Судья Жванько З.И. Дело № 21-2/21
Р Е Ш Е Н И Е
01 марта 2021 года г. Краснодар
Судья Краснодарского краевого суда Талинский О.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе заместителя главного государственного инспектора г-к Анапа по использованию и охране земель <ФИО>3 на решение судьи Анапского районного суда Краснодарского края от 27 ноября 2020 года,
установил:
постановлением заместителя главного госинспектора г-к Анапа по использованию и охране земель <ФИО>3 от <Дата ...><№...>, <ФИО>1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде наложения штрафа, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на физических лиц в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 10 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, <ФИО>1 обжаловал его в Анапский районный суд Краснодарского края.
Решением судьи Анапского районного суда Краснодарского края от <Дата ...> жалоба постановление заместителя главного государственного инспектора г. - к. Анапа по использованию и охране земель Кишинёк А.А. от <Дата ...><№...> о привлечении <ФИО>1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ отменено, дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ в отношении <ФИО>1 направлено на новое рассмотрение заместителю главного государственного инспектора г.-к. Анапа по использованию и охране земель Кишинёк А.А.
В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, заместитель главного государственного инспектора г-к Анапа по использованию и охране земель <ФИО>3 просит решение судьи отменить. В обоснование доводов жалобы указал, что решение суда первой инстанции незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, без учета фактических обстоятельств дела.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Выслушав исследовав материалы дела, заслушав <ФИО>1 оценив имеющиеся в деле доказательства, судья вышестоящей инстанции полагает, что решение судьи районного суда отмене не подлежит.
В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.8. КоАП РФ использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере 0.5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей, на должностных лиц, к каковым отнесены индивидуальные предприниматели от 1 до 1.5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей.
В соответствии с подп. 8 п. 1 ст. 1. п. 2 ст. 7 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В силу положений ст. 7. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно п. 3. 4 ч. 5 сг. 8 Федерального закона от <Дата ...> N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в кадастр недвижимости в числе иных вносятся сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок, а также виде или видах его разрешенного использования.
В соответствии с п. 2 ст. 85 ЗК РФ, ч. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительным регламентом, который обязателен для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (части 1, 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 1 ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями. используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Согласно ст. 8 ЗК РФ порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
Пунктом 2 ст. 78 ЗК РФ, регламентирующей порядок использования земель сельскохозяйственного назначения, предусмотрена возможность использования земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставленных на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов иных трубопроводов, при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.
Согласно п.8 ст. 90 ЗК РФ земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов.
На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона Российской Федерации от <Дата ...> ода N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" Единая система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно- правовой форме и порядке, получившей объекты указанного комплекса в собственность в процессе приватизации либо создавшей или приобретшей их на других основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Единая система газоснабжения является основной системой газоснабжения в Российской Федерации, и ее деятельность регулируется государством в порядке. установленном законодательством Российской Федерации.
Магистральный газопровод является линейным объектом (Правила охраны магистральных трубопроводов, утвержденные Минтопэнерго РФ <Дата ...>. постановление Госгортехнадзора РФ от <Дата ...> N 9, постановление Правительства Российской Федерации от <Дата ...> N 504 "О перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов". СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП <Дата ...>-85).
<Дата ...> должностным лицом Управления Росреестра по Краснодарскому краю <ФИО>4 в отношении <ФИО>1 составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.
Постановлением заместителя главного государственного инспектора г. - к. Анапа по использованию и охране земель Кишинёк А.А. от <Дата ...><№...><ФИО>1 привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что согласно сведениям, от <Дата ...>, содержащимся в <...>», земельный участок с кадастровым номером <...>. расположенный по адресу: РФ. <...>, <Адрес...>, <...>», <...> имеет вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, площадью 17 000 кв.м. Собственником вышеуказанного земельного участка является <ФИО>1, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости <№...> от <Дата ...>.
На части земельного участка с кадастровым номером <...> расположена ГРС <Адрес...> - Разовая Распределительная Станция. Эксплуатацию и коммерческое использование осуществляет юридическое лицо <...>».
В материалах дела имеется договор аренды от <Дата ...>, заключенный между <ФИО>1 (арендодатель) и ПАО «Газпром» (арендатор) на срок до <Дата ...>, согласно которому арендатором приняты в аренду части земельного участка с кадастровым номером 23:37:0716000:91, расположенный по адресу: РФ. Краснодарский край, <Адрес...>. <...>», <...> целях строительства на арендуемой части в рамках реализации проекта "Увеличение подачи газа в юго - западные районы <...>" объекта (магистральный газопровод диаметром трубы - 500 мм, вдольтрассовый кабель BOJ1C, вдольтрассовая ЛЭП - 10 кВ и притрассовые сооружения: площадка ГРС <Адрес...>, подъездная автодорога).
Дополнительными соглашениями к указанному договору <№...> от <Дата ...>. <№...> от <Дата ...>. <№...> от <Дата ...>. <№...> от <Дата ...>, <№...> от <Дата ...>, <№...> от <Дата ...>, <№...> от <Дата ...> срок действия договора аренды части земельного участка продлен до <Дата ...>.
Таким образом, с учетом положений ст. ст. 78. 90 ЗК РФ для строительства и эксплуатации магистральных газопроводов отсутствуют основания для обязательного перевода земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и транспорта.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Исходя из приведенных норм, бремя доказывания наличия безусловных оснований к принятию решения о применении мер административной ответственности возлагается на должностных лиц уполномоченных государственных органов.
По смыслу ст. 1.5 Кодекса КоАП РФ во взаимосвязи с нормами статей 26.1. 29.1. 29.9 Кодекса, совокупность ряда достаточных и неопровержимых доказательств виновности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должна быть представлена и всесторонне исследована до принятия постановления в порядке, установленном главой 29 КоАП РФ.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
При таких обстоятельствах, суд принял обоснованное постановление об отмене постановления заместителя главного государственного инспектора г. - к. Анапа по использованию и охране земель Кишинёк А.А. от <Дата ...><№...> о привлечении <ФИО>1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, поскольку оно не основано на требованиях закона, и направлении дела на новое рассмотрение тому же должностному лицу.
Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Краснодарского краевого суда
решил:
решение судьи Анапского районного суда Краснодарского края от 27 ноября 2020 года оставить без изменения, жалобу заместителя главного государственного инспектора г-к Анапа по использованию и охране земель <ФИО>3 - без удовлетворения.
Судья О.Л. Талинский