ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-29/2013 от 15.05.2013 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

<.>

<.>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

РЕШЕНИЕ

от 15 мая 2013 г. N 21-29/2013, Махачкала

Судья Верховного Суда Республики Дагестан Магомедова А.М., рассмотрев жалобу первого заместителя председателя Единой комиссии Администрации МО «город Дагестанские Огни» Гаджикурбанова Н. Г. на решение Советского районного суда г. Махачкала от 19 февраля 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - первого заместителя председателя Единой комиссии Администрации МО «город Дагестанские Огни» Гаджикурбанова Н. Г..

установил:

Постановлением и.о. руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан Халлаева Д.М. по делу об административном правонарушении № от 19.12.2012 года заместитель председателя Единой комиссии Администрации МО «город Дагестанские Огни» Гаджикурбанов Н. Г. подвергнут к административному штрафу в размере <.> рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ.

Гаджикурбанов Н.Г. обратился в Советский районный суд г. Махачкала с жалобой об отмене указанного постановления и прекращении производства по делу.

Решением Советского районного суда г.Махачкала от 19 февраля 2013 года постановлено:

«Постановление УФАС РФ по РД по делу № об административном правонарушении о привлечении Гаджикурбанова Н. Г. к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу Гаджикурбанова Н.Г. без удовлетворения».

Не согласившись с указанным решением первым заместителем председателя Единой комиссии Администрации МО «город Дагестанские Огни» Гаджикурбановым Н.Г. в Верховный суд Республики Дагестан подана жалоба об отмене указанного решения суда и прекращении производства по административному делу в связи с отсутствием в его действиях административного правонарушения, указывая, что постановление УФАС о наложении на него штрафа было вынесено по результатам внеплановой проверки, однако какие-либо основания для проведения внеплановой проверки у УФАС отсутствовали, кроме того, судом не учтено его материальное положение и назначен максимальный штраф.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель УФАС по РД Агамизаев В.А. (по доверенности от 28.01.2013 года №) просил оставить жалобу Гаджикурбанова Н.Г. без удовлетворения, а решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным, пояснив, что заявка на участие в конкурсе от имени МУП «ТРК «ТВ Дагестанские Огни» была подана руководителем МУП «ТРК «ТВ Дагестанские Огни» (как указано в самой заявке), однако к заявке не приложен документ, подтверждающий его полномочия, а именно приказ о его назначении на должность или решение об избрании или назначении на должность, также в заявке отсутствовали сведения о том, является ли указанная сделка крупной согласно учредительным документам данного юридического лица, и в случае, если указанная сделка является крупной для данного юридического лица отсутствовало решение об одобрении крупной сделки; внеплановая проверка была проведена на основании ч.ч. 5, 6 ст. 17 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд» в связи с поступлением информации о нарушении законодательства, указанные нарушения Управлением ФАС были обнаружены на официальном сайте.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения представителя УФАС по РД Агамизаева В.А., оснований для отмены или изменения постановления не усматриваю.

В соответствии с частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение членом конкурсной или единой комиссии порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе на право заключить контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчика, порядка открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в таком конкурсе и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, либо нарушение членом конкурсной, аукционной или единой комиссии порядка отбора участников конкурса или участников аукциона на право заключить контракт, в том числе отказ в допуске к участию в конкурсе или аукционе по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, либо нарушение членом аукционной или единой комиссии порядка проведения аукциона, влечет наложение административного штрафа в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей.

В соответствии с ч. 3 ст. 25 Федерального закона №94-ФЗ от 21.07.2005г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» заявка на участие в конкурсе должна содержать:

документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника размещения заказа без доверенности (далее для целей настоящей главы - руководитель). В случае, если от имени участника размещения заказа действует иное лицо, заявка на участие в конкурсе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника размещения заказа, заверенную печатью участника размещения заказа и подписанную руководителем участника размещения заказа (для юридических лиц) или уполномоченным этим руководителем лицом, либо нотариально заверенную копию такой доверенности. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем участника размещения заказа, заявка на участие в конкурсе должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица;

решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и если для участника размещения заказа поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом контракта, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, обеспечения исполнения контракта являются крупной сделкой.

Согласно материалам дела Управлением ФАС по РД была проведена внеплановая проверка Администрации ГО «город Дагестанские Огни» на предмет соблюдения законодательства о размещении заказов.

Согласно решению инспекции УФАС по РД № 54 по результатам внеплановой проверки Администрации ГО «город Дагестанские Огни» на предмет соблюдения законодательства о размещении заказов Администрацией ГО «город Дагестанские Огни» был проведен открытый конкурс № на оказание в 2012 году услуг по освещению деятельности органов местного самоуправления городского округа «г.Дагестанские Огни» через средства телевизионного вещания на территории городского округа (извещение от 16.01.2012г). Начальная (максимальная) цена контракта - <.> рублей. На участие в конкурсе подана 1 заявка - от МУП ТРК «ТВ Дагестанские Огни». В нарушение требований закона заявка МУП «ТРК «ТВ Дагестанские Огни» не содержит документа, подтверждающего полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа, а также решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения.

Как видно из заявки МУП ТРК «ТВ Дагестанские Огни» на участие в открытом конкурсе № на оказание в 2012 году услуг по освещению деятельности органов местного самоуправления городского округа «г.Дагестанские Огни» через средства телевизионного вещания на территории городского округа, исследованной в судебном заседании в Верховном суде РД, она подана руководителем МУП «ТРК «ТВ Дагестанские Огни» (как указано в самой заявке), однако к заявке не приложен документ, подтверждающий его полномочия, а именно приказ о его назначении на должность или решение об избрании или назначении на должность, также в заявке отсутствуют сведения о том, является ли указанная сделка крупной согласно учредительным документам данного юридического лица, и в случае, если указанная сделка является крупной для данного юридического лица, отсутствует решение об одобрении крупной сделки.

При таких обстоятельствах является установленным, что закона заявка МУП «ТРК «ТВ Дагестанские Огни» не содержит документа, подтверждающего полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа, а также решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения.

Жалоба Гаджикурбанова Н.Г. не содержит доводов, опровергающих указанный вывод суда.

Согласно п. 4. ч. 1 ст. 12 Закона о размещении заказов при рассмотрении заявок на участие в конкурсе или заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случае:

несоответствия заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе требованиям конкурсной документации либо документации об аукционе, в том числе наличие в таких заявках предложения о цене контракта, превышающей начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), начальную (максимальную) цену единицы товара, начальную (максимальную) цену запасных, частей (каждой запасной части) к технике, к оборудованию, начальную (максимальную) цену единицы услуги и (или) работы.

Таким образом, Единой комиссией Администрации ГО «город Дагестанские Огни» заявка МУП «ТРК «ТВ Дагестанские Огни» необоснованно допущена к участию в открытом конкурсе № на оказание в 2012 году услуг по освещению деятельности органов местного самоуправления городского округа «г.Дагестанские Огни» через средства телевизионного вещания на территории городского округа.

Указанное решение Единой    комиссии оформлено протоколом № рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе от <дата> Протокол подписан зам. председателя Единой комиссии Администрации ГО «<адрес>» Гаджикурбановым Н. Г..

Довод жалобы Гаджикурбанова Н.Г. о том, что внеплановая проверка Управлением ФАС по РД была проведена в отсутствие каких-либо законных оснований для её проведения, является не состоятельным.

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона №94-ФЗ от 21.07.2005г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов заказчиком, уполномоченным органом или специализированной организацией, конкурсной, аукционной или котировочной комиссией, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по созданию, ведению, развитию и обслуживанию официального сайта, организацией, оказывающей услуги по ведению и обслуживанию официального сайта федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ведение реестра контрактов, операторами электронных площадок осуществляется путем плановых и внеплановых проверок.

Согласно ч. 5 указанной статьи внеплановая проверка осуществляется в случае обращения участника размещения заказа с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации или оператора электронной площадки либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, поступления информации о нарушении законодательства Российской Федерации и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов, а также в целях контроля за исполнением предписаний, выданных в соответствии с частью 9 статьи 17.

Согласно ч. 6 этой же статьи в случае поступления информации о неисполнении указанными в части 1 настоящей статьи лицами вынесенных в соответствии с частью 9 настоящей статьи предписаний, а также в случае поступления информации о совершении указанными лицами действия (бездействия), содержащего признаки административного правонарушения, уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе осуществлять также внеплановые проверки при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд, нужд бюджетного учреждения субъекта Российской Федерации или нужд муниципального бюджетного учреждения.

Следовательно антимонопольный орган вправе был провести внеплановую проверку в случае поступления информации о совершении заказчиком, уполномоченным органом действия (бездействия), содержащего признаки административного правонарушения.

Каких-либо специальных требований к источнику информации Закон о размещении заказов не предъявляет.

В данном случае информация поступила в УФАС по РД с официального сайта РФ для размещения заказов в сети Интернет. Нарушение выражалось в том, что заявка МУП «ТРК «ТВ Дагестанские Огни» не содержит документа, подтверждающего полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа, а также решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения.

При таких обстоятельствах, проводя внеплановую проверку, антимонопольный орган действовал в соответствии с законом в рамках своих полномочий.

Довод жалобы Гаджикурбанова Н.Г. о том, что судом не учтено, что на его иждивении находятся малолетние дети и ему назначен максимальный штраф, также является не состоятельным.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения может быть назначено в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ, в связи с чем судья, орган, должностное лицо не вправе назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи, а также с превышением пределов, перечень которых четко определен названным Кодексом.

В ст. 3.5 КоАП РФ установлены общие пределы административного наказания в виде штрафа.

Указанная статья определяет минимальный и максимальный размеры административного штрафа, которые могут устанавливаться за совершение административных правонарушений: в отношении граждан он не может превышать пяти тысяч рублей, в отношении должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей, в отношении юридических лиц - одного миллиона рублей. Размер административного штрафа не может быть менее ста рублей.

При этом необходимо учитывать, что в ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ закреплены и иные способы исчисления размера административного штрафа.

Так, в п. 5 ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ определено, что при назначении административного наказания за правонарушения, связанные с размещением государственных (муниципальных) заказов, административный штраф может выражаться, помимо ранее указанных в Кодексе величин, в размере, кратном начальной (максимальной) цене государственного или муниципального контракта.

Часть 2 ст. 7.30 КоАП РФ предусматривает административную ответственность, в частности, за нарушение членом конкурсной или единой комиссии порядка отбора участников конкурса или участников аукциона на право заключить государственный или муниципальный контракт в виде наложения административного штрафа в размере одного процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей.

Как следует из буквального содержания санкции указанной нормы, она не предоставляет право органу, должностному лицу назначать административное наказание в виде штрафа в размере, определенном по своему усмотрению в пределах от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей, поскольку основным критерием определения суммы административного штрафа в этой ситуации является начальная (максимальная) цена контракта.

Минимальные и максимальные же пределы административного штрафа в данном случае установлены только для тех ситуаций, когда размер штрафа, рассчитанный из начальной (максимальной) цены контракта, составляет сумму, не превышающую пять тысяч рублей или превышающую тридцать тысяч рублей.

Если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что один процент от начальной (максимальной) цены контракта составляет сумму, меньшую, чем пять тысяч рублей, то органом, должностным лицом должно быть назначено административное наказание в виде штрафа в размере пяти тысяч рублей.

В случае, когда один процент от начальной (максимальной) цены контракта составляет сумму, превышающую тридцать тысяч рублей, орган, должностное лицо обязаны назначить наказание в виде наложения административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей.

Из приведенных выше доводов следует, что санкция ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ является абсолютно определенной и с учетом положений ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ выход за ее пределы недопустим.

Действия Гаджикурбанова Н.Г. правильно квалифицированы по ч. 2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении Гаджикурбанова Н.Г. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено и.о. руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан Халлаевым Д.М. с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Доводы жалобы Гаджикурбанова Н.Г. были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана правильная оценка.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьёй 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

решение Советского районного суда г.Махачкала Республики Дагестан от 19февраля 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ в отношении должностного лица - первого заместителя председателя Единой комиссии Администрации МО «город Дагестанские Огни» Гаджикурбанова Н. Г. оставить без изменения, жалобу первого заместителя председателя Единой комиссии Администрации МО «город Дагестанские Огни» Гаджикурбанова Н. Г. - без удовлетворения.

Судья Верховного Суда

Республики Дагестан А.М. Магомедова