ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-30 от 05.03.2013 Саратовского областного суда (Саратовская область)

                                                           дело № 21-30

РЕШЕНИЕ05 марта 2013 года                                                                                     город Саратов   Судья Саратовского областного суда Пескова Ж.А.,

при секретаре Низове И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу конкурсного управляющего открытого акционерного общества (далее - ОАО) «Ниткан-Покровск» ФИО1 на решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 28.11.2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении конкурсного управляющего ОАО «Ниткан-Покровск» ФИО1,

установил:

постановлением заместителя руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области от 22.08.2012 года должностное лицо - конкурсный управляющий ОАО «Ниткан-Покровск» ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей        13.19 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере …. рублей.

Решением Энгельсского районного суда Саратовкой области от 28.11.2012 года вышеназванное постановление оставлено без изменения, жалоба ФИО1 - без удовлетворения.

В жалобе, поступившей в Саратовский областной суд, ФИО1 просит постановление по делу об административном правонарушении отменить, восстановить срок на подачу указанной жалобы. В обоснование доводов жалобы указывает, что Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области до него не были доведены бланки формы № 3-Ф «Сведения о просроченной задолженности по заработной плате» и указания по их заполнению, что предусмотрено Положением об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 года № 620. О необходимости предоставления данных сведений ФИО1 стало известно только 06.07.2012 года. Должностным лицом, ответственным за предоставление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка её предоставления в ОАО «Ниткан-Покровск» является главный бухгалтер общества ФИО5., а не конкурный управляющий. Дело об административном правонарушении было рассмотрено в отсутствие ФИО1, он не был извещён о месте и времени рассмотрения данного дела. В нарушение требований статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении не составлялся. Кроме того, дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности арбитражного управляющего предприятия, признанного банкротом, подведомственны арбитражному суду.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, ФИО1 и его защитник Ж., извещённые о месте и времени рассмотрения жалобы в установленном законом порядке, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении слушания дела не заявили, о причинах неявки суду не сообщили. В соответствии со статьёй 28.6 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.

Проверив законность и обоснованность постановления должностного лица и решения суда первой инстанции в полном объеме (пункт 3 статьи 30.6 КоАП РФ), заслушав объяснения представителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области З., возражавшего против доводов жалобы, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об оставлении постановления заместителя руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области от 22.08.2012 года и решения Энгельсского районного суда Саратовской области от 28.11.2012 года без изменения по следующим основаниям.

Согласно части 1 и части 2 статьи 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Из материалов дела видно, что суд первой инстанции постановил решение по настоящему делу 28.11.2012 года. ФИО1 в судебном заседании не присутствовал. Копия решения направлена конкурсному управляющему по почте 19.12.2012 года, сведения о получении им данного решения отсутствуют. Копия решения суда получена защитником ФИО1 - Б. 24.12.2012 года, согласно почтовому штемпелю на конверте настоящая жалоба на решение районного суда направлена в суд 26.12.2012 года. Таким образом, срок на подачу жалобы не пропущен.

Общественные отношения, возникающие при осуществлении официального статистического учета, регулируются Федеральным законом от 29.11.2007 года          № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации».

В соответствии с положениями части 4 статьи 5 указанного выше закона в системе государственной статистики используются следующие виды документированной информации:

- официальная статистическая информация;

- первичные статистические данные;

- административные данные.

Официальная статистическая информация формируется субъектами официального статистического учета и является сводной. Данная информация разрабатывается в соответствии с федеральным планом статистических работ, в том числе с учетом его актуализации (корректировки). Этот план разрабатывается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти совместно с субъектами официального статистического учета и утверждается Правительством Российской Федерации.

Административные данные - это данные, которые собственно и формируют официальную статистическую информацию, собираются федеральными органами государственной власти, иными федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными организациями, которые вправе собирать данную информацию в рамках своих полномочий. Указанные органы обязаны бесплатно передавать органам официальной статистики требуемую информацию.

Первичными статистическими данными является информация, получаемая от респондентов. Она формируется в органах, куда респонденты обязаны подавать такую информацию. Данная информация представляется юридическими лицами, их филиалами и представительствами, гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (отчитывающимися субъектами).

Согласно статье 6 Федерального закона «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» федеральное статистическое наблюдение проводится в отношении респондентов, которыми являются созданные на территории Российской Федерации юридические лица, органы государственной власти и органы местного самоуправления, филиалы, представительства и подразделения действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций, граждане Российской Федерации, находящиеся на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Российской Федерации (часть 2).

Сбор первичных статистических данных осуществляется по формам федерального статистического наблюдения. Форма федерального статистического наблюдения является формуляром - образцом статистического документа, предназначенным для получения в установленном порядке первичных статистических данных, содержащим вопросы программы наблюдения, место для ответов на них, а также реквизиты подписи должностного лица, ответственного за предоставление статистической информации (лица, уполномоченного предоставлять статистическую информацию от имени юридического лица или от имени гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Российской Федерации), и позволяющим осуществлять унификацию процессов сбора и автоматизированной обработки статистической информации (часть 3).

Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами (часть 4).

В силу частей 1 и 8 статьи 8 Федерального закона «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц при условии их обязательного обезличивания и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.

Бланки утвержденных в установленном настоящим Федеральным законом порядке форм федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению предоставляются респондентам субъектами официального статистического учета безвозмездно.

Условия предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета определены в Положении, утверждённом постановлением Правительством Российской Федерации от 18.08.2008 года № 620.

Из пункта 2 указанного Положения следует, что предоставление респондентами в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета осуществляется с соблюдением следующих условий:

а) формирование субъектами официального статистического учета на основе первичных статистических данных и административных данных официальной статистической информации;

б) наличие форм федерального статистического наблюдения, утвержденных в установленном порядке, и указаний по их заполнению;

в) доведение субъектами официального статистического учета бланков форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению до респондентов;

г) наличие письменного запроса субъекта официального статистического учета о предоставлении административных данных или соглашения об информационном взаимодействии субъекта официального статистического учета и респондента, получающего административные данные.

Согласно пункту 3 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектами официального статистического учета первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами - созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций.

Первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в пункте 3 настоящего Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.

Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются Федеральной службой государственной статистики по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.

Субъекты официального статистического учета размещают формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению на своих официальных сайтах в сети Интернет.

Субъекты официального статистического учета доводят до респондентов безвозмездно бланки форм федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению (пункт 4 Положения).

Руководитель юридического лица назначает должностных лиц, уполномоченных предоставлять статистическую информацию (первичные статистические данные) от имени юридического лица (пункт 5 Положения).

В соответствии с пунктами 10, 11, 14 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектами официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные могут быть предоставлены респондентами субъектам официального статистического учета лично или через представителя, направлены в виде почтового отправления с описью вложения или переданы по телекоммуникационным каналам связи.

Датой предоставления первичных статистических данных и административных данных считается дата отправки почтового отправления с описью вложения, или дата их отправки по телекоммуникационным каналам связи, или дата фактической передачи субъекту официального статистического учета.

Непредоставление или несвоевременное предоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных или административных данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных или административных данных влечет ответственность респондентов, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 13.19 КоАП РФ нарушение должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации - влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Объективная сторона правонарушения заключается, в нарушении порядка представления информации, необходимой для проведения статистических наблюдений. Нарушение порядка предоставления информации может выражаться в нарушении сроков предоставления данных, необходимых для проведения государственных статистических данных.

Приказом Росстата от 19.08.2011 года № 367 (в редакции от 25.08.2011 года, с изменениями от 06.09.2012 года) «Об утверждении статистического инструмента для организации федерального статистического наблюдения за численностью, оплатой труда работников и наукой» утверждены Указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения.

Согласно пункту 1 названных выше Указаний юридическими лицами при наличии просроченной задолженности по заработной плате работникам заполняются по состоянию на 1 число каждого месяца и предоставляются в территориальный орган Росстата по месту своего нахождения на следующий день после отчетной даты сведения по форме № 3-Ф.

Организации-банкроты, на которых введено конкурсное управление, не освобождаются от предоставления сведений по форме № 3-Ф. Только после вынесения определения арбитражного суда о завершении в отношении организации конкурсного производства и внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о его ликвидации (пункт 3 статьи 149 Федерального закона от 26.10.2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)») организация-должник считается ликвидированной и освобождается от предоставления сведений по форме № 3-Ф.

Пунктом 1 статьи 129 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрено, что с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Законом.

В силу статьи 149 указанного Закона конкурсное производство считается завершенным после внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц.

Таким образом, до момента внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности юридическое лицо обязано представлять информацию в органы государственного статистического учета.

Как следует из материалов дела, 30.07.2012 года заместителем прокурора города Энгельса Саратовской области в отношении конкурсного управляющего ОАО «Ниткан-Покровск» ФИО1 возбуждено дело об административном правонарушении, поскольку в нарушение вышеприведённых норм и правил ОАО «Ниткан-Покровск» не представило по состоянию на 01.07.2012 года в адрес отдела государственной статистики в городе Саратове № 2 Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области статистические сведения по форме № 3-Ф «Сведения о просроченной задолженности по заработной плате» за июнь 2012 года, которые должны были быть представлены 02.07.2012 года. Данная информация была предоставлена за пределами установленного законом срока - 13.07.2012 года.

Факт нарушения конкурсным управляющим ОАО «Ниткан-Покровск» ФИО1 порядка предоставления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами, которые всесторонне, полно, объективно и непосредственно исследованы судом первой инстанции, вследствие чего суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности и обоснованности привлечения ФИО1 к административной ответственности по статье 13.19 КоАП РФ.

Поскольку ФИО1 обоснованно привлечён к административной ответственности по статье 13.19 КоАП РФ, то следует согласиться с выводом районного суда об отсутствии оснований для отмены постановления заместителя руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области от 22.08.2012 года.

Довод жалобы о том, чтоТерриториальным органом Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области до ФИО1 не были доведены бланки формы № 3-Ф «Сведения о просроченной задолженности по заработной плате» и указания по их заполнению, не может служить основанием для отмены решения суда первой инстанции и постановления должностного лица.

Бланк формы статистического наблюдения № 3-Ф и указания по его заполнению размещены на официальной сайте в сети Интернет Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области, то есть указанные сведения являются общедоступными. Предоставление же указанных статистических данных является для ОАО «Ниткан-Покровск» обязательным в силу закона.

Не состоятелен довод жалобы и о нарушении при рассмотрении Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области порядка, предусмотренного статьёй 28.2 КоАП РФ.

Из анализа положений части 2 статьи 28.4 КоАП РФ следует, что в случае вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении протокол об административном правонарушении не составляется, постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении рассматривается как равнозначное по своим юридическим последствиям протоколу об административном правонарушении.

Проверка исполнения законодательства о статистическом учете в деятельности ОАО «Ниткан - Покровск» проведена прокуратурой города Энгельса Саратовской области в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», согласно которому составление протокола об административном правонарушении в данном случае не требуется.

В соответствии со статьей 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и такое лицо должно быть надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения дела (часть 2).

Довод жалобы о том, что ФИО1 не был извещён Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении опровергается материалами дела.

Следует также учитывать, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте рассмотрения дела и в случае, когда с указанного им места жительства (регистрации) извещение было возвращено по истечении срока хранения либо в связи с отказом от его получения.

Из материалов дела также следует, что заместителем прокурора города Энгельса Саратовской области приняты необходимые меры для извещения        ФИО1 о явке в прокуратуру для дачи объяснений по существу выявленных нарушений и составления постановления о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 13.19 КоАП РФ.

Довод ФИО1 о том, что он не является субъектом административного правонарушения, во внимание не принимается, расценивается как способ защиты лица, привлекаемого к административной ответственности.

В ходе прокурорской проверки, возбуждения дела об административном правонарушении и его рассмотрении сведения о том, что в ОАО «Ниткан-Покровск» лицом, ответственным за предоставление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, является главный бухгалтер ФИО6 не были представлены ни в прокуратуру города Энгельса Саратовской области, ни в Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области. Не ссылался на данное обстоятельство ФИО1 и в суде первой инстанции, указывал, что принял все зависящие от него меры по предоставлению статистической отчетности и, что совершённое им административное правонарушение является малозначительным.

Довод жалобы о том, что дело об административном правонарушении подведомственно арбитражному суду не состоятелен, основан на неправильном толковании норм права.

Конкурсный управляющий ФИО1 оспаривает постановление о привлечении его к административной ответственности по статье 13.19 КоАП РФ не в качестве субъекта предпринимательской деятельности и не в связи с осуществлением им иной экономической деятельности, а как должностное лицо, привлекаемое к административной ответственности за нарушения законодательства о статистическом учете.

Из положений пункта 3 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ следует, что дела данной категории не подведомственны арбитражному суду.

Иные доводы жалобы сводятся к иной оценке доказательств и иному толкованию закона, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылалось лицо, привлекаемое к административной ответственности, в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных доказательств.

Наказание назначено ФИО1 в пределах санкции статьи 13.19 КоАП РФ и в соответствии с требованиями статьи 4.1 КоАП РФ.

Следует отметить, что судебное постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене в связи с существенными нарушениями процессуальных требований, установленных КоАП РФ, в случае, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Каких-либо существенных процессуальных нарушений при рассмотрении дела не допущено.

Руководствуясь статьями 30.1-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

решил:

решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 28.11.2012 года и постановление заместителя руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области от 22.08.2012 года о привлечении конкурсного управляющего открытого акционерного общества «Ниткан-Покровск» ФИО1 к административной ответственности по статье 13.19 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности оставить без изменения, жалобу конкурсного управляющего открытого акционерного общества «Ниткан-Покровск» ФИО1 - без удовлетворения.

Судья                                                                                                                 Ж.А. Пескова