ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-2/2017 от 10.01.2017 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело № 21-2/2017

№ 21-735/2016

Р Е Ш Е Н И Е

10 января 2017 года гор. Симферополь

Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев жалобу ФИО1 на решение Джанкойского районного суда Республики Крым от 11.10.2016 г. № 12-32/2016 по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица Общества с ограниченной ответственностью «Азовчане» ФИО1 по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л :

Постановлением консультанта отдела оперативного реагирования и экологической безопасности управления государственного экологического надзора – государственного инспектора Республики Крым ФИО2 № 001006/0259/60 от 30 августа 2016 года должностное лицо – специалист по охране труда Общества с ограниченной ответственностью «Азовчане» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде предупреждения.

Решением судьи Джанкойского районного суда Республики Крым от 11.10.2016 г. № 12-32/2016 жалоба ФИО3 на постановление государственного инспектора Республики Крым ФИО2 № 001006/0259/60 от 30 августа 2016 года оставлена без удовлетворения, а указанное постановление – без изменения.

Не согласившись с принятым решением, ФИО1 подал жалобу, в которой просит указанное решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым отменить постановление должностного лица № 001006/0259/60 от 30 августа 2016 года, прекратив производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Жалоба мотивирована тем, что в протоколе об административном правонарушении, составленном в отношении ФИО3, не указано место совершения и событие административного правонарушения. Также заявитель указывает, что судом первой инстанции неверно истолкованы доводы жалобы, поскольку, в его должностные обязанности, как специалиста по охране труда, в период проведения проверки, входили только общий контроль за соблюдением не предприятии правил временного хранения, накопления, транспортировки и размещения отходов производства и потребления ООО «Азовчане». Непосредственно с отходами 1-4 класса опасности заявитель не контактировал и допуска к осуществлению такой деятельности не имел. К обращению с отходами 1-4 класса опасности ФИО3 допущен только после прохождения соответствующего обучения в соответствии с приказом по предприятию от 30.08.2016 года № 49-о/д. Кроме того, заявитель указывает на то, что документальное подтверждение об отсутствии с его стороны нарушений в части разработки приказов, распоряжений об утверждении мест складирования отходов на предприятии, учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другими лицами или полученных от других лиц и размещенных отходов было предоставлено с возражениями на протокол об административном правонарушении и учтено при вынесении постановления по делу об административном правонарушении.

Изучив материалы дела, проверив изложенные в жалобе доводы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы в связи со следующим.

В соответствии со ст.ст. 24.1, 26.1, 26.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении обстоятельства правонарушения должны быть выяснены всесторонне, полно, объективно и своевременно в их совокупности. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Как усматривается из материалов дела, на основании приказа Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 04 августа 2016 года № 1602 «О проведении внеплановой выездной проверки ООО «Азовчане», сотрудниками Министерства в период с 05 августа 2016 года по 11 августа 2016 года проведена проверка деятельности Общества, с целью выявления возможных нарушений требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления в части несанкционированного складирования отходов, исполнения требований земельного законодательства в части порчи земель в результате нарушения правил обращения с опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами, что отражено в акте №13 от 11.08.2016 г.

Консультантом отдела оперативного реагирования и экологической безопасности управления государственного экологического надзора – государственного инспектора Республики Крым ФИО2 в отношении должностного лица – специалиста по охране труда Общества с ограниченной ответственностью «Азовчане» ФИО3 23.08.2016 г. составлен протокол №000109 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ.

В постановлении государственного инспектора Республики Крым ФИО2 от 30.08.2016 №001006/0259/60 установлено, что специалист по охране труда ООО «Азовчане» ФИО3 совершил административное правонарушение, выразившееся в не оформлении документов о квалификации лиц, выданных по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности; не обеспечении направления отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в адрес Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым.

Указанным постановлением ФИО3 признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.8.2 КоАП РФ, с назначением ему административного наказания в виде предупреждения.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности Общества является производство соленого, вареного, запеченного, копченого, вяленого и прочего мяса (код ОКВЭД 10.13.1).

Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Пунктом 1 статьи 15 ФЗ «Об отходах производства и потребления» лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности.

В соответствии с удостоверением о повышении квалификации – ФИО1 в период с 08 августа 2016 года по 25 августа 2016 повысил квалификацию в Частном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Учебный центр «Стандарт» по программе «Профессиональная подготовка лиц на право работы с опасными отходами 1-4 класса опасности», что подтверждает вывод государственного инспектора о том, что на момент проведения проверки 05-11.08.2016 года, лицо, допущенное к обращению с отходами I - IV классов опасности, не имело профессиональной подготовки на право работы с отходами.

Состав правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушением требований природоохранного законодательства.

В соответствии с п.8 ст.18 ФЗ «Об отходах производства и потребления» субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Порядок представления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Приказом Минприроды РФ от 16.02.2010 N 30 утвержден Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности).

Порядок регулирует представление и контроль отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает требования к содержанию и представлению отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.

Пунктом 3 Порядка установлено, что субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке Отчетность в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы.

Согласно пункту 5 Порядка отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом.

Поскольку Общество с ограниченной ответственностью «Азовчане» относится к категории субъектов среднего предпринимательства, в связи с чем в обязанность его должностных лиц, наделенных соответствующими полномочиями, входит предоставление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов в Министерство экологии и природных ресурсов.

Согласно абз. 2,3 п.2 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, индивидуальные предприниматели и юридические лица, отнесенные в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в соответствующие территориальные органы Росприроднадзора отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) в уведомительном порядке в соответствии с порядком, утвержденным Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Лимитами на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства являются количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности).

Как усматривается из материалов и правильно установлено судом первой инстанции, приказом генерального директора ООО «Азовчане» № 2-о/д от 12 января 2015 года специалист по охране труда ФИО3 назначен ответственным лицом за соблюдением на предприятии законодательства в области охраны окружающей среды, проведением производственного экологического контроля, а так же контроля соблюдения установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду; за ведение учетной документации, составление расчетов и отчетов по отходам и выбросам загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Согласно пунктам 2.14, 2.15 должностной инструкции специалиста по охране труда общества с ограниченной ответственностью «Азовчане», утвержденной генеральным директором предприятия ФИО4 31 декабря 2014 года, специалист по охране труда отвечает за соблюдение на предприятии законодательства в области охраны окружающей среды, проведение производственного экологического контроля, а так же контроля соблюдения установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду; отвечает за ведение учетной документации, составление расчетов и отчетов по отходам и выбросам загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Согласно должностной инструкции инженера по охране окружающей природной среды, утвержденной генеральным директором ООО «Азовчане» ФИО4 11 января 2016 года, с которой ФИО3 ознакомлен и обязался ее выполнять, в обязанности ФИО3 входит отчетность перед государственными надзорными инстанциями по вопросам экологии и природопользования ООО «Азовчане» в соответствии с существующими требованиями (п.2.5 Инструкции), своевременное предоставление данных по вопросам образования и обращения с отходами производства ООО «Азовчане» в контролирующие органы (п.4.3 Инструкции), а так же контроль за соблюдением правил временного хранения, накопления, транспортировки и размещения отходов производства и потребления ООО «Азовчане».

Таким образом, должностным лицом – специалистом по охране труда Общества с ограниченной ответственностью «Азовчане» ФИО3, ответственным за соблюдение на предприятии законодательства в области охраны окружающей среды, не предоставлено доказательств направления в Министерство экологии и природных ресурсов отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов в сроки, установленные действующим законодательством.

При этом, орган государственной власти, в который предоставляется такая отчетность, строго определен законом. В данном случае таковым является Министерство экологии и природных ресурсов.

В рассматриваемом случае должностным лицом ООО «Азовчане» ФИО3 допущено административное правонарушение, выраженное в несоблюдении экологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами, что в свою очередь является объективной стороной правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, а именно: является действиями, состоящими в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Факт нарушения действующего законодательства подтверждается актом проверки, протоколом об административном правонарушении и другими материалами дела об административном правонарушении.

Довод жалобы о том, что в должностные обязанности ФИО3, как специалиста по охране труда, в период проведения проверки, входили только общий контроль за соблюдением не предприятии правил временного хранения, накопления, транспортировки и размещения отходов производства и потребления ООО «Азовчане», при этом допуска к осуществлению деятельности с отходами 1-4 класса он не имел, опровергается положениями вышеуказанных должностных инструкций и приказа генерального директора ООО «Азовчане».

Доказательств, опровергающих обстоятельства, установленные административным органом, должностным лицом – специалистом по охране труда Общества с ограниченной ответственностью «Азовчане» ФИО3 не представлено.

Довод жалобы о том, что в протоколе об административном правонарушении, составленном в отношении ФИО3, не указано место совершения и событие административного правонарушения, был предметом рассмотрения в суде первой инстанции, чему дана надлежащая правовая оценка.

Иные доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, которые были исследованы судьей Джанкойского районного суда Республики Крым. Указанные доводы противоречат совокупности собранных по делу доказательств, не основаны на законе и не ставят под сомнение наличие в действиях ФИО3 объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.

При производстве по делу об административном правонарушении, а также при рассмотрении жалобы заявителя в Джанкойском районном суде Республики Крым, юридически значимые обстоятельства определены правильно, доказательства получены с соблюдением установленных КоАП РФ процессуальных требований, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.

Несогласие апеллянта с выводами суда, не свидетельствует о том, что судьей допущены существенные нарушения Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Поскольку жалоба на решение Джанкойского районного суда Республики Крым от 11.10.2016 г. № 12-32/2016 по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица Общества с ограниченной ответственностью «Азовчане» ФИО1 по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не содержит правовых и фактических обстоятельств, влекущих отмену принятого по делу судебного акта, основания для отмены решения суда отсутствуют.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым

р е ш и л:

Жалобу должностного лица – специалиста по охране труда Общества с ограниченной ответственностью «Азовчане» ФИО1 на решение Джанкойского районного суда Республики Крым от 11.10.2016 г. № 12-32/2016 – оставить без удовлетворения.

Решение Джанкойского районного суда Республики Крым от 11.10.2016 г. № 12-32/2016 в отношении должностного лица – специалиста по охране труда Общества с ограниченной ответственностью «Азовчане» ФИО1 – оставить без изменения.

Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.

Судья подпись Е.Г. Тимошенко

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>