г. № 093/03-С в пункт 4.1 Соглашения от 27.01.2014 г. внесены изменения: финансовое обеспечение расходных обязательств на мероприятия Программы установлено в размере 2516744700, 00 рублей, из низ за счет субсидии Фонда в размере, установленном пунктом 3.1 Соглашения, за счет средств бюджета Смоленской области в размере 505700000, 00 руб. (20,1 % от уровня расходного обязательства Смоленской области).

Согласно постановлению Администрации Смоленской области от 17.02.2014 №85 «Об утверждении Порядка расходования средств на реализацию мероприятий по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию перинатального центра в рамках Региональной программы модернизации здравоохранения Смоленской области на 2011-2016 годы» главным распорядителем бюджетных средств, выделяемых на проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию перинатального центра, является Департамент Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. С 07.06.2016 г. должность начальника Департамента Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству занимает Соколова Е.А.

На основании приказа Управления Федерального казначейства по Смоленской области от 20.01.2017 г. № 23 в отношении Департамента Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству проведена выездная проверка, по результатам которой составлен акт выездной проверки № 1.45-19/8 от 07.03.2017, а 26.05.2017 г. в отношении Соколовой Е.А. составлен протокол об административном правонарушении, из которого следует, что на момент истечения срока действия Соглашения от 27.01.2014 № 03/03-С (31.12.2016) Департаментом Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству как получателем иных межбюджетных трансфертов, не соблюдены условия их предоставления: в нарушение подпункта «д» пункта 3 (1) Правил № 85, пункта 4.4 Соглашения от 27.01.2014 не обеспечен уровень софинансирования расходного обязательства Смоленской области за счет средств бюджета Смоленской области в размере 20,1 %, сумма недофинансирования составила 14783413,43 руб. (за 2014-2016 годы уровень финансового обеспечения расходного обязательства Смоленской области на мероприятия региональной программы вместо 505 700 000,00 рублей (20,1%), предусмотренных условиями пункта 4.1 Соглашения от 27.01.2014 № 03/03-С, составил 490 936 586,67 рублей (19,6%); также в нарушение подпункта «д» пункта 3 Правил № 85, пункта 4.16 Соглашения не обеспечено соблюдение условия предоставления субсидии ФФОМС в части своевременного предоставления в ТФОМС Смоленской области Отчета о реализации. Таким образом, начальником Департамента по строительству и ЖКХ Соколовой Е.А. не обеспечен контроль за соблюдением условий предоставления межбюджетных трансфертов, предусмотренных ст. 133.3 Бюджетного кодекса РФ, пунктом 3 (1) Правил № 85, пунктами 4.4, 4.12, 4.14, 4.16 Соглашения, т.е. совершено административное правонарушение, ответственность за которое установлена статьей 15.15.3 КоАП РФ. Место совершения правонарушения: 214000, г. Смоленск, ул. Октябрьской революции, д. 14 а, дата совершения правонарушения: 1 января 2017 года.

Как следует из акта выездной проверки № 1.45-19/8 от 07.03.2017, при проверке соблюдения уполномоченным органом исполнительной власти сроков предоставления отчетности установлено, что отчеты, подготовленные за октябрь 2014 года (письмо от 06.11.2014 № 3971д), за декабрь 2014 года (письмо от 13.01.2015 № 0017д), за ноябрь 2015 года (письмо от 07.12.2015 № 4810д), за декабрь 2015 года (письмо от 18.01.2016 № 0098д), за январь 2016 года (письмо от 09.02.2016 №0473д), за февраль 2016 года (письмо от 10.03.2016 №0901д), за май 2016 года (письмо от 07.06.2016 №2300д), за октябрь 2016 года (письмо от 08.11.2016 №4913д) Департамент направил с нарушением сроков, от 1 до 8 дней.

Таким образом, факт совершения Соколовой Е.А. вмененного правонарушения подтверждается собранными по делу об административном правонарушении доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 26.05.2017 № 1.45-19/8/6, актом выездной проверки от 07.03.2017 г. № 1.45-19/8, соглашением от 27.01.2014 г. № ОЗ/ОЗ-С (с изменениями и дополнениями), Соглашением от 10.08.2015 г. №РТ/1547-11726 (заключенным между Администрацией Смоленской области и Государственной корпорацией по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех», о строительстве и вводе в эксплуатацию перинатального центра в городе Смоленске (с изменениями и дополнениями)), платежным поручением от 18.07.2016 г. № 85019, отчетами уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об использовании средств на цели по реализации региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации по состоянию на 01.01.2017 г., отчетами об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф.0503127) на 01.01.2015 г., на 01.01.2016 г. и на 01.01.2017 г.

С учетом вышеуказанных доказательств, оцененных по внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств в их совокупности (ст. 26.11 КоАП РФ), заместителем руководителя Управления Федерального казначейства по Смоленской области, вынесшим постановление о назначении Соколовой Е.А. административного наказания, и судьей Ленинского районного суда г. Смоленска, принявшим решение об оставлении указанного постановления без изменения, сделаны обоснованные выводы о наличии в действиях начальника Департамента Смоленской области по строительству и ЖКХ Соколовой Е.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.3 КоАП РФ, и её виновности в совершении указанного правонарушения.

Ссылка в жалобе на то обстоятельство, что суд и должностное лицо в постановлении и решении сослались на устаревшие редакции нормативно-правовых актов, является необоснованной. Постановление Администрации Смоленской области от 24.03.2011 № 168 «Об утверждении Региональной программы модернизации здравоохранения Смоленской области на 2011-2016 годы» применено в редакции от 22.08.2016 г., действовавшей на момент совершения административного правонарушения (01.01.2017 г.). Ссылка на Постановление Правительства РФ от 15.02.2011 № 85 «Об утверждении правил финансового обеспечения в 2011-2016 годах» (в редакции от 14.10.2014 г.) применена в контексте основанного на нем Соглашения от 27.01.2014 г., в правильной редакции. Кроме того, вина должностного лица на основании указанных нормативных актов не устанавливалась.

Доводы жалобы о том, что дополнительным соглашением от 06.04.2017 г. к Соглашению от 27.01.2014 г. произведено уменьшение расходного обязательства Смоленской области до 505584700 рублей и продлен срок действия соглашения и срок сдачи в эксплуатацию перинатального центра - до 31.12.2017 г. также не могут быть приняты во внимание, поскольку исходя из пункта 6 дополнительного соглашения от 06.04.2017 г. следует, что оно распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2017 г., и в рассматриваемом случае применяться не может, поскольку условия предоставления межбюджетных трансфертов не соблюдены к окончанию срока, установленного соглашением от 27.01.2014 г. – до 31.12.2016 г. В данном Соглашении предусмотрено, что финансовое обеспечение расходных обязательств на мероприятия Программы предусмотрены по годам и оканчиваются 2016 годом (п.4.1), соответственно, само по себе продление срока действия Соглашения до 31 декабря 2017 г. не исключает административную ответственность, за совершенное административное правонарушение по ст.15.15.3 КоАп РФ.

Доводы жалобы о том, что в данном случае имело место нарушение условий расходования межбюджетных трансфертов, что не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.3 КоАП, являются несостоятельными как основанные на неправильном толковании норм права.

Указание в жалобе на то обстоятельство, что в протоколе об административном правонарушении и решении суда лицу, привлекаемому к административной ответственности, вменено нарушение пункта 4.4 Соглашения и подпункта «д» пункта 3(1) Правил № 85, содержащих лишь указание на предельно допустимые уровень софинансирования расходного обязательства Смоленской области (не ниже 80 % и не ниже 10%), который в рассматриваемом деле не нарушен, не является основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов. Пункт 4.4 Соглашения от 27.01.2014 г. содержит ссылку на пункт 4.1 указанного соглашения, которым регламентирована сумма расходного обязательства за счет средств бюджета Смоленской области. В связи этим указание в постановлении должностного лица и решении суда на нарушение Департаментом пункта 4.1 Соглашения в части необеспечения указанного в нем уровня софинансирования расходного обязательства Смоленской области является правомерным.

Доводы жалобы о том, что «непредставление в ТФОМС Смоленской области Отчета о реализации» не являются нарушением п. «д» п. 3 Правил № 85 и п. 4.16 Соглашения и не образуют состав правонарушения, не могут быть приняты во внимание, поскольку привлекаемому к административной ответственности лицу вменено несоблюдение условия предоставления субсидии ФФОМС в части своевременного предоставления в ТФОМС Смоленской области отчета о реализации, при этом представление отчетов с нарушением сроков подтверждено актом выездной проверки № 1.45-19/8 от 07.03.2017 г. Учитывая, что статьей 4.5 КоАП РФ установлен годичный срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.3 КоАП РФ, несвоевременное представление отчетов о реализации за 2016 год свидетельствует о наличии в действиях Соколовой Е.А. указанного административного правонарушения.

Ссылка Соколовой Е.А. на то, что при вынесении постановления и назначении наказания административный орган превысил свои полномочия, и дело подлежало рассмотрению судьей, является несостоятельной ввиду следующего. Исходя из положений ч. 1 ст. 23.7, частей 1.1, 2, 3 ст. 23.1 КоАП РФ и разъяснений постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (подпункт «в» пункта 2) должностное лицо - заместитель руководителя Управления Федерального казначейства по Смоленской области уполномочено рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.15.3 КоАП РФ, и вправе принять решение о передаче дела на рассмотрение суда в зависимости от необходимости применения более строгой меры наказания в виде дисквалификации на срок от одного до двух лет, назначение которой отнесено к исключительной компетенции судей, если придет к выводу о необходимости применения наказания в виде дисквалификации.

Нарушений норм процессуального закона, повлекших нарушение прав Соколовой Е.А., при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено Соколовой Е.А. с соблюдением установленного порядка, в пределах санкции ст. 15.15.3 КоАП РФ и является минимальным.

Обстоятельств, которые в силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ могли бы являться основанием к отмене состоявшихся по делу постановлений, не установлено.

Руководствуясь ст. ст. 30.2 - 30.8 КоАП РФ, судья Смоленского областного суда

р е ш и л :

постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Смоленской области от 29 мая 2017 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Смоленска от 16 августа 2017 года, вынесенные в отношении начальника Департамента Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Соколовой Елены Анатольевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.3 КоАП РФ, оставить без изменения, а её жалобу - без удовлетворения.

Судья А.Л. Штейнле