дело №21-30 судья Борисова Е.А.
РЕШЕНИЕ
25 января 2019 года <...>
Судья Тульского областного суда Башкиров А.А.,
при секретаре Карловой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО «Сфера» по доверенности ФИО1 на постановление заместителя министра-директора департамента контроля и надзора в сфере экологии и природопользования министерства природных ресурсов и экологии Тульской области от 6 июля 2018 года и решение судьи Щекинского районного суда Тульской области от 17 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.3 КоАП РФ,
установил:
6 июля 2018 года заместителем министра-директора департамента контроля и надзора в сфере экологии и природопользования министерства природных ресурсов и экологии Тульской области в отношении ООО «Сфера» вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.7.3 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 300000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, защитник ООО «Сфера» обратился в суд с жалобой.
Решением судьи Щекинского районного суда Тульской области от 17 сентября 2018 года постановление заместителя министра-директора департамента контроля и надзора в сфере экологии и природопользования министерства природных ресурсов и экологии Тульской области от 6 июля 2018 года оставлено без изменения, а жалоба ООО «Сфера» без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Тульский областной суд, защитник ООО «Сфера» по доверенности ФИО1 просит об отмене постановления заместителя министра-директора департамента контроля и надзора в сфере экологии и природопользования министерства природных ресурсов и экологии Тульской области от 6 июля 2018 года и решение судьи Щекинского районного суда Тульской области от 17 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, считая их незаконными и необоснованными.
Законный представитель общества и его защитник в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом. Ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не поступило.
Судья, с учетом изложенного, а также положений п.4 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных выше лиц.
Проверив материалы дела, выслушав возражения представителей министерства природных ресурсов и экологии Тульской области по доверенностям ФИО2 и ФИО3, обсудив доводы жалобы, судья приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.7.3 КоАП РФ административным правонарушением признается пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта, которое влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года №2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах) регулируются отношения, в частности, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр.
В силу части первой статьи 11 данного Закона предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
В соответствии с частью второй статьи 12 Закона о недрах лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные в данной норме условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими названному Закону.
Пунктом 10 части второй статьи 22 данного Закона установлено, что пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Как установлено должностным лицом, судьей районного суда и следует из материалов дела, в отношении ООО «Сфера» Министерством природных ресурсов и экологии Тульской области в период, с 3 мая 2018 года по 24 мая 2018 года, была проведена плановая выездная проверка, по адресу: <адрес>.
ООО «Сфера» имеет лицензию на право пользования недрами (подземная вода) № от 19 июня 2009 года, зарегистрированную за №, с целевым назначением и видами работ - разведка и добыча питьевых подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения и технологического обеспечения водой профилактория, сроком действия, до 1 июля 2034 года, условиями которой определено следующее: п.4.4. лицензии на пользование недрами - «На территории ЗСО первого пояса скважин строго выполнять мероприятия п.3.2. и постоянно соблюдать требования п.п.3.2.1, 3.2.2., 3.2.3. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»; п.3.2.1 указанных СанПиН установлено, что территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие. Не допускается: посадка высокоствольных деревьев, все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, в т.ч.прокладка трубопроводов различного назначения, размещение жилых и хозяйственно-бытовых зданий, проживание людей, применение ядохимикатов и удобрений.
В нарушение указанных условий территория первого пояса ЗСО не ограждена по периметру. Вблизи скважин установлено хозяйственно-бытовое здание - кафе. Допуск на территорию первого пояса ЗСО не ограничен.
В нарушении п.4.7. лицензии на пользование недрами, который гласит: «Показатели качества воды (химсостав и баканализы) определять в специализированной лаборатории, имеющей право ведения этих работ, с частотой, согласно требованиям программы производственного контроля качества, согласованной в установленном порядке», программа производственного контроля качества, согласованная в установленном порядке в Министерство природных ресурсов и экологии Тульской области не представлена, несмотря на заключенный обществом договор с филиалом ФБУЗ «Ц» от 14 февраля 2018 года №№ (ранее №№ от 24 января 2017 года) (аттестат аккредитации № от 15 марта 2016 года).
Кроме того п.6.2. лицензии на пользование недрами предусматривает, что недропользователь обязан представлять в Отдел геологии и лицензирования по Тульской области следующую отчетность, связанную с пользованием недрами: а) отчетность по использованию подземных вод по форме 2-ТП (водхоз) в Отдел геологии и лицензирования по Тульской области и в другие организации, указанные на бланке отчетности, не позднее 15 января следующего за отчетным годом; б) ежегодно (до 15 января года) информационные отчеты: о выполнении лицензионного соглашения; об объемах добычи вод и других видах работ в пределах Лицензионного участка; о результатах мониторинга подземных вод».
В нарушении указанного пункта пользователем недр не сдается указанная отчетность в Отдел геологии и лицензирования по Тульской области. Отчетность по использованию подземных вод по форме 2 ТП (водхоз) в другие организации, указанные на бланке отчетности за 2017 года сдана 16 января 2018 года. Указанные условия, установленные лицензией на право пользование недрами № от 19 июня 2009 года, не изменялись и являются актуальными на период проведения проверки и на настоящее время. Изменения и дополнения в лицензию не вносились.
Установленные обстоятельства подтверждаются доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении от 19 июня 2018 года №№; распоряжением о проведении проверки от 10 апреля 2018 года №№; актом проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица от 24 мая 2018 года № с фотоматериалом; лицензией на пользование недрами и другими доказательствами, которые оценены в совокупности с иными материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 КоАП РФ с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Согласно частям 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются, в том числе, документами, которые на основании ч.1 ст.26.7 КоАП РФ признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.
Акт проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица от 24 мая 2018 года с фотоматериалами соответствует требованиям ст.26.7 КоАП РФ.
Данных о какой-либо заинтересованности сотрудников Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области в исходе дела, их небеспристрастности к ООО «Сфера» по данному делу не установлено, оснований ставить под сомнение факты, указанные должностными лицами в составленных ими документах, не имеется.
Всем исследованным по делу доказательствам судьей районного суда дана оценка с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам, предусмотренным ст.26.11 КоАП РФ, оснований не согласиться с которой не усматривается.
На основании исследованных доказательств судьей районного суда при вынесении решения, верно установлены фактические обстоятельства данного дела.
Доводы жалобы о том, что при рассмотрении настоящего дела судьей районного суда не выполнены требования ст.26.11 КоАП РФ о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Представленные материалы свидетельствуют о том, что судья районного суда всесторонне, полно и объективно исследовал все имеющиеся по делу доказательства, проверил их достоверность и допустимость. Оценив представленные доказательства в их совокупности, пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО «Сфера» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.3 КоАП РФ.
В настоящей жалобе заявитель указывает, что общество необоснованно привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, так как общество не является организацией, осуществляющей подачу воды абонентам с использованием центральных систем водоснабжения, Отдел геологии и лицензирования по Тульской области не осуществляет сбор отчетности, предусмотренной п.6.2 лицензии, а хозяйственно-бытовое здание кафе не является функционирующим.
Данные доводы были предметом проверки в ходе производства по делу и обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в решении судьи районного суда, принятом по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.
Пользованием недрами является не только добыча полезных ископаемых, но иные виды пользования, указанные в статье 6 Закона о недрах, к числу которых относится, в частности, геологическое изучение, включающее поиски и оценку месторождений полезных ископаемых; разведка и добыча полезных ископаемых.
Исходя из диспозиции ч.2 ст.7.3 КАП РФ и приведенных выше положений Закона о недрах, административная ответственность, предусмотренная указанной нормой, наступает в случае фактического пользования владельцем лицензии недрами (одного или нескольких его видов, предусмотренных статьей 6 Закона о недрах) и нарушения предусмотренных лицензией условий.
Лицензия на право пользования недрами (подземная вода) была выдана ООО «Сфера» с целевым назначением и видами работ - разведка и добыча питьевых подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения и технологического обеспечения водой профилактория, сроком действия, до 1 июля 2034 года.
Из материалов дела следует, что на лицензионном участке обществом проведены необходимые работы по изучению, разведке и добыче подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения и технологического обеспечения водой профилактория.
Указанное подтверждается, в частности, Актом проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица от 24 мая 2018 года с фотоматериалами, в котором приведены условия лицензионных требований и обстоятельства фактического пользования владельцем лицензии недрами, не соответствующие установленным требованиям.
При таких обстоятельствах должностное лицо и судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что фактически пользование недрами обществом осуществляется.
Прекращение Отделом геологии и лицензирования по Тульской области сбора отчетности, предусмотренной п.6.2 лицензии, не может служить основанием для освобождения общества от административной ответственности, поскольку данные сведения представлены в уполномоченный орган с нарушением сроков, определенных в указанном пункте лицензии.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Имеются достаточные основания для вывода о том, что при пользовании недрами обществом не приняты все зависящие от него меры по соблюдению условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами. Общество обоснованно привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.7.3 КоАП РФ.
Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность выводов судьи районного суда о доказанности вины ООО «Сфера» в совершении описанного выше административного правонарушения материалы дела не содержат.
Вид и размер наказания ООО «Сфера», назначены в соответствии с требованиями ч.1 ст.3.1, ст.3.5 и ст.4.1 КоАП РФ, и в пределах санкции ч.2 ст.7.3 КоАП РФ.
Текст жалобы, объяснения защитника юридического лица, а так же материалы дела об административном правонарушении не содержат данных, которые бы давали судье областного суда основание для применения в настоящем случае положений ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ.
Каких-либо нарушений требований КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, должностным лицом и судьей при его рассмотрении допущено не было.
С учетом изложенного, оснований для отмены актов по делу об административном правонарушении и решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.30.6-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление заместителя министра-директора департамента контроля и надзора в сфере экологии и природопользования министерства природных ресурсов и экологии Тульской области от 6 июля 2018 года и решение судьи Щекинского районного суда Тульской области от 17 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу защитника ООО «Сфера» по доверенности ФИО1 - без удовлетворения.
Судья: