Дело № 21-299/2017
Судья Толстова Л.В.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
1 июня 2017 года г. Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы администрации Аликовского района Чувашской Республики ФИО1 на постановление начальника Аликовского РОСП Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике – старшего судебного пристава ФИО2 от 6 марта 2017 года и решение судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 20 апреля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, в отношении администрации Аликовского района Чувашской Республики,
У С Т А Н О В И Л
постановлением начальника Аликовского РОСП Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике – старшего судебного пристава ФИО2 от 6 марта 2017 года администрация Аликовского района Чувашской Республики привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30000 рублей за нарушение законодательства об исполнительном производстве, выразившегося в неисполнении должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора
Решением судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 20 апреля 2017 года постановление должностного лица оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу решениями, глава администрация Аликовского района Чувашской Республики ФИО1 подал жалобу в Верховный Суд Чувашской Республики, в которой просит постановление должностного лица РОСП и решение судьи отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. По мнению заявителя, по делу не принято во внимание отсутствие средств в бюджете Аликовского района, необходимых для исполнения решения суда, не дана надлежащая правовая оценка действиям администрации, направленным по исполнению требований исполнительного документа в соответствии с положениями бюджетного законодательства и законодательства о закупках для муниципальных нужд.
Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, заслушав защитника администрации Аликовского района Чувашской Республики ФИО3, поддержавшего доводы жалобы, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие законного представителя привлеченного к ответственности юридического лица, извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, прихожу к следующему.
Согласно части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
В соответствии с частью 2 статьи 105 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом.
Из материалов дела следует, что 20 августа 2015 года Аликовским РОСП УФССП России по Чувашской Республике в отношении администрации Аликовского района возбуждено исполнительное производство на основании исполнительного листа серии ФС №, выданного 2 июля 2015 года Красноармейским районным судом Чувашской Республики во исполнение вступившего 7 октября 2014 года в законную силу решения этого же суда от 4 сентября 2014 года, которым на администрацию Ефремкасинского сельского поселения Аликовского района возложена обязанность предоставить В.Л.Е. жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требования, расположенное в черте Ефремкасинского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики, в виде отдельного жилого помещения общей площадью не менее 33 кв. метров с учетом права В.Л.Е. на дополнительную жилую площаль в виде отдельной площади до 30 декабря 2014 года, на должник возложена обязанность заключить с В.Л.Е. договор социального найма приобретенного жилого помещения.
Определением Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 20 июля 2015 года в порядке процессуального правопреемства должник – администрация Ефремкасинского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики, заменен правопреемником – администрацией Аликовского района Чувашской Республики.
Постановление о возбуждение исполнительно производства от 20 августа 2015 года вручено представителю администрации Аликовского района Чувашской Республики 20 августа 2015 года.
Должнику предоставлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного листа, при этом должник предупрежден об ответственности за неисполнение судебного акта.
В установленный срок требования исполнительно документа не было исполнено должником, в связи с чем 30 октября 2015 года судебным приставом – исполнителем Аликовского РОСП вынесено постановление о взыскании с администрации Аликовского района Чувашской Республики исполнительского сбора в размере 50000 рублей.
Письмом от 22 декабря 2015 года № глава Аликовского района – председатель Аликовского Собрания депутатов ФИО4 сообщил администрации района о принятом решении об отказе в выделении бюджетных ассигнований в 2015 году в сумме 3.2 мл. рублей на осуществление мероприятий по исполнению решений суда, в связи с отсутствием лимитов бюджетных обязательств.
По аналогичным основаниям решениями Собранием депутатов Аликовского района от 23 августа 2016 года № и от 13 декабря 2016 года № администрации Аликовского района отказано в выделении бюджетных ассигнований на осуществление мероприятий по исполнению решений судов, в том числе по гражданскому делу о предоставлении В.Л.Е. жилого помещения площадью не менее 33 кв.м.
Письмом первого заместителя министра финансов Чувашской республики от 25 марта 2016 года № администрации Аликовского района разъяснено, что вопрос предоставления гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования отнесено к вопросам местного значения, и что Бюджетным кодексом РФ не предусмотрено оказание финансовой помощи местным бюджетам из субъекта Российской Федерации на исполнение судебных актов по различным основаниям.
В связи с неисполнением требований вышеуказанного исполнительного документа 3 февраля 2017 судебным приставом – исполнителем Аликовского РОСП представителю администрации вручено требование об исполнении требований исполнительного документа в срок до 14 февраля 2017 года с предупреждением о наступлении административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
20 февраля 2017 года судебным приставом-исполнителем составлен акт об обнаружении правонарушении, а 6 марта 2017 года вынесено постановление о привлечении администрации Аликовского района Чувашской Республики к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Приведенные доказательства свидетельствуют, что администрацией Аликовского района, являющейся должником по исполнительному производству №-ИП от 20 августа 2015 года, не исполнены содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Указанные обстоятельства и вина администрации в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, подтверждены совокупностью доказательств, исследованных должностным лицом при рассмотрении дела и судьей районного суда при рассмотрении жалобы, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает, а именно: протоколом об административном правонарушении № от 22 февраля 2017 года, актом об обнаружении правонарушения от 20 февраля 2015 года, материалами исполнительного производства и другими доказательствами, содержание которых подробно приведено в решении судьи.
При рассмотрении дела на основании статьи 26.1 КоАП РФ должностным лицом и судьей районного суда установлены все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, дана правильная оценка представленным доказательствам в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ. Правовых оснований для переоценки доказательств не имеется.
Наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 17.15 КоАП РФ в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалами дела подтверждается, что у должника имелась реальная возможность для выполнения в установленный срок все содержащихся в исполнительном документе требований, но администрацией Аликовского района Чувашской Республики не были приняты все зависящие от нее меры.
Доказательств того, что исполнение было невозможно вследствие чрезвычайных, объективно непредотвратимых и иных непреодолимых обстоятельств, находящихся вне контроля должника, администрацией не представлено.
Аргументированных доводов об отсутствии в действиях администрации Аликовского района состава вмененного правонарушения, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы должностного лица и суда, в жалобе не приведено.
Доводы жалобы о том, что администрацией приняты все зависящие от нее меры по выполнению требований судебного пристава – исполнителя, а также о наличии уважительных причин, препятствовавших своевременному исполнению указанных требований, являются несостоятельными.
В обоснование этих доводов в жалобе автор указывает на обращение в представительный орган местного самоуправления о выделении бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения решений судов, в том числе в отношении В.Л.Е., в удовлетворении которых было отказано, а также на длительность процедуры осуществления закупки требуемого жилого помещения, установленной Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Однако указанные действия администрации нельзя признать исчерпывающими мерами по исполнению требований судебного пристава – исполнителя.
Установлено, что о необходимости исполнения решения Красноармейского районного суда Чувашской Республики должнику было известно с момента возбуждения исполнительного производства 20 августа 2015 года.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30.07.2001 N 13-П, под уважительными причинами необходимо понимать чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.
Будучи участником бюджетного процесса и обладая необходимыми организационно–распорядительными властными полномочиями, начиная с 20 августа 2015 года администрация не была лишена возможности принять все необходимые меры для своевременного исполнения решения суда, в том числе учесть предстоящие расходы на указанные цели при исполнении бюджетов в период исполнительного производства, и обязана была не только инициировать внесение изменений в бюджет на соответствующие годы с соблюдением требований бюджетного законодательства, но и добиться принятия изменений в бюджет, а также провести процедуру закупки жилого помещения, необходимых для исполнения требований исполнительного производства.
При указанных обстоятельствах, отсутствие финансовых средств в утвержденных бюджетах в рассматриваемый период не является уважительной причиной для неисполнения требований исполнительного документа в течение длительного периода.
Так как наличие объективной невозможности исполнения требования исполнительного документа в установленные судебным приставом-исполнителем сроки и отсутствие вины должника в совершении вменяемого административного правонарушения не установлено, постановление должностного лица и решение судьи являются законными и обоснованными, оснований для их отмены не имеется, при этом при производстве по делу об административном правонарушении существенных процессуальных нарушений не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
постановление начальника Аликовского РОСП Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике – старшего судебного пристава ФИО2 от 6 марта 2017 года и решение судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 20 апреля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, в отношении администрации Аликовского района Чувашской Республики оставить без изменения, жалобу главы администрации Аликовского района Чувашской Республики ФИО1 – без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики А.В. Голубев