Судья Лобановская Е.А. | Дело № 21-299/2019 |
Р Е Ш Е Н И Е
г. Петропавловск-Камчатский «27» ноября 2019 года
Судья Камчатского краевого суда Горн В.Ф. при секретаре Чуйковой Ю.В., рассмотрев жалобу ООО «Интеррыбфлот» на решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 28 октября 2019 года по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Интеррыбфлот» по ч. 1 ст. 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов первого отделения ОРКМ ПУ ФСБ России по восточному арктическому району от 9 сентября 2019 года ООО «Интеррыбфлот» (далее – Общество) привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Решением судьи Петропавловск-Камчатского городского суда от 28 октября 2019 года постановление должностного лица от 9 сентября 2019 года изменено, назначенное Обществу наказание в виде административного штрафа снижено до 200 000 рублей.
В жалобе, поданной в Камчатский краевой суд, защитник Копытова С.И. просит решение судьи отменить с прекращением производства по делу по основанию малозначительности административного правонарушения.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения защитника Копытовой С.И., поддержавшей доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение правил пересечения Государственной границы РФ лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы РФ до пунктов пропуска через Государственную границу РФ и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 настоящего Кодекса, влечет административную ответственность.
Согласно ч. 1 ст. 9.1 Закона РФ от 1 апреля 1993 года № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, допускается неоднократное пересечение Государственной границы на море без прохождения пограничного, таможенного и иных видов контроля:
а) российскими и иностранными судами, убывающими из российских портов с последующим прибытием в российские порты без захода во внутренние морские воды и в территориальные моря иностранных государств, если иное не установлено Правительством Российской Федерации;
б) российскими судами, прошедшими пограничный, таможенный и иные виды контроля при убытии с территории Российской Федерации, прибывающими на территорию Российской Федерации без цели захода в российские порты с последующим убытием с территории Российской Федерации.
Этой же статьей установлено, что неоднократное пересечение Государственной границы российскими судами осуществляется с предварительным уведомлением пограничных органов (часть 4).
Утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2019 года № 341 Правила уведомления пограничных органов федеральной службы безопасности о намерении осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море российскими судами (далее – Правила) устанавливают две формы уведомления, в числе которых: применяемая для судов, осуществляющих пересечение государственной границы без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля, убывающих из российских портов с последующим прибытием в российские порты без захода во внутренние морские воды и в территориальные моря иностранных государств, и российских судов, убывающих из российских портов с последующим прибытием в российские порты с заходом в территориальные моря иностранных государств (приложение № 1), а также для судов, прошедших пограничный, таможенный и иные виды контроля при убытии с территории Российской Федерации, прибывающих на территорию Российской Федерации без цели захода в российские порты с последующим убытием с территории Российской Федерации (приложение № 2).
Уведомление для судов, не прошедших пограничный, таможенный и иные виды контроля при убытии с территории Российской Федерации, направляется по форме согласно приложению № 1 капитаном судна, или судовладельцем, или уполномоченным им лицом не позднее чем за 4 часа до выхода судна из российского порта, из которого планируется убытие судна с намерением осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море (пункт 4 Правил).
Как усматривается из материалов дела, Общество является собственником судна РС «Афалина», которое 17 июля 2019 года вышло из порта Анадырь в целях осуществления рыболовства с неоднократным пересечением на море Государственной границы Российской Федерации.
В ходе проведения контрольных мероприятий должностными лицами пограничного органа установлено, что до выхода из порта капитаном судна в пограничный орган подано уведомление о намерении неоднократного пересечения государственной границы по форме, соответствующей приложению № 2 Правил, в то время как пограничный, таможенный и иные виды контроля на судне не проводились.
Уведомление о намерении неоднократного пересечения государственной границы по форме, соответствующей приложению № 1 Правил, подано капитаном 19 июля 2019 года из района добычи водных биологических ресурсов.
Приведенные обстоятельства положены в основу составленного в отношении Общества протокола об административном правонарушении и последующего вынесения должностным лицом пограничного органа постановления от 9 сентября 2019 года о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по факту пересечения государственной границы 29 июля 2019 года. Обществу вменено нарушение пункта 4 Правил уведомления пограничных органов федеральной службы безопасности о намерении осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море российскими судами.
Рассмотрев дело по жалобе Общества, судья городского суда нашел доказанным событие вмененного административного правонарушения.
Нахожу состоявшиеся по делу постановление должностного лица и решение судьи подлежащими отмене с прекращением производства по делу.
Пункт 4 Правил уведомления пограничных органов федеральной службы безопасности о намерении осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море российскими судами, нарушение которого вменяется Обществу, устанавливает срок, в течение которого соответствующее уведомление должно быть подано в пограничный орган, а именно не позднее чем за 4 часа до выхода судна из российского порта.
По делу установлено, что промысловая деятельность судна была сопряжена с неоднократным пересечением государственной границы, в том числе 18, 27, 28, 30 июля 2019 года. Событие административного правонарушения по настоящему делу связано с нарушением правил пересечения государственной границы, которое имело место 29 июля 2019 года в 23 часа 36 минут.
Уведомление по форме, соответствующей Приложению № 1 Правил, подано капитаном 19 июля 2019 года в 17 часов 32 минуты. Хотя это уведомление и было подано с нарушением срока, установленного п. 4 Правил, на дату пересечения судном государственной границы 29 июля 2019 года в 23 часа 36 минут пограничным органом оно было получено.
Нарушение срока подачи такого уведомления не влечет его недействительность, поскольку из содержания Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2019 года № 341, это не следует.
Обстоятельства, связанные с нарушением порядка подачи уведомления о намерении неоднократного пересечения государственной границы, уже являлись основанием для привлечения Общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по факту пересечения судном Государственной границы Российской Федерации 27 июля 2019 года в 13 часов 15 минут (л.д. 204-209). Следовательно, каждый из последующих фактов пересечения государственной границы как самостоятельный состав административного правонарушения квалифицирован быть не может, поскольку в силу ч. 5 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Приведенные данные свидетельствуют об отсутствии в деянии Общества состава вмененного административного правонарушения, чему судья Петропавловск-Камчатского городского суда, вопреки требованиям ст.ст. 24.1, 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не дал надлежащей правовой оценки.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья Камчатского краевого суда
РЕШИЛ:
постановление государственного инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов первого отделения ОРКМ ПУ ФСБ России по восточному арктическому району от 9 сентября 2019 года и решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 28 октября 2019 года отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Интеррыбфлот» по ч. 1 ст. 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья В.Ф. Горн