Судья Буян Э.Ф. дело № 21-296/2018
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Коми Голиков А.А., при секретаре Поповой О.К., рассмотрев 23 мая 2018 года жалобу защитника АО «Монди Сыктывкарский ЛПК» ФИО1 на решение Корткеросского районного городского суда Республики Коми от 06 марта 2018 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО «Монди Сыктывкарский ЛПК»,
установил:
постановлением заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, старшего государственного лесного инспектора РК Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта РК ФИО2 от <Дата обезличена><Номер обезличен> юридическое лицо АО «Монди Сыктывкарский ЛПК» (далее - АО «Монди СЛПК») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 65 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник АО «Монди СЛПК» обратилась с жалобой в Корткеросский районный суд Республики Коми.
Решением Корткеросского районного суда Республики Коми от 06 марта 2018 года постановление заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, старшего государственного лесного инспектора РК Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта РК К. от <Дата обезличена><Номер обезличен> о привлечении юридического лица АО «Монди Сыктывкарский ЛПК» к административной ответственности по части 1статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставлено без изменения, а жалоба АО «Монди СЛПК» – без удовлетворения.
Не согласившись с данным решением, защитник АО «Монди СЛПК» ФИО1 обратилась в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой просит его отменить как незаконное.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав объяснения защитников АО «Монди СЛПК» ФИО3 и ФИО4, представителя Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, прихожу к выводу, что решение суда и постановление должностного лица подлежат отмене по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение правил заготовки древесины.
Материалами дела и судом установлено, что между Комитетом лесов Республики Коми и Арендатором ОАО «Монди Бизнес Пейпа Сыктывкарский ЛПК» ИНН <***> (в настоящее время - АО «Монди СЛПК») заключен договор аренды лесного участка <Номер обезличен> от <Дата обезличена> общей площадью 40415 га, расположенного на территории <Адрес обезличен> в целях заготовки древесины в объемах, предусмотренных в приложении. Размер расчетного лесопользования, установленный настоящим договором, уточняется проектом освоения лесов (р.1 Договора). Обязанности арендатора отражены в разделе 4.4 Договора, из которого, в том числе, следует, что Арендатор обязан использовать лесной участок по назначению в соответствие с лесным законодательством и нормативными правовыми актами и настоящим договором; в установленном порядке разработать проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы; осуществлять лесовосстановление и уход за лесом на условиях, в объемах и в сроки, которые указаны в соглашениях, заключенных в соответствие с проектом освоения лесов за счет средств Арендатора; вести работы способами, исключающими и ограничивающими негативное воздействие пользования лесным фондом на состояние, и воспроизводство лесов и др.
Согласно графику проведения плановых осмотров территории лесного фонда ГУ РК «Сторожевское лесничество» на <Дата обезличена>, утвержденного <Дата обезличена> и.о. главного лесничего (главного государственного инспектора по охране лесов) –руководителя ГУ «Сторожевское лесничество» М.., им же издан приказ от <Дата обезличена><Номер обезличен> «О проведении плановых осмотров, обследований лесных участков в <Дата обезличена>» на территории ГУ «Сторожевское лесничество».
В соответствие с планом проведения плановых осмотров, обследований лесных участков на территории ГУ «Сторожевское лесничество» на <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, и.о. главного лесничего (главного государственного инспектора по охране лесов) М. составлено плановое задание на проведение плановых осмотров, обследований лесных участков <Номер обезличен> от <Дата обезличена>.
Указанным плановым заданием указано место и дата (<Дата обезличена>) проведения плановых осмотров, обследований лесных участков (с учетом пояснительной записки к протоколу <Номер обезличен> от <Дата обезличена>), в том числе, квартала ... дел... Сторожевского участкового лесничества.
Указанное плановое задание выдано лесничему-руководителю Сторожевского участкового лесничества К.. и государственному инспектору по охране леса Сторожевского участкового лесничества Г.
<Дата обезличена> в соответствие с приказом и.о. главного лесничего (главного государственного инспектора по охране леса) - руководителя ГУ «Сторожевское лесничество» М.<Номер обезличен> от <Дата обезличена> «О проведении плановых осмотров, обследований лесных участков в <Дата обезличена>» лесничим-руководителем Сторожевского участкового лесничества К.., в присутствии государственного инспектора по охране леса Сторожевского участкового лесничества Г.., проведен осмотр, обследование кВ.... делянки ... Сторожевского участкового лесничества.
В ходе осмотра, обследования выявлены нарушения требований лесного законодательства: подпунктов «д, е» пункта 12 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Минприроды РФ от 13.09.2016 № 474:
-в Юго-Восточной части лесосеменной полосы <Номер обезличен> делянки ... повреждение деляночного столба, расщепление верхней части столба;
- рубка деревьев, не указанных в декларации от <Дата обезличена>, (в семенной полосе <Номер обезличен>) на площади 0,033 га (15мх22м) в объеме 2,1 кб.м.,
а также:
- пасечные волока Северо-Западной части делянки запланированы в направлении Запад-Восток, фактически направление волоков Север-Юг. В Юго-Западной части делянки пасечные волока запланированы в направлении Север-Юг, фактическое направление волоков Запад-Восток (нарушение пункта 1 приложения 1 «Об утверждении Видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, Формы технологической карты лесосечных работ, Формы акта осмотра лесосеки и Порядка осмотра лесосеки», утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 27.06.2016 № 367).
По результатам осмотра, обследования делянки ... выд.... кв.... Сторожевского участкового лесничества <Дата обезличена> составлен акт осмотра, обследования лесного участка <Номер обезличен> подписанный К.. и Г.., акт о лесонарушении <Номер обезличен> и отчет о выполнении планового задания, составленные К.
<Дата обезличена> определением должного лица возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и проведении административного расследования.
По результатам проведенного административного расследования в отношении АО «Монди СЛПК», и в присутствии его представителя Г. был составлен протокол <Номер обезличен> от <Дата обезличена> об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно указанному протоколу об административном правонарушении АО «Монди СЛПК» нарушены подпункты «д, е» пункта 12 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Минприроды РФ от 13.09.2016 № 474, пункт 1 Положения 1 к приказу Минприроды РФ от 27.06.2016 № 367 «Об утверждении Видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, Формы технологической карты лесосечных работ, Формы акта осмотра лесосеки и Порядка осмотра лесосеки», за что предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением должностного лица - заместителем начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, старшего государственного лесного инспектора РК Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта РК К.. от <Дата обезличена><Номер обезличен> АО «Монди СЛПК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного штрафа в размере 65 000 рублей.
Из указанного постановления должностного лица следует, что АО «Монди СЛПК» вменяется нарушение Правил заготовки древесины, выразившееся в рубке деревьев в семенной полосе <Номер обезличен> в объеме 2.1 кбм. В кВ.... выд.... д. ... Сторожевского участкового лесничества ГУ «Сторожевское лесничество», не предназначенных для рубки и подлежащих сохранению, за что предусмотрена ответственность по части 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обратившись в суд с жалобой АО «Монди СЛПК» указано, что распоряжение о проведении проверки вынесено неуполномоченным лицом, с нарушением порядка его принятия.
Указанные доводы жалобы заслуживают внимания.
В силу положений части 2 статьи 118 и части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязанность суда по созданию на всех стадиях судопроизводства равных условий для осуществления сторонами принадлежащих им процессуальных прав.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона. Данная норма гарантирует соблюдение принципа законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением (статья 1.6 КоАП Российской Федерации) и предполагает признание недопустимыми всех доказательств, полученных с нарушением закона.
В соответствии с частью 2 статьи 96 Лесного кодекса РФ государственный лесной контроль и надзор осуществляются органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-83 настоящего Кодекса.
Согласно части 3 статьи 96 Лесного кодекса РФ должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими имеют право осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства, составлять по результатам проверок акты и предоставлять их для ознакомления, давать обязательны для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений ими осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки, предъявлять иски в суд, арбитражный суд в пределах своей компетентности.
В силу части 2.1 статьи 96 Лесного кодекса РФ федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) может осуществляться государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 настоящего Кодекса, или государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 2 статьи 83 настоящего Кодекса.
Пунктами 6 и 7 части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений, в том числе осуществление государственного лесного контроля и надзора, установление перечня должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор.
Постановлением Правительства РФ от 22.06.2007 № 394 утверждено Положение об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны).
В соответствии с пунктом 4 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.06.2007 № 394, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственный лесной контроль и надзор только в отношении лесничеств и лесопарков, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 12 Положения об осуществлении Федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 № 394, федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок в соответствии со статьями 9-13 и 14 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах в порядке, установленном соответственно Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Должностные лица, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), при проведении проверок обязаны соблюдать ограничения и выполнять обязанности, установленные статьями 15-18 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них функций по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) (пункт 18 Положения).
Статьей 4 Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 12.04.2016 № 233, предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют федеральный государственный лесной надзор на землях лесного фонда в отношении лесничеств и лесопарков, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в пределах полномочий, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ.
Перечень должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор и являющихся государственными лесными инспекторами, устанавливается указанными органами.
Частями 2, 3 статьи 16 указанного Административного регламента установлено, что должностные лица, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор, обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан; проводить проверки или мероприятия по контролю в лесах на основании и в соответствии с приказом уполномоченного органа о проведении проверки или заданием на проведение мероприятий по контролю в лесах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Приказом Минприроды России от 31.08.2015 № 373 утвержден Порядок оформления и содержание плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, порядок оформления результатов таких осмотров, обследований.
Проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков осуществляется в соответствии с заданием (п. 2 указанного Порядка).
Пунктом 5 Порядка предусмотрено, что плановые (рейдовые) задания на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков оформляются на основании приказов (распоряжений) руководителей (заместителей руководителей) федерального органа исполнительной власти, его территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственных им государственных учреждений, в функции которых входит осуществление лесного надзора, и утверждаются указанными должностными лицами.
В соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми издан приказ от 16.03.2015 № 97 «Об утверждении Порядка оформления плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований и их содержание, оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований».
Согласно указанному Порядку, плановые (рейдовые) задания выдаются министром природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, руководителем соответствующего территориального органа (пункт 2 части 2 Порядка).
Постановлением Правительства Республики Коми от 24.08.2017 № 452 «О Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми» утверждено Положение о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми.
Пунктом 1 указанного Положения установлено, что Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по формированию и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области изучения, воспроизводства, использования и охраны ресурсов недр, водных объектов и ресурсов, объектов животного мира и среды их обитания, лесных отношений на территории Республики Коми, по предоставлению государственных услуг в пределах компетенции Министерства, а также уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми на осуществление на территории Республики Коми регионального государственного экологического надзора, федерального государственного охотничьего надзора, федерального государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах на территории Республики Коми в рамках переданных полномочий Российской Федерации, а также уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми, координирующим в этих сферах (областях) деятельность иных органов исполнительной власти Республики Коми.
Министерство имеет территориальные органы - городские (районные) комитеты по охране окружающей среды, не являющиеся юридическими лицами, исполняющие (предоставляющие) в городах и районах Республики Коми государственные функции (государственные услуги), отнесенные к компетенции Министерства, согласно приложению к настоящему Положению (пункт 3 Положения).
Согласно схеме размещения территориальных органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, территориальным органом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми на территории Корткеросского района является Корткеросский районный комитет по охране окружающей среды.
Из материалов дела следует, что приказ от <Дата обезличена><Номер обезличен> «О проведении плановых осмотров, обследований лесных участков в <Дата обезличена>» на территории ГУ «Сторожевское лесничество» издан и.о. главного лесничего (главного государственного инспектора по охране лесов) М. им же составлено плановое задание на проведение плановых осмотров, обследований лесных участков <Номер обезличен> от <Дата обезличена>.
Плановое задание на проведение планового осмотра, обследования лесных участков в кВ... выд... д. ... Сторожевского участкового лесничества ГУ «Сторожевское лесничество» ни министром природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, ни руководителем соответствующего территориального органа не выдавалось.
Таким образом, порядок выдачи планового задания и соответственно порядок проведения проверки не соблюден, и на эти обстоятельства справедливо указано в жалобе.
Результаты проведенной в отношении Общества проверки получены с нарушением требований закона, следовательно, они неправомерно использованы в качестве доказательств виновности общества в совершении вмененного административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, являются существенными, повлияли на всесторонность и полноту рассмотрения дела, а также законность принятого по делу решения суда и постановления должностного лица.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица - заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, старшего государственного лесного инспектора РК Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта РК К. от <Дата обезличена><Номер обезличен> и решение судьи Корткеросского районного суда от 06.03.2018, вынесенные в отношении АО «Монди СЛПК» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено состоявшееся по делу постановление.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
жалобу защитника АО «Монди СЛПК» ФИО1 удовлетворить.
Постановление должностного лица - заместителем начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, старшего государственного лесного инспектора РК Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта РК К.. от <Дата обезличена><Номер обезличен> и решение судьи Корткеросского районного суда от 06.03.2018, вынесенные в отношении АО «Монди СЛПК» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья - Голиков А.А.