ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-30 от 12.03.2013 Мурманского областного суда (Мурманская область)

Дело № 21 – 30

Судья – Плескачёва Л.И.

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на решение судьи по делу

об административном правонарушении

г. Мурманск

12 марта 2013 года

Судья Мурманского областного суда Истомина И.В., рассмотрев жалобу Овчининской Г.А. на решение судьи Кандалакшского районного суда Мурманской области от 10 января 2013 года по делу об административном правонарушении,

установил:

Постановлением государственного инспектора РФ по СЗФО отдела надзора на море Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу № *** от 04 сентября 2012 года Овчининская Г.А. привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 8.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере *** (***) рублей.

Решением судьи Кандалакшского районного суда Мурманской области от 10 января 2013 года постановление государственного инспектора РФ по СЗФО отдела надзора на море Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу № *** от 04 сентября 2012 года оставлено без изменения, а жалоба Овчининской Г.А. - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Мурманский областной суд, Овчининская Г.А. просит решение судьи Кандалакшского районного суда Мурманской области от 10 января 2013 года отменить, производство по делу прекратить в связи с существенными нарушениями материального и процессуального права.

В обоснование жалобы указывает, что отбор проб и акт осмотра произведен без ее участия.

Считает, что при рассмотрении дела не дана оценка представленным документам на очистную систему «***», которая имеет экологический сертификат соответствия.

Проверив материалы дела, выслушав Овчининскую Г.А., поддержавшую жалобу, нахожу постановление административного органа и решение судьи подлежащими отмене.

В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч пятисот рублей.

Согласно положениям статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

В силу части 15 ст. 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон запрещается использование сточных вод для удобрения почв, размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов.

Как установлено судьей районного суда в период с 03 по 31 августа 2012 года главным специалистом – экспертом отдела надзора на море (Архангельская область и Ненецкий АО, Мурманская область) в соответствии с приказом Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-западному федеральному округу от 02.08.2012 № *** была проведена рейдовая проверка по соблюдению законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды (л.д.26).

В ходе данной проверки было установлено, что на левом берегу ****** залива Белого моря в *** м. от уреза воды расположен земельный участок, принадлежащий на праве собственности Овчининской Г.А. (свидетельство о государственной регистрации права серии *** от ***.2003). На садовом участке находятся садовый домик площадью ***, баня, туалет, сарай, колодец. Для очистки бытовых сточных вод установлен септик «***».

На восточной стороне находится дренажный сток, собирающий ливневые стоки со складок местности прилегающей территории.

В данный дренажный сток производится сброс бытовых стоков с участка Овчининской Г.А., прошедших биологическую очистку на установке «***».

16 августа 2012 года ФФБУ «ЦЛАТИ по Мурманской области» (аттестат аккредитации № ***) произведен отбор проб сточных вод, на территории земельного участка для ведения садоводства СТ «***» села ***.

В соответствии с экспертным заключением «ЦЛАТИ по МО» № *** от 27 августа 2012 года в пробе № *** (место сброса сточных вод на рельеф) наблюдается превышение нормативов ПДК для морей или их отдельных частей по: - ионам аммония в *** раз; - нефтепродуктам в *** раза; железу в *** раз; фосфатам в *** раза.

На основании установленного в отношении Овчининской Г.А. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно постановлению по делу об административном правонарушении, основанием привлечения Овчининской Г.А. к административной ответственности послужил факт нарушения положений части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, а именно: размещение в границах водоохранных зон мест захоронения отходов потребления.

Проверяя правомерность привлечения Овчининской Г.А. к административной ответственности, судья районного суда признал постановление должностного лица законным и обоснованным.

Однако с выводом о допущенном правонарушителем размещении мест захоронения отходов потребления нельзя согласиться, поскольку он объективными доказательствами не подтвержден.

В соответствии с частью 16 статьи 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

Как установлено по делу, Овчининская Г.А. является собственником земельного участка. Сведений об использовании его с нарушением указанных требований закона материалы дела не содержат.

Для очистки бытовых сточных вод Овчининская использует сертифицированную биологическую установку. Однако в материалах дела отсутствуют доказательства о причинно-следственной связи между действиями Овчининской и установленным фактом загрязнения.

Само по себе использование установки биологической очистки сточных вод не может быть признано захоронением отходов потребления.

Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-фз «Об отходах производства и потребления» под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду. Объектами размещения отходов являются полигоны, шламохранилища, отвалы горных пород и другие специально оборудованные сооружения.

Между тем, в материалах данного дела сведения об использовании Овчининской подобных сооружений и осуществлении захоронения отходов потребления отсутствуют.

При таком положении вывод административного органа о допущенном Овчининской Г.А. нарушении положений части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации в части неправомерного размещения захоронения отходов потребления является недоказанным.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

С учетом изложенного постановление и решение судьи по данному делу не могут быть признаны законными и обоснованными, поэтому подлежат отмене, а производство по делу – прекращению в виду недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление государственного инспектора РФ по СЗФО отдела надзора на море Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу № *** от 04 сентября 2012 года и решение судьи Кандалакшского районного суда Мурманской области от 10 января 2013 года отменить, производство по делу прекратить в виду недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Судья Мурманского

областного суда И.В. Истомина