ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-296/2016 от 13.10.2016 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

Судья Грачев А.П. Дело № 21-296/2016

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

город Севастополь 13 октября 2016 года

Судья Севастопольского городского суда Артамонова Татьяна Александровна, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда (г. Севастополь, ул. Суворова, д. 20) жалобу Е.Г. на решение судьи Ленинского районного суда города Севастополя от 25 июля 2016 года, вынесенное по жалобе Е.Г. на постановление временно исполняющего обязанности руководителя Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Республике Крым и городу Севастополю В.А. ( от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

установил:

постановлением временно исполняющего обязанности руководителя Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Республике Крым и городу Севастополю В.А. ) от ДД.ММ.ГГГГЕ.Г. , являющаяся на момент совершении административного правонарушения директором некоммерческой организации «Севастопольский фонд поддержки субъектов предпринимательства», признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

31.01.2016 года Е.Г. направила в адрес Ленинского районного суда г. Севастополя жалобу на указанное постановление должностного лица Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Республике Крым и городу Севастополю.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Севастополя от 25.07.2016 года постановление временно исполняющего обязанности руководителя Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Республике Крым и городу Севастополю В.А. ( от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 КоАП РФ, вынесенное в отношении Е.Г. , оставлено без изменений, а ее жалоба – без удовлетворения.

Не согласившись с состоявшимся судебным актом, Е.Г. подала в Севастопольский городской суд жалобу, в которой просит постановленный судебный акт и оспариваемое постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава и события административного правонарушения.

В судебном заседании Е.Г. доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям.

Представитель Управления Федерального казначейства по Республике Крым М.В. и помощник прокурора Махиня В.В. в судебном заседании возражали против удовлетворения жалобы, настаивали на законности принятого судебного акта и оспариваемого постановления.

Заслушав пояснения явившихся лиц, изучив доводы жалобы, проверив материла дела в полном объеме и представленные доказательства, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с положениями части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Исходя из положений статьи 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с требованиями пункта 8 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.

Статьей 15.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

В силу ч. 1, ч. 2 ст. 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

Действие (бездействие), нарушающее бюджетное законодательство Российской Федерации, иные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, совершенное лицом, не являющимся участником бюджетного процесса, влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Главой 30 БК РФ установлено, что нецелевое использование бюджетные средств является нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (ч. 1 ст. 306.4 БК РФ).

По смыслу указанной нормы под использованием бюджетных средств не по целевому назначению можно понимать такое их использование, которое не приводит к результатам, предусмотренным при их выделении.

Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 78.1 БК РФ (в редакции, действующей на момент совершения правонарушения) в федеральном законе о федеральном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, в том числе в виде имущественного взноса в государственные корпорации и государственные компании.

Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, а также федеральными законами, предусматривающими создание государственных корпораций и государственных компаний. Указанный порядок должен содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидию, и органами государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий иными некоммерческими организациями, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями.

При предоставлении субсидий, указанных в пункте 2 настоящей статьи, обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий, является согласие их получателей (за исключением государственных корпораций и компаний) на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления.

В соответствии с ч. 1 ст. 132 БК РФ под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Согласно положениям статей 7, 24, 26 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» фонд использует имущество для целей, определенных уставом фонда. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей этим целям и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых фонд создан. Некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами. Источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах являются: регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов); добровольные имущественные взносы и пожертвования; выручка от реализации товаров, работ, услуг; дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам; доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации; другие не запрещенные законом поступления. Законами могут устанавливаться ограничения на источники доходов некоммерческих организаций отдельных видов, а в части учреждений, в том числе, отдельных типов.

Таким образом, предоставление в соответствии с договорами (соглашениями) о предоставлении субсидий некоммерческим организациям различных форм (в том числе фондам), за исключением бюджетных учреждений, не противоречит Бюджетному кодексу РФ, однако использование таких субсидий должно соответствовать такому соглашению, являющимся правовым основанием предоставления указанных бюджетных средств, целям такого представления и учредительным документам некоммерческой организации.

При этом нецелевое использование указанных бюджетных средств в данном случае будет являться не только нецелевое расходование денежных средств, но и направление их на цели, не соответствующим условиям получения данных средств, то есть распоряжение ими с нарушением целевого назначения.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2014 года № 482 «О государственной поддержке в 2014 году развития малого и среднего предпринимательства в Республике Крым и городе Севастополе и внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации по вопросам распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» и постановлением Правительства Севастополя от 24.04.2014 года № 14 «Об утверждении Государственной программы города федерального значения Севастополя «Развитие малого и среднего предпринимательства Севастополя на 2014 год» бюджету города Севастополя предоставлена субсидия в размере 47 500 000,00 рублей на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства.

30 июля 2014 года между Министерством экономического развития Российской Федерации и Правительством Севастополя было заключено соглашение № 001-МБ-14 о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету города Севастополя на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства.

Предметом указанного соглашения было определено представление субсидий из федерального бюджета бюджету города федерального значения Севастополя на реализацию мероприятий в соответствии с утвержденной Программой «Развития то и среднего предпринимательства Севастополя на 2014 год, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 24 мая 2014 года (п.1.1 Соглашения): на организацию деятельности по созданию и функционированию инфраструктуры предпринимательской деятельности, в том числе, создание некоммерческой организации «Севастопольский фонд поддержки субъектов предпринимательства» с целью реализации программ обучения предприятий, организации инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, повышения их квалификации и осуществления иных видов деятельности в рамках реализации Программы в размере 7,6 миллионов рублей.

Срок действия соглашения определен до 31.12.2014 года.

На основании постановления Правительства Севастополя от 17.09.2014 года № 307 «О создании Некоммерческой организации «Севастопольский фонд поддержки субъектов предпринимательства», приказа Главного управления экономического развития Севастополя от 30.10.2014 года создано НКО «Севастопольский ФПСП».

Субсидии на создание и обеспечение деятельности некоммерческой организации «Севастопольский фонд поддержки субъектов предпринимательства» предоставлены в рамках выполнения мероприятий по реализации программы, прошедших конкурсных отбор в порядке и на условиях, которые установлены пунктом 4,7 приказа Минэкономразвития России от 01 июля 2014 года № 411 (далее – Приказ № 411), а также на условиях Соглашения № 2 от 18 ноября 2014 года.

Согласно условиям указанного соглашения, заключенного между Главным управлением экономического развития Севастополя (в настоящее время - Департамент экономики города Севастополя) и фондом, Главное управление предоставило организации субсидию в размере, отраженном в пункте 2.1.1 соглашения в целях обеспечения деятельности НКО «Севастопольский ФПСП», а последний принял на себя обязательства использовать средства субсидии по целевому назначению. Субсидия предоставляется на реализацию мероприятия программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Севастополе» - организация деятельности по созданию Севастопольский фонд поддержки субъектов предпринимательства с целью реализации программы обучения для малых и средних предприятий, организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, повышения их квалификации и осуществления иных видов деятельности в рамках реализации региональной программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в г. Севастополь в 2014 году.

Финансирование осуществляется путем предоставления субсидии из бюджета города Севастополя, источником которой являются средства субсидии из федерального бюджета бюджету городу Севастополя на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в рамках программы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационной экономика» и средства бюджета города Севастополя.

На основании соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета от 18.11.2014 года № 2, Главным управлением экономического развития Севастополя 26.11.2014 года и 18.12.2014 года на расчетный счет НКО «Севастопольский ФПСП» в ОАО «РНКБ» перечислено <данные изъяты>. рублей.

Исходя из пункта 1.1. Соглашения от 18.11.2014 года № 2, НКО «Севастопольский ФПСП» вменена обязанность использовать средства субсидии по целевому назначению.

Согласно пункту 2.3.4 указанного соглашения Фонд обязуется обеспечивать деятельность согласно целям и задачам, ради которых он создан.

Административным органом и прокуратурой города Севастополя было установлено, что данные бюджетные средства размещены директором НКО «Севастопольский ФПСП» Е.Г. на протяжении 2014-2015 годов в банковских вкладах в кредитных учреждениях с целью получения прибыли и за счет полученных процентов были покрыты текущие расходы Фонда за период с 26.11.2014 года по 08.05.2015 года, что не предусмотрено учредительными документами Фонда. Изложенные обстоятельства отражены в справке специалиста Росфиннадзора от 27.05.2015 года о результатах проверки, а также в постановлении первого заместителя прокурор города Севастополя Агапова В.Н. о возбуждении дела об административном правонарушении от 13.07.2015 года в отношении Е.Г.

Вынося оспариваемое постановление, должностное лицо Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Республике Крым и городу Севастополю пришло к выводу, что директором НКО «Севастопольский ФПСП» Е.Г. допущено нецелевое использование средств субсидии федерального бюджета, поскольку размещение указанных денежных средств и получение прибыли в виде процентов не предусмотрено учредительными документами Фонда в качестве вида его деятельности, и прямо запрещено Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации № 411 от 01.07.2014 года (п. 4.9.8, п. 4.9.8), образующее состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ.

Судья районного суда также не нашел оснований для отмены оспариваемого постановления, так как вышеуказанные бюджетные денежные средства были использованы Е.Г. вопреки цели предоставления субсидии, определенной Соглашением от 18.11.2014 года № 2, с целью получения прибыли, не связанной с реализацией программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Севастополе», а в собственных интересах, что противоречит положениям Бюджетного Кодекса РФ, Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации № 411 от 01.07.2014 года и Уставу Фонда.

Однако с такими выводами административного органа и районного суда согласиться нельзя в силу следующего.

Так при привлечении Е.Г. к административной ответственности не учтено, что в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» имущество, переданное организации ее учредителем, является собственностью фонда. В настоящем случае в соответствии с пунктом 3.2.1 Устава НКО «Севастопольский ФПСП» источником формирования имущества фонда являются, помимо прочего, имущественные взносы единственного Учредителя Фонда (Главного управления экономического развития Севастополя) в виде субсидий за счет средств бюджета города Севастополя, предусмотренных на поддержку малого и среднего предпринимательства, и средств федерального бюджета, полученных в рамках реализации мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства.

Более того, необходимо отметить, что поскольку субсидии предоставлены НКО «Севастопольский ФПСП» в рамках заключенного 30 июля 2014 года между Министерством экономического развития Российской Федерации и Правительством Севастополя Соглашения № 001-МБ-14, то денежные обязательства фонда и его ответственность регулируются условиями данного Соглашения, а также Соглашения № 2 от 18 ноября 2014 года между Главным управлением экономического развития Севастополя и НКО «Севастопольский ФПСП», предусматривающими расходование субсидии на реализацию мероприятий на создание НКО «Севастопольский ФПСП» с целью реализации программ обучения предприятий, организации инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства и т.д.

При этом, следует учесть, что согласно дополнительному соглашению № 1 от 31.12.2014 года к соглашению № 2 от 18.11.2014 года, заключенному между НКО «Севастопольский ФПСП» и Главным управлением экономического развития Севастополя фонд обязуется достичь показателей деятельности фонда по реализации мероприятий программы «Организация деятельности по созданию и функционированию НКО «Севастопольский ФПСП» до 01.10.2015 года.

Таким образом, на момент проведения проверки (05.05-27.05.2015 года) срок освоения фондом субсидии, полученной в рамках реализации мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства, не истек, как и не имелось оснований для возврата остатков данных средств в федеральный бюджет.

При таких обстоятельствах вести речь о нецелевом использовании фондом субсидии в связи с ее размещением на депозитных счетах до истечения срока освоения денежных средств, которые в данном случае являются свободными остатками целевых поступлений, безосновательно.

При этом, доказательств того, что со стороны фонда имело место использование бюджетных средств, которое не привело к результатам, предусмотренным при их выделении, а именно, что в связи с размещением на депозитных счетах субсидии не достигли своего конечного получателя (субъекта малого и среднего предпринимательства), либо что были потрачены к концу даты освоения (01.10.2015 года) на иные цели, чем выделялись, в материалах дела не содержится и не представлено административным органом и прокурором в ходе его рассмотрения. Также ими не доказано, что при размещении денежных средств на депозитных счетах фонд действовал вопреки Уставу и отраженным в нем видам деятельности.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Учитывая изложенное и тот факт, что в силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и все неустранимые сомнения в виновности толкуются в пользу этого лица, прихожу к выводу об отсутствии в действиях Е.Г. состава вменяемого ей правонарушения, в связи с чем решение районного суда и постановление административного органа подлежат отмене, производство по делу - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 -30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

решение судьи Ленинского районного суда города Севастополя от 25 июля 2016 года и постановление временно исполняющего обязанности руководителя Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Республике Крым и городу Севастополю В.А. ( от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Е.Г. отменить, производство по делу прекратить.

Решение вступает в законную силу после его вынесения.

Судья Т.А. Артамонова