ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-298/2017 от 01.06.2017 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Дело № 21-298/2017

Судья Толстова Л.В.

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе по делу об административном правонарушении

1 июня 2017 года г. Чебоксары

Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы администрации Аликовского района Чувашской Республики ФИО1 на постановление заместителя начальника Межрайонного отдела приставов по исполнению особых исполнительных производства Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике – заместителя старшего судебного пристава ФИО2 от 21 февраля 2017 года и решение судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 20 апреля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, в отношении администрации Аликовского района Чувашской Республики,

У С Т А Н О В И Л

постановлением заместителя начальника Межрайонного отдела приставов по исполнению особых исполнительных производства Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике – заместителя старшего судебного пристава ФИО2 от 21 февраля 2017 года администрация Аликовского района Чувашской Республики привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

Решением судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 20 апреля 2017 года постановление должностного лица оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми по делу решениями, глава администрация Аликовского района Чувашской Республики ФИО1 подал жалобу в Верховный Суд Чувашской Республики, в которой просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. По мнению заявителя, по делу не принято во внимание отсутствие средств в бюджете Аликовского района, необходимых для исполнения решения суда, не дана надлежащая правовая оценка действиям администрации, направленным по исполнению требований исполнительного документа в соответствии с положениями бюджетного законодательства и законодательства о закупках для муниципальных нужд.

Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, заслушав защитника администрации Аликовского района Чувашской Республики ФИО3, поддержавшего доводы жалобы, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие законного представителя привлеченного к ответственности юридического лица, извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, прихожу к следующему.

Согласно части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Ответственность по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

Ответственность по части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.

В соответствии с частью 2 статьи 105 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом.

Из материалов дела следует, что 2 апреля 2008 года Аликовским РОСП УФССП России по Чувашской Республике в отношении администрации Аликовского района возбуждено исполнительное производство на основании исполнительного листа, выданного 24 марта 2008 года Аликовским районным судом Чувашской Республики во исполнение вступившего 18 марта 2008 года в законную силу решения этого же суда от 5 марта 2008 года, которым на администрацию Аликовского района Чувашской Республики возложена обязанность выполнить мероприятия по приведению свалки твердых бытовых отходов, расположенной около села Аликово Аликовского района Чувашской Республики, в соответствие с требованиями действующего законодательства: завести журнал контроля и учета поступающих отходов; разработать и утвердить программу производственного контроля; установить искусственное освещение на территории полигона; установить помещение для персонала; установить шлагбаум при въезде на полигон; установить ограждение по периметру полигона; вырыть по периметру полигона осушительную траншею глубиною более 2 метров; при въезде на полигон установить конрольно – дезинфицирующую установку с установкой бетонной ванны для ходовой части мусоровозов, с использованием эффективных дезинфицирующих средств.

Постановление о возбуждение исполнительно производства от 2 апреля 2008 года направлено администрации Аликовского района Чувашской Республики 2 апреля 2008 года.

Должнику предоставлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного листа, при этом должник предупрежден об ответственности за неисполнение судебного акта.

В установленный срок требования исполнительно документа не было исполнено должником, в связи с чем 12 октября 2012 года судебным приставом – исполнителем Аликовского РОСП вынесено постановление о взыскании с администрации Аликовского района Чувашской Республики исполнительского сбора в размере 50000 рублей.

Постановлениями судебного пристава-исполнителя от 6 сентября 2013 года администрация Аликовского района привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

Письмом от 22 декабря 2015 года глава Аликовского района – председатель Аликовского Собрания депутатов ФИО4 сообщил администрации района о принятом решении об отказе в выделении бюджетных ассигнований в 2015 году в сумме <данные изъяты> мл. рублей на осуществление мероприятий по исполнению решений суда, в связи с отсутствием лимитов бюджетных обязательств.

По аналогичным основаниям решениями Собранием депутатов Аликовского района от 23 августа 2016 года и от 13 декабря 2016 года администрации Аликовского района отказано в выделении бюджетных ассигнований на осуществление мероприятий по исполнению решений судов, в том числе по гражданскому делу о выполнении мероприятий по приведению свалки твердых бытовых отходов около с. Аликово в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Письмом первого заместителя министра финансов Чувашской Республики от 25 марта 2016 года администрации Аликовского района разъяснено, что участие в оргнизации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых бытовых отходов на территориях соответствующих муниципальных районов отнесено к вопросам местного значения и Бюджетным кодексом РФ не предусмотрено оказание финансовой помощи местным бюджетам из субъекта Российской Федерации на исполнение судебных актов по различным основаниям.

22 августа 2016 года переданное из другого структурного подразделения исполнительное производство в отношении администрации Аликовского района принято к исполнению судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела приставов по исполнению особых исполнительных производства Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике

29 августа 2016 года судебным приставом-исполнителем назначен новый срок до 10 сентября 2016 года, в течение которого администрации необходимо исполнить требования исполнительного документа, требование вручено представителю администрации 29 августа 2016 года и содержит предупреждение о наступлении административной ответственности статье 17.15 КоАП РФ за его неисполнение.

Данное требование в установленный срок в полном объеме выполнено не было, несмотря на то, что определением Аликовского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления администрации Аликовского района Чувашской Республики о предоставлении отсрочки отказано.

6 февраля 2017 года судебным приставом-исполнителем составлен акт об обнаружении правонарушении и в этот же день вынесено постановление о привлечении администрации Аликовского района Чувашской Республики к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ.

Приведенные доказательства свидетельствуют о невыполнении администрацией Аликовского района, являющейся должником по исполнительному производству от 22 апреля 2008 года, содержащегося в исполнительном документе требования неимущественного характера в полном объеме в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.

Указанные обстоятельства и вина администрации в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, подтверждены совокупностью доказательств, исследованных должностным лицом при рассмотрении дела и судьей районного суда при рассмотрении жалобы, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает, а именно: протоколом об административном правонарушении от 6 февраля 2017 года, актом об обнаружении правонарушения от 6 февраля 2015 года, материалами исполнительного производства и другими доказательствами, содержание которых подробно приведено в решении судьи.

При рассмотрении дела на основании статьи 26.1 КоАП РФ должностным лицом и судьей районного суда установлены все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, дана правильная оценка представленным доказательствам в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ. Правовых оснований для переоценки доказательств не имеется.

Наказание назначено в пределах санкции части 2 статьи 17.15 КоАП РФ в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Материалами дела подтверждается, что у должника имелась реальная возможность для выполнения в установленный срок все содержащихся в исполнительном документе требований, но администрацией Аликовского района Чувашской Республики не были приняты все зависящие от нее меры.

Доказательств того, что исполнение было невозможно вследствие чрезвычайных, объективно непредотвратимых и иных непреодолимых обстоятельств, находящихся вне контроля должника, администрацией не представлено.

Аргументированных доводов об отсутствии в действиях администрации Аликовского района состава вмененного правонарушения, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы должностного лица и суда, в жалобе не приведено.

Доводы жалобы о том, что администрацией приняты все зависящие от нее меры по выполнению требований судебного пристава – исполнителя, а также о наличии уважительных причин, препятствовавших своевременному исполнению указанных требований, являются несостоятельными.

В обоснование этих доводов в жалобе автор указывает на обращение в представительный орган местного самоуправления о выделении бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения решений судов, в том числе по приведению свалки твердых бытовых отходов в надлежащее состояние, в удовлетворении которых было отказано, а также на длительность процедуры заключения и исполнения муниципального контракта на выполнение необходимых работ, установленной Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Однако указанные действия администрации нельзя признать исчерпывающими мерами по исполнению требований судебного пристава – исполнителя.

О необходимости исполнения решения Красноармейского районного суда Чувашской Республики должнику было известно с момента вступления решения суда в законную силу - 18 марта 2008 года.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30.07.2001 N 13-П, под уважительными причинами необходимо понимать чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.

Будучи участником бюджетного процесса и обладая необходимыми организационно–распорядительными полномочиями, начиная с 18 марта 2008 года администрация не была лишена возможности принять все необходимые меры для своевременного исполнения решения суда, в том числе учесть предстоящие расходы на указанные цели при исполнении бюджетов в период исполнительного производства, и обязана была не только инициировать внесение изменений в бюджет на соответствующие годы с соблюдением требований бюджетного законодательства, но и добиться принятия изменений в бюджет, а также провести процедуру муниципальной закупки соответствующих работ и услуг, необходимых для исполнения требований исполнительного производства.

При указанных обстоятельствах, отсутствие финансовых средств в утвержденных бюджетах в рассматриваемый период не является уважительной причиной для неисполнения требований исполнительного документа в течение длительного периода, исчисляемого с 2008 года.

Так как наличие объективной невозможности исполнения требования исполнительного документа в установленные судебным приставом-исполнителем сроки и отсутствие вины должника в совершении вменяемого административного правонарушения не установлено, постановление должностного лица и решение судьи являются законными и обоснованными, оснований для их отмены не имеется, при этом при производстве по делу об административном правонарушении существенных процессуальных нарушений не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

постановление заместителя начальника Межрайонного отдела приставов по исполнению особых исполнительных производства Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике – заместителя старшего судебного пристава ФИО2 от 21 февраля 2017 года и решение судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 20 апреля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, в отношении администрации Аликовского района Чувашской Республики оставить без изменения, жалобу главы администрации Аликовского района Чувашской Республики ФИО1 – без удовлетворения.

Судья Верховного Суда

Чувашской Республики А.В. Голубев