ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-302/18 от 13.12.2018 Брянского областного суда (Брянская область)

судья Рассказова М.В. дело № 21-302/2018

Р Е Ш Е Н И Е

гор.Брянск 13 декабря 2018 года

Судья Брянского областного суда Богородская Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу руководителя Управления Федерального казначейства по Брянской области Астаховой О.К. на решение судьи Советского районного суда гор.Брянска от 10 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя директора департамента экономического развития Брянской области Павловского Константина Борисовича,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением руководителя Управления Федерального казначейства по Брянской области от 13 июня 2018 года № 20-32/18-10 заместитель директора департамента экономического развития Брянской области Павловский К.Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб.

Решением судьи Советского районного суда гор.Брянска от 10 сентября 2018 года указанное постановление должностного лица административного органа отменено, дело об административном правонарушении в отношении Павловского К.Б. возвращено на новое рассмотрение в Управление Федерального казначейства по Брянской области.

В Брянский областной суд поступила жалоба руководителя Управления Федерального казначейства по Брянской области Астаховой О.К., в которой ставится вопрос об отмене решения судьи Советского районного суда гор.Брянска от 10 сентября 2018 года. В обоснование доводов жалобы указано, что имеющиеся в деле доказательства полностью подтверждают, что именно Павловский К.Б. является лицом, подлежащим административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также виновность Павловского К.Б. в совершении вмененного административного правонарушения.

В отзыве на жалобу руководителя Управления Федерального казначейства по Брянской области защитник Полесская М.А., действующая в интересах Павловского К.Б., просит в удовлетворении жалобы отказать, оставить решение судьи районного суда от 10 сентября 2018 года без изменения.

В судебном заседании представитель Управления Федерального казначейства по Брянской области Демкова И.А. доводы жалобы поддержала в полном объеме.

Защитник Полесская М.А., действующая в интересах Павловского К.Б., против удовлетворения жалобы возражала, полагает, что оснований для отмены решения судьи районного суда не имеется.

Прокурор отдела прокуратуры Брянской области Пахомова Н.А. доводы, изложенные в жалобе руководителя Управления Федерального казначейства по Брянской области, поддержала.

Павловский К.Б. о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не известил, ходатайств об отложении дела не заявлял.

В соответствии с требованиями части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие Павловского К.Б.

Выслушав объяснения защитника Полесской М.А., действующей в интересах Павловского К.Б., представителя Управления Федерального казначейства по Брянской области Демковой И.А. и представителя прокуратуры Брянской области Пахомовой Н.А., проверив материалы дела, изучив доводы жалобы и возражений на жалобу, прихожу к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные трансферты из федерального бюджета (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, формы которых предусмотрены абзацами третьим - пятым статьи 129 настоящего Кодекса, устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

В силу требований подпункта 1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обладает бюджетными полномочиями, в частности, обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.

Частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.

Субъектами данного правонарушения являются должностные лица, участвующие в предоставлении и получении межбюджетных трансфертов.

Статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к указанной норме закона совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 24 апреля 2018 года первым заместителем прокурора Брянской области Таратоновым И.В. вынесено постановление о возбуждении в отношении заместителя директора департамента экономического развития Брянской области Павловского К.Б. дела об административном правонарушении по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в нарушении ответственным должностным лицом департамента экономического развития Брянской области - главного распорядителя средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий расходования межбюджетных трансфертов. На основании статьи 23.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении в отношении заместителя директора департамента экономического развития Брянской области Павловского К.Б. направлены в Управление Федерального казначейства по Брянской области.

Постановлением руководителя Управления Федерального казначейства по Брянской области от 13 июня 2018 года заместитель директора департамента экономического развития Брянской области Павловский К.Б. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из постановления следует, что руководитель Управления Федерального казначейства по Брянской области, установив фактические обстоятельства, подлежащие выяснению по делу, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, пришел к выводу о наличии в действиях заместителя директора департамента экономического развития Брянской области Павловского К.Б. события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указав, что виновность заместителя директора департамента экономического развития Брянской области Павловского К.Б. подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, в том числе приказом департамента экономического развития от 01 июня 2017 года № 129-е «О распределении обязанностей между заместителями директора департамента», подтверждающих, что именно заместитель директора департамента экономического развития Брянской области Павловский К.Б. был обязан обеспечить расходование средств субсидии на мероприятия, в целях софинансирования которых она предоставлялась.

Не соглашаясь с данными выводами, отменяя указанное постановление должностного лица и возвращая дело на новое рассмотрение в административный орган, судья районного суда указал, что сведений о том, что заместитель директора департамента экономического развития Брянской области Павловский К.Б. является субъектом вменяемого административного правонарушения в материалах дела не имеется. В материалах дела об административном правонарушении отсутствуют сведения о возложении на заместителя директора департамента экономического развития Брянской области Павловского К.Б. ответственности за соблюдением порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, соответствующие приказы, в том числе, приказ о возложении на Павловского К.Б. временного исполнения обязанностей руководителя департамента экономического развития Брянской области, а также должностные инструкции в материалах дела отсутствуют. Указанные обстоятельства должностным лицом Управления Федерального казначейства по Брянской области надлежащим образом не проверены и не дана оценка доказательствам, имеющимся в материалах дела при вынесении постановления. Кроме того, из постановления не следует конкретное описание установления даты совершения Павловским К.Б. административного правонарушения.

Вместе с тем, выводы судьи районного суда нельзя признать обоснованными по следующим основаниям.

Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определены задачи производства по делам об административных правонарушениях, которыми являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с требованиями статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1).

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами ( часть 2).

При этом Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит запрета на представление доказательств на любой стадии производства по делу об административном правонарушении.

В силу требований части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

При рассмотрении жалобы по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом ( пункт 8 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии со статьей 26.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела.

Согласно статье 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Состоявшееся по настоящему делу решение судьи районного суда по рассмотрению жалобы на постановление должностного лица административного органа не отвечает указанным выше требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При рассмотрении дела об административном правонарушении требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, судьей районного суда не соблюдены.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, в соответствии с условиями заключенного между Министерством экономического развития Российской Федерации и Правительством Брянской области Соглашения № 139-09-152 от 20 февраля 2017 года о предоставлении субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, а также на реализацию мероприятий по поддержке молодежного предпринимательства в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», субсидия предоставлялась на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности Брянской области; содействия развитию молодежного предпринимательства; оказания финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Согласно пунктам 4.3 и 6.1.1 Правительство Брянской области приняло на себя ряд обязательств, в том числе по обеспечению выполнения предусмотренного приложением № 9 к Соглашению плана (графика) реализации Брянской областью мероприятий, в целях софинансирования которых предоставлялась субсидия.

Таким образом, департамент экономического развития Брянской области, как главный распорядитель бюджетных средств, был обязан обеспечить расходование средств субсидии на мероприятия, в целях софинансирования которых она предоставлялась, в том числе на создание и (или) развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленной на содействие развития системы кредитования, в том числе фондов содействия кредитованию (гарантийных фондов, фондов поручительств), микрофинансовых организаций предпринимательского финансирования первого и второго уровня; а также на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках реализации муниципальных программ (подпрограмм) развития малого и среднего предпринимательства, в том числе монопрофильных муниципальных образований. Кроме того, был обязан обеспечить их расходование в соответствии с планом (графиком), согласно приложению № 9 к Соглашению, и результативность расходования субсидии на указанные мероприятия.

Вместе с тем, порядок и (или) условия расходования субсидии на указанные мероприятия основного направления «Оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» - создание и (или) развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленной на содействие развития системы кредитования, в том числе фондов содействия кредитованию (гарантийных фондов, фондов поручительств), микрофинансовых организаций предпринимательского финансирования первого и второго уровня, которое предполагалось реализовать согласно приложению № 9 в IV квартале 2017 года, департаментом экономического развития Брянской области был нарушен.

Так, в связи с отсутствием заявок объявленный в целях реализации указанного мероприятия департаментом с 15 по 16 декабря 2017 года конкурсный отбор на предоставление субсидий из областного бюджета некоммерческим организациям, не являющимся государственными (казенными) учреждениями Брянской области, на развитие системы микрофинансирования для субъектов малого и среднего предпринимательства дважды продлялся до 19 декабря 2017 года и 20 декабря 2017 года, однако так и не состоялся.

Также муниципальное образование гор.Фокино - один из победителей конкурсного отбора среди монопрофильных муниципальных образований, проведенного департаментом экономического развития Брянской области в рамках реализации муниципальных программ (подпрограмм) развития малого и среднего предпринимательства, в т.ч. монопрофильных муниципальных образований, не смогло реализовать муниципальную программу, в связи с чем платежным поручением от 18 января 2018 года <данные изъяты> департаментом экономического развития Брянской области осуществлен возврат в федеральный бюджет неиспользованных остатков прошлых лет субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, департаментом экономического развития Брянской области, как главным распорядителем бюджетных средств, полученных из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в соответствии с подпрограммой «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Брянской области» (2014-2020 годы) государственной программы «Экономическое развитие, инвестиционная политика и инновационная экономика Брянской области» (2014-2020 годы), определенная подпрограммой задача – обеспечение доступности финансовой и имущественной поддержки для субъектов малого и среднего предпринимательства не достигнута.

Отсутствие результатов при реализации мероприятий привело к возврату средств в федеральный бюджет и свидетельствует о недостижении принципа эффективности использования бюджетных средств, закрепленного в статье 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Представленным в материалы дела приказом департамента экономического развития от 01 июня 2017 года № 129-е «О распределении обязанностей между заместителями директора департамента», в целях повышения эффективности деятельности департамента и подведомственных учреждений (организации), находящихся в его ведении, утверждены: распределение обязанностей между заместителями директора департамента экономического развития Брянской области (приложение 1); должностные регламенты государственных служащих (ФИО1, Павловского К.Б., ФИО2) в новой редакции (приложение 2).

Согласно приложению 1 к приказу департамента экономического развития Брянской области от 01 июня 2017 года № 129-е Павловский К.Б., замещающий с 19 июля 2016 года должность заместителя директора департамента экономического развития Брянской области, координирует работу, дает поручения и контролирует деятельность, несет персональную ответственность за деятельностью отдела по поддержке и развитию предпринимательской деятельности, обеспечивает взаимодействие по своим направлениям с Министерством экономического развития Российской Федерации.

Между тем, указанные обстоятельства не приняты во внимание судьей районного суда, надлежащим образом не проверены и им не дано оценки в судебном решении.

В нарушение требований статей 26.10 и 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не истребовал необходимые для разрешения дела приказы, должностные инструкции и регламенты и надлежащим образом их не исследовал, несмотря на то, что выяснение указанных выше обстоятельств имеет существенное значение для правильного разрешения дела и вывода о виновности заместителя директора департамента экономического развития Брянской области Павловского К.Б. в совершении вмененного административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Изложенное свидетельствует о том, что судьей районного суда не были соблюдены требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, что повлияло на правильность вынесенного по настоящему делу решения, при этом судом не выяснены все обстоятельства, имеющие значение для принятия законного и обоснованного решения по делу, судебное решение вынесено на неполно исследованных доказательствах по делу.

С учетом изложенного при рассмотрении жалобы Павловского К.Б. на постановление руководителя Управления Федерального казначейства по Брянской области от 13 июня 2018 года судьей районного суда допущены существенные нарушения процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, что в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является основанием для отмены судебного решения и возвращения дела в районный суд на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела судье районного суда следует учесть вышеизложенное, надлежащим образом проверить доводы жалобы Павловского К.Б. на постановление о привлечении его к административной ответственности, исследовать вопрос о виновности заместителя директора департамента экономического развития Брянской области Павловского К.Б. в совершении вмененного административного правонарушения, полно и объективно исследовать представленные доказательства и принять законное и обоснованное решение по делу в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

решение судьи Советского районного суда гор. Брянска от 10 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя директора департамента экономического развития Брянской области Павловского Константина Борисовича отменить.

Дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя директора департамента экономического развития Брянской области Павловского Константина Борисовича возвратить на новое рассмотрение в Советский районный суд гор. Брянска.

Судья Брянского областного суда Н.А.Богородская