ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-302/2021 от 04.03.2021 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Ахтемирова Ю.С. д. № 21-302/2021

Р Е Ш Е Н И Е

г. Самара 04 марта 2021 года

Судья Самарского областного суда Самарина Е.Г., с участием директора ООО « Правовая Платформа» ФИО6 И.Е., защитника ФИО7 Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ФИО9 И.Е. в интересах ООО «Правовая Платформа» на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 24 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, которым

оставлено без изменения постановление Административной комиссии Центрального района г.о. Тольятти № 1548 от 30 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 4.23 Закона Самарской области № 115-ГД от 01 ноября 2007 года «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» в отношении ООО «Правовая Платформа» оставлено без изменения, а жалоба директора ООО «Правовая Платформа» ФИО10 И.Е. – без удовлетворения,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением административной комиссии Центрального района г.о. Тольятти № 1548 от 30 сентября 2020 года ООО «Правовая Платформа» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 4.23 Закона Самарской области от 01.11.2007 года № 115-ГД «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Не согласившись с постановлением административного органа, директор ООО «Правовая Платформа» обратился с жалобой в Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области, которым 24 декабря 2020 года вынесено указанное выше решение.

В настоящей жалобе, поступившей на рассмотрение в Самарский областной суд, директор ООО «Правовая Платформа» И.Е. ФИО11 просит отменить решение районного суда и постановление должностного лица, ввиду отсутствия в действиях Общества состава административного правонарушения, указывая на то, что общество является ненадлежащим субъектом по данному делу, ответственность по ремонту фасада возлагается на собственника здания (арендодателя) в лице ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, поскольку ремонт фасада входит в перечень работ по капитальному ремонту здания.

Административная комиссия Центрального района г.о. Тольятти, ТУ Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в Самарской области в суд не явились, о времени и месте судебного заседания надлежаще извещены.

Проверив материалы дела с учетом доводов жалобы, выслушав ФИО12 И.Е., защитника ФИО13 Е.А. поддержавших доводы жалобы, пояснивших, что спорное строение требует капитального ремонта, а следовательно субъектом правонарушения, исходя из договора аренды, ООО Правовая Платформа не является, прихожу к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (часть 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

Законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальный правовой акт, принятый органами местного самоуправления, подлежит обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 4.23 Закона Самарской области № 115-ГД от 01.11.2007г. «Об административных правонарушениях на территории Самарской области», нарушение установленных муниципальными правовыми актами требований к содержанию фасадов нежилых зданий, строений, сооружений, кроме действий, предусмотренных статьями 7.13 и 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьей 4.22 настоящего Закона, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей, на должностных лиц - от шести тысяч до десяти тысяч рублей, на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

На территории городского округа Самара действуют Правила благоустройства территории городского округа Самара и территорий внутригородских районов городского округа Самара, утвержденные Постановлением главы г.о. Самара от 10.06.2008 года №404 (в ред. от 30.10.2017).

Согласно п. 14 ст. 29 Правил не допускается нахождение самовольно расклеенных объявлений, плакатов и иной информационно-печатной продукции, а также надписей и рисунков на фасадах зданий, а также балконах, лоджиях, дверях, водосточных трубах, строениях, сооружениях и заборах, строительных ограждениях и иных объектах благоустройства. Ответственность за проведение работ по реставрации, ремонту и покраске фасадов зданий, включая очистку фасадов, заборов, строительных ограждений и иных объектов благоустройства от самовольно расклеенных объявлений, плакатов и информационно-печатной продукции, очистку (либо закрашивание) от надписей и рисунков на фасадах зданий, а также балконах, лоджиях, дверях, водосточных трубах, заборах, строительных ограждениях и иных объектах благоустройства, в соответствии с проектной документацией, а также за поддержание в чистоте и исправном состоянии расположенных на фасадах информационных табличек и мемориальных досок (памятные знаки) несут собственники, пользователи и владельцы зданий (помещений в них), строений и сооружений, в жилищном фонде - управляющие организации (собственники помещений в многоквартирном доме при непосредственном управлении многоквартирным домом). Закрашивание от надписей и рисунков должно производиться тем же цветом, что и фасад зданий, строений и сооружений (в том числе балконов, лоджий, дверей, водосточных труб), заборов, строительного ограждения и иных объектов благоустройства.

Ответственность за проведение работ по реставрации, ремонту и покраске фасадов, включая очистку от самовольно расклеенных объявлений, плакатов и иной информационно-печатной продукции, несут собственники, арендаторы и владельцы данных зданий, строений, сооружений (П. 6 ст. 31 Правил).

В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.Как следует из представленных материалов дела и установлено судом первой инстанции, между ООО «Правовая Платформа» (Арендатор) и ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (Арендодатель) заключен договор аренды от 5 ноября 2019 года нежилого здания, находящегося по адресу: <адрес><адрес>. Указанный договор заключен сроком до 4 июля 2022 года.

Здание передано ООО «Правовая Платформа» на основании акта приема – передачи от 05 ноября 2019 года.

27.08.2020 в 9.25 часов инспектором ОТМУЖКХ администрации Центрального района г.о. Тольятти ФИО14 Е.С. было выявлено, что ООО «ПравоваяПлатформа» допустило нарушение установленных муниципальными правовыми актами требований к содержанию фасадов нежилых зданий, строений, сооружений, а именно: не организовало работы по реставрации, ремонту и покраске фасада нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес>, чем нарушена ч.1 ст.4.23 Закона Самарской области N 115-ГД от 01.11.2007 «Об административных правонарушениях на территории Самарской области».

Данные обстоятельства послужили основанием к составлению в отношении ООО «Правовая Платформа» протокола об административном правонарушении с последующим привлечением юридического лица к административной ответственности.

Суд первой инстанции, оставляя постановление административного органа без изменения, исходил из того, что вина ООО «Правовая Платформа» в допущенном нарушении установлена.

Вместе с тем с выводами суда первой инстанции согласиться нельзя.

При рассмотрении дела судом не учтены следующие обстоятельства.

Согласно ч. 2 ст. 4 Конституции РФ Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

В соответствии со статьей 616 ГК РФ арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды.

Из п. 3.3.6 Договора аренды следует, что ООО «Правовая Платформа» приняло на себя обязательства по обеспечению сохранности объекта и его инженерных коммуникаций и оборудования, нести расходы на их содержание и поддержание в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии. Данное положение предусматривает проведение текущего ремонта.

Из Письма Минстроя России от 27.02.2018 N 7026-АС/08 «Об определении видов ремонта» следует, как правило, к текущему ремонту относят устранение мелких неисправностей, выявляемых в ходе повседневной эксплуатации основного средства, при котором объект практически не выбывает из эксплуатации, а его технические характеристики не меняются, работы по систематическому и своевременному предохранению основных средств от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий; к капитальному ремонту - относят восстановление утраченных первоначальных технических характеристик объекта в целом, при этом основные технико-экономические показатели остаются неизменными.

Согласно п. 14.2 ст. 1 ГрК РФ капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

Исходя из ст. 166 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ ремонт фасада относится к перечню услуг и (или) работ по капитальному ремонту.

Из системного толкования указанных выше норм следует, что из договора аренды нежилого помещения не следует, что на юридическое лицо, как на арендатора возлагалась обязанность по проведению работ по реставрации, ремонту и покраске фасада нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес>, поскольку договором не возложена на арендатора обязанность по капитальному ремонту переданного в аренду имущества за свой счет.

Данные обязанности должны быть прямо оговорены в договоре аренды, в противном случае указанные выше работы обязан производить за свой счет арендодатель.

Изложенные обстоятельства данного дела об административном правонарушении применительно к вышеприведенным положениям гражданского законодательства РФ и градостроительного законодательства РФ позволяют прийти к выводу о том, что в рассматриваемом случае ООО «Правовая Платформа» не является надлежащим субъектом вменяемого юридическому лицу административного правонарушения, не обязано организовывать работы по реставрации, ремонту и покраске фасада нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес> поскольку данные работы отнесены к перечню работ по капитальному ремонту нежилого помещения.

В связи с этим, бездействие юридического лица в части организации работ по реставрации, ремонту и покраске фасада нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 4.23 Кодекса Закона Самарской области № 115-ГД от 01.11.2007 года, не образует.

Отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

При таких обстоятельствах решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 24 декабря 2020 года и постановление Административной комиссии Центрального района г.о. Тольятти № 1548 от 30 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 4.23 Закона Самарской области № 115-ГД от 01 ноября 2007 года «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» в отношении ООО «Правовая Платформа», подлежат отмене.

Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7-30.9 КоАП РФ,

решил:

жалобу директора ООО «Правовая Платформа» И.Е. ФИО15 - удовлетворить.

Решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 24 декабря 2020 года и постановление Административной комиссии Центрального района г.о. Тольятти № 1548 от 30 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 4.23 Закона Самарской области № 115-ГД от 01 ноября 2007 года «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» в отношении ООО «Правовая Платформа», - отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со ст. 30.13 КоАП РФ решение Самарского областного суда может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Самарского областного суда подпись

Копия верна.

Судья