ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-29/2015 от 05.03.2015 Липецкого областного суда (Липецкая область)

ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 Судья Баранов С.В. Дело №21-29/2015 г.

Р Е Ш Е Н И Е

 5 марта 2015 года город Липецк



 Судья Липецкого областного суда Поддымов А.В., рассмотрев жалобу главы администрации сельского поселения Чернавский сельсовет Измалковского муниципального района Липецкой области ФИО1 на постановление главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Липецкой области от 8 декабря 2014 года и решение судьи Елецкого районного суда Липецкой области от 13 января 2015 года, вынесенные в отношении главы администрации сельского поселения Чернавский сельсовет Измалковского муниципального района Липецкой области ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:



 Постановлением главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Липецкой области от 8 декабря 2014 года глава сельского поселения Чернавский сельсовет Измалковского муниципального района ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

 Не согласившись с указанным постановлением должностного лица, глава сельского поселения Чернавский сельсовет Измалковского муниципального района ФИО1 обратился в Елецкий районный суд Липецкой области суд с жалобой.

 Решением судьи Елецкого районного суда Липецкой области от 13 января 2015 года постановление оставлено без изменения.

 В настоящей жалобе глава сельского поселения Чернавский сельсовет Измалковского муниципального района ФИО1 просит отменить постановление и решение, считая их незаконными.

 Выслушав главу сельского поселения Чернавский сельсовет Измалковского муниципального района ФИО1, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к выводу о наличии оснований для удовлетворения жалобы.

 Как усматривается из материалов дела, прокуратурой Измалковского района Липецкой области с участием государственного инспектора в области охраны окружающей среды проведена проверка соблюдения администрацией сельского поселения Чернавский сельсовет Измалковского муниципального района законодательства об обращении с отходами производства и потребления, в ходе которой установлено, что администрацией сельского поселения в нарушение статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» на территории сельского поселения надлежащим образом не организован сбор и вывоз отходов производства и потребления. В ходе проверки 11 ноября 2014 года установлено, что в 220 м. южнее автозаправки «Подсолнух» в с. Чернава и в 110 м. севернее правого берега р. Б.Сосна в песочном карьере осуществлены многочисленные сбросы бытового мусора и отходов производства. Мусор лежит непосредственно на земле в хаотичном порядке на участке размером около 200 кв.м., и объемом не менее 200 куб.м., подвержен воздействию осадков. Указанная несанкционированная свалка образована в 2014 году, при этом санитарно-эпидемиологическое заключение на размещение бытовых отходов на данном земельном участке отсутствует.

 Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения главы сельского поселения Чернавский сельсовет Измалковского муниципального района ФИО1 к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 С таким решением согласиться нельзя по следующим основаниям.

 В силу положений частей 1 и 4 статьи1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

 Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

 В силу положений статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

 Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.

 При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.

 Согласно статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

 В силу статьи1 Федерального закона от 24 июня 1998г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления представляют собой остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; использование отходов представляет собой применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; обезвреживание отходов - это обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; сбор отходов - приём или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

 В соответствии с частью 1 статьи8 названного Федерального закона, части 1 статьи7 Федерального закона от 10 января 2002г. N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и пункта18 части 1 статьи14 Федерального закона от 6 октября 2003г. N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

 Частью 2 статьи13 Федерального закона от 24 июня 1998г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 Пунктом 2 подраздела 1 раздела 6 Правил благоустройства территорий Измалковского муниципального района Липецкой области Российской Федерации, утв. решением Совета депутатов Измалковского муниципального района Липецкой области от 4 апреля 2014 года N 73-рс (далее – Правила), предусмотрено, что сбор, вывоз, переработка и (или) утилизация отходов (в том числе крупногабаритных, строительных и других отходов) на территории района осуществляются собственниками отходов на основании договоров, заключенных со специализированными организациями, либо самостоятельно при наличии соответствующей лицензии, предусмотренной действующим законодательством Российской Федерации.

 Согласно п.3 подраздела 1 раздела 6 Правил органы местного самоуправления района и поселений организуют деятельность по сбору, вывозу, переработке и утилизации отходов на территории района, в том числе информируют физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в данной сфере правоотношений.

 В соответствии с п.20 подраздела 1 раздела 6 Правил в случае если собственник отходов, осуществляющий хозяйственную деятельность, не являющийся собственником земельного участка, здания, строения, сооружения, не организовал сбор, вывоз и утилизацию отходов самостоятельно, обязанности по сбору, вывозу и утилизации отходов возлагаются на собственника земельного участка, здания, строения, сооружения.

 Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что земельный участок, на котором расположены отходы производства и потребления, находится по адресу: Липецкая область, Измалковский район, в 220 м. южнее автозаправки «Подсолнух» и в 110 м. севернее правого берега реки Б. Сосна (территория песочного карьера и прилегающая к нему, координаты: широта – 52°28"06,65"; долгота - 38°01,49,15", кадастровый номер 48:09:1930101:89).

 Согласно ответу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области от 3 марта 2015 года земельный участок с кадастровым номером 48:09:1930101:89 является обособленным земельным участком и входит в состав земельного участка с кадастровым номером 48:09:0000000:163, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, соответственно, в состав земель населенных пунктов не входит. Данный земельный участок входит в районный фонд перераспределения земель Измалковского муниципального района и был предоставлен администрацией Измалковского муниципального района Липецкой области в аренду ООО Агрофирма «Настюша Измалково», которая передала свои права и обязанности по договору аренды ООО «Елецкий Агрокомплекс», которое до настоящего времени является арендатором данного земельного участка.

 Таким образом, земельный участок, на котором обнаружены отходы производства и потребления, расположен за пределами границ населенного пункта с. Чернава и находится в ведении не администрации сельского поселения Чернавский сельсовет Измалковского муниципального района, а администрации Измалковского муниципального района.

 В письменных объяснениях от 12 ноября 2014 года глава сельского поселения Чернавский сельсовет Измалковского муниципального района ФИО1 указывал на то, что причиной образования несанкционированной свалки отходов является несознательное поведение граждан.

 В жалобе от 30 января 2015 года глава сельского поселения Чернавский сельсовет Измалковского муниципального района ФИО1 ссылался на то, что в материалах дела не имеется доказательств того, что указанные отходы были размещены жителями с. Чернава.

 При рассмотрении жалобы глава сельского поселения Чернавский сельсовет Измалковского муниципального района ФИО1 пояснил, что жители с. Чернава не складировали отходы в указанном месте, поскольку на территории населенного пункта с. Чернава организован сбор и вывоз бытовых отходов и мусора.

 В подтверждение своих доводов о надлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора глава сельского поселения Чернавский сельсовет Измалковского муниципального района ФИО1 представил фотографии с изображением контейнеров, договор на услуги по вывозу бытовых отходов с МУП «Измалково-Сервис», график вывоза ТБО на 2014 года МУП «Измалково-Сервис» по Измалковскому району.

 Доказательств того, что складирование отходов производства и потребления осуществили жители с. Чернава, в материалах дела не имеется.

 Изложенное исключает наличие в деянии главы сельского поселения Чернавский сельсовет Измалковского муниципального района ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 При таких обстоятельствах постановление главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Липецкой области от 8 декабря 2014 года и решение судьи Елецкого районного суда Липецкой области от 13 января 2015 года, вынесенные в отношении главы администрации сельского поселения Чернавский сельсовет Измалковского муниципального района Липецкой области ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

 Руководствуясь статьями 30.1 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья



Р Е Ш И Л:



 Жалобу главы администрации сельского поселения Чернавский сельсовет Измалковского муниципального района Липецкой области ФИО1 удовлетворить.

 Постановление главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Липецкой области от 8 декабря 2014 года и решение судьи Елецкого районного суда Липецкой области от 13 января 2015 года, вынесенные в отношении главы администрации сельского поселения Чернавский сельсовет Измалковского муниципального района Липецкой области ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

 Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.



 Судья подпись А.В. Поддымов

 Верно:

 Судья



 Секретарь