ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-298/19 от 27.11.2019 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Судья Лобановская Е.А.

Дело № 21-298/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Камчатского краевого суда Чаднов О.В. при секретаре ПушкарьО.И., рассмотрел 27 ноября 2019 года в г. Петропавловске-Камчатском жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Интеррыбфлот» Копытовой С.И. на постановление государственного инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов 2 отделения ОРКМ ПУ ФСБ России по восточному арктическому району от 13 сентября 2019 года и решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 28 октября 2019 года, которым постановлено:

«Постановление государственного инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов 2 отделения отдела РКМ ПУ ФСБ России по восточному арктическому району № от 13 сентября 2019 года, которым юридическое лицо – общество с ограниченной ответственностью «Интеррыбфлот» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, изменить, назначив ООО «Интеррыбфлот» административный штраф в размере 200000 рублей, а жалобу защитника Копытова Игоря Александровича, оставить без удовлетворения».

УСТАНОВИЛ:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов 2 отделения ОРКМ ПУ ФСБ России по восточному арктическому району от 13 сентября 2019 года по делу № ООО «Интеррыбфлот» (далее по тексту – Общество, юридическое лицо) привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст.18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному штрафу в размере 400000 (четыреста тысяч) рублей.

Основанием привлечения ООО «Интеррыбфлот» к административной ответственности послужило то, что Общество посредством, принадлежащего ему на праве собственности рыболовного судна «<данные изъяты>», действуя через должностное лицо - капитана ФИО1., 22 июля 2019 года в 19 часов 40 минут в географических координатах северной широты, восточной долготы Заподно-Беринговоморская промысловая зона (<данные изъяты> Берингово море пересекло Государственную границу Российской Федерации на вход с нарушением правил пересечения Государственной границы Российской Федерации, то есть без наступления у него возможности на неоднократное пересечение Государственной границы на море без прохождения пограничного, таможенного и иных видов контроля.

Решением судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 28 октября 2019 года постановление должностного лица изменено, ООО «Интеррыбфлот» назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200000 рублей, в остальной части постановление оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Камчатский краевой суд, защитник Копытова С.И. просит решение судьи и постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить на основании ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Указывает, что решение судьи нельзя признать обоснованным в вопросе наступления общественно опасных последствий. В результате подачи уведомления о намерении пересечь государственную границу РФ по форме, предусмотренной приложением №2 Правил уведомления № 341, каких-либо общественно опасных последствий не наступило, а само деяние представляет собой исключительно формальное нарушение без наступления вредных последствий. Административный орган не указал, какие наступили опасные последствия от содеянного, что свидетельствует о наличии признаков малозначительности. Суд сослался на наличие последствий, которые административным органом не представлялись для доказывания. Ссылка административного органа на безопасность государственной границы не может быть принята, как обоснованная, так как административный орган не обосновал в чем именно взаимосвязь безопасности государственной границы и пересечения судном границы, если речь идет не об отсутствии информации по пересечению границы, имеющейся у пограничного органа.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, выслушав объяснения защитника ООО «Интеррыбфлот» Копытова И.А., поддержавшего жалобу, по изложенным в ней доводам, прихожу к следующим выводам.

Административная ответственность по части 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 9.1 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, допускается неоднократное пересечение Государственной границы на море без прохождения пограничного, таможенного (за исключением ограничения, установленного пунктом 7 настоящей статьи) и иных видов контроля (далее - неоднократное пересечение Государственной границы): а) российскими и иностранными судами, убывающими из российских портов с последующим прибытием в российские порты без захода во внутренние морские воды и в территориальные моря иностранных государств, если иное не установлено Правительством Российской Федерации; б) российскими судами, прошедшими пограничный, таможенный и иные виды контроля при убытии с территории Российской Федерации, прибывающими на территорию Российской Федерации без цели захода в российские порты с последующим убытием с территории Российской Федерации.

Неоднократное пересечение Государственной границы судами допускается при соблюдении следующих условий:

а) выполнение требований к оснащению судов техническими средствами контроля, обеспечивающими постоянную автоматическую некорректируемую передачу информации о местоположении судов, и другими техническими средствами контроля местоположения судов;

б) передача в пограничные органы данных о местоположении таких судов;

в) уведомление пограничных органов о каждом фактическом пересечении Государственной границы.

Правила уведомления пограничных органов о намерении осуществлять неоднократное пересечение Государственной границы и порядок получения разрешения пограничных органов на неоднократное пересечение Государственной границы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2019года № 341 «Об особенностях пересечения российскими и иностранными судами государственной границы Российской Федерации на море», вступившим в силу 9 апреля 2019 года, утверждены Правила уведомления пограничных органов федеральной службы безопасности о намерении осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море российскими судами (далее по тексту – Правила уведомления), пунктом 15 которых установлено, что при фактическом пересечении государственной границы Российской Федерации на море капитан судна по радиосвязи, факсимильной связи либо по электронной почте уведомляет пограничный орган (подразделение пограничного органа) о времени и географических координатах места пересечения им государственной границы Российской Федерации на море.

Согласно п. 4 Правил уведомления пограничных органов федеральной службы безопасности о намерении осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море российскими судами, уведомления для российских судов без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля, убывающими из российских портов с последующим прибытием в российские порты без захода во внутренние морские воды и в территориальные моря иностранных государств, направляется по форме согласно приложению №1 капитаном судна, или судовладельцем, или уполномоченным им лицом (далее - заявитель) не позднее чем за 4 часа до выхода судна из российского порта (далее - порт), из которого планируется убытие судна с намерением осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море.

Уведомление направляется в пограничный орган, в зоне ответственности которого находится порт убытия судна, по факсимильной связи либо по электронной почте.

Из материалов дела следует, что судно РС «Афалина» было оснащено техническим средством контроля, обеспечивающим передачу в автоматическом режиме информации о местоположении судна (л.д. 17-18, 22).

17 июля 2019 года в 10 часов 32 минуты ООО «Интеррыбфлот», без прохождения пограничного, таможенного и иных видов контроля, в пограничный орган подано уведомление о намерении неоднократного пересечения государственной границы Российской Федерации на море российскими судами, прошедшими пограничный, таможенный и иные виды контроля при убытии с территории Российской Федерации, прибывающими на территорию Российской Федерации без цели захода в российские порты с последующим убытием с территории Российской Федерации (Приложение № 2) (л.д. 42).

17 июля 2019 года в 18 часов 10 минут ООО «Интеррыбфлот», без прохождения пограничного, таможенного и иных видов контроля, в пограничный орган подано уведомление о намерении неоднократного пересечения государственной границы Российской Федерации на море российскими судами, прошедшими пограничный, таможенный и иные виды контроля при убытии с территории Российской Федерации, прибывающими на территорию Российской Федерации без цели захода в российские порты с последующим убытием с территории Российской Федерации (Приложение № 2) (л.д. 41)

18 июля 2019 года в 17 часов 32 минуты, после получения письма дежурного по координационному отделу ПУ ФСБ России по восточному арктическому району, ООО «Интеррыбфлот» в пограничный орган подано уведомление о намерении неоднократного пересечения государственной границы Российской Федерации на море российскими судами без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля, убывающими из российских портов с последующим прибытием в российские порты без захода во внутренние морские воды и в территориальные моря иностранных государств, и российскими судами, убывающими из российских портов с последующим прибытием в российские порты с заходом в территориальные моря иностранных государств (Приложение №1) (л.д. 43)

22 июля 2019 года в 19 часов 40 минут ООО «Интеррыбфлот» посредством судна РС «<данные изъяты>» под управлением капитана ФИО2. пересекло Государственную границу Российской Федерации на вход в территориальном море РФ в географических координатах северной широты, восточной долготы Заподно-Беринговоморская промысловая зона (<данные изъяты>), Берингово море. Уведомление о фактическом пересечении Государственной границы Российской Федерации ООО«Интеррыбфлот» отправило в пограничный орган 22 июля 2019 года в 19 часов 39 минут за №14/2207.

Рассмотрев дело об административном правонарушении, должностное лицо пограничного органа и судья на основании совокупности исследованных доказательств пришли к выводу, что Общество посредством судна РС «<данные изъяты>», в нарушение требований ст. 9.1 Закона РФ от 1 апреля 1993 года № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации», п. 4 Правил уведомления, 22 июля 2019 года в 19 часов 40 минут в географических координатах северной широты, восточной долготы Заподно-Беринговоморская промысловая зона (<данные изъяты>), Берингово море пересекло Государственную границу Российской Федерации на вход с нарушением правил пересечения Государственной границы Российской Федерации, то есть без наступления у него возможности на неоднократное пересечение Государственной границы на море без прохождения пограничного, таможенного и иных видов контроля, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Однако с таким решением нельзя согласиться по следующим основаниям.

Вывод должностного лица пограничного органа и судьи о том, что, находящееся под командованием капитана ФИО3. рыболовное судно «<данные изъяты>» 22 июля 2019 года пересекло Государственную границу Российской Федерации на вход с нарушением правил пересечения границы, выразившемся в уведомлении пограничного органа в 17 часов 32 минуты 18 июля 2019 года по форме согласно приложению № 1 позднее чем за 4 часа, состоявшегося в 20 часов 35 минут 17 июля 2019 года, при условии, что в данном случае юридическому лицу вменяется нарушение порядка пересечения Государственной границы на вход в территориальное море Российской Федерации, нельзя признать обоснованным.

Принимая во внимание, что вменяемое ООО «Интеррыбфлот» нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации на вход осуществлено Обществом в 19 часов 40 минут 22 июля 2019 года, тогда как, предусмотренное пунктом 4 Правил уведомление о неоднократном пересечении Государственной границы по форме согласно приложению № 1направлено в пограничный орган в 17 часов 32 минуты 18 июля 2019 года, обстоятельства направления в пограничный орган уведомления до выхода судна из российского порта с нарушением срока, установленного пунктом 4 Правил уведомления, применительно к событию данного административного правонарушения правового значения не имеют.

В ходе производства по делу об административном правонарушении достоверно установлено, что пересечение ООО «Интеррыбфлот» Государственной границы Российской Федерации на вход осуществлено в 19 часов 40 минут 22 июля 2019 года, то есть уже после уведомления пограничного органа в порядке и сроки, установленные пунктом 4 Правил уведомления, состоявшегося в 17 часов 32 минуты 18 июля 2019 года.

В данном случае обстоятельства выхода судна РС «Афалина» из российского порта, состоявшегося 17 июля 2019 года до направления в пограничный орган уведомления по форме согласно приложению № 1, не влияют на квалификацию действий Общества по факту пересечения принадлежащим им судном Государственной границы Российской Федерации 22 июля 2019 года на вход, совершенного после подачи такого уведомления.

Исходя из изложенного, пересечение Обществом Государственной границы Российской Федерации на вход, состоявшееся 22 июля 2019 года по истечении 4 суток после направления в пограничный орган уведомления о намерении неоднократного пересечения Государственной границы Российской Федерации, не образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Приведенные данные свидетельствуют об отсутствии в деянии Общества состава вмененного административного правонарушения, чему должностное лицо административного органа и судья Петропавловск-Камчатского городского суда, вопреки требованиям статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не дали надлежащей правовой оценки.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление государственного инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов 2 отделения ОРКМ ПУ ФСБ России по восточному арктическому району от 13 сентября 2019 года и решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 28 октября 2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Интеррыбфлот» отменить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Интеррыбфлот» по части 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Судья О.В. Чаднов